Под универсальными учебными действиями в современной педагогической науке понимается совокупность действий учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъекта к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию [1].
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться. В более узком значении означает совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений [2].
Интегративный характер способности к саморазвитию позволяет определить систему универсальных учебных действий как ключевую компетенцию, обеспечивающую у учащихся «умение учиться».
В результате изучения всех без исключения предметовна ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться [2]. Нас интересуют познавательные учебные действия.
В сфере познавательных универсальных учебных действийвыпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
Познавательные универсальные учебные действия включают общеучебные и логические универсальные учебные действия.
1. К общеучебным универсальным действиям относятся:
‑ самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
‑ поиск и выделение необходимой информации;
‑ применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
‑ структурирование знаний;
‑ выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
‑ рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
‑ смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
‑ извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
‑ определение основной и второстепенной информации;
‑ свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публистического и официально-делового стилей;
‑ понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
‑ умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);
‑ постановка и формулирование проблемы;
‑ самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
‑ действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование) [2].
В начальной школе общеучебные действия могут быть представлены следующим образом:
‑ формулирование цели;
‑ поиск и анализ информации;
‑ моделирование;
‑ структурирование знания;
‑ составление устных и письменных высказываний;
‑ оценка своих действий;
‑ смысловое чтение;
‑ формулирование проблемы [2].
Для полного понимания , что подразумевает под собой общеучебные действия на практике рассмотрим несколько упражнений .
1.Минутка чистописания.[3]
- Чтобы узнать, какие буквы станут нашими помощниками, продолжите закономерность.
2. Запись слов в тетрадях. [3]
- Как называются записанные вами слова?
- Как можно доказать, что они однокоренные?(Разбор по составу)
3. Образование сложных слов.[3]
Как образовалось слово СНЕГОПАД?
2. Логические универсальные учебные действия имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем — индуктивной или дедуктивной) [2].
Для развития логических универсальных учебных действий используются разнообразные упражнения.
1.Угадай слово.[3]
Одна из этих букв является безударной в новом словарном слове. Отгадайте его.
2.Соотнесите фразеологизм с его значением и составьте по одному предложению с каждым из составленных фразеологизмов.[3]
3. Образуйте сложные слова.
4. Угадай слово.[3]
Догадайтесь, что за слово: -приставка как у слова подберезовик, - корень, оно с этими словами родственное, - суффикс как у слова дворник, - окончание как у слова дуб.
(Подснежник)
5. Игра «Кто узнает сложное слово».
Пароход, метелица, водовоз, ласточка, землеройка, снегирь, самолет, Магнитогорск, книголюб.
6.Игра «Лучший водитель» (с использованием средств информационно-компьютерных технологий).
Ученик должен поставить слово-машину в гараж Е (I) или О (II):.
Если ответ верный, загорается зелёный свет, гараж закрывается. Если допущена ошибка, зелёный свет не загорается, двери гаража остаются открытыми.
7.Игра «Какое слово «лишнее» и почему?»
Гороскоп, сороконожка, посуда, посудомоечная (машина), снегопад.
8.Игра «Кто больше?»
Выигрывает тот, кто назовет больше сложных слов.
Задание для товарища. Угадай слово. Приставка - как в слове рассказ. Корень найди в слове дарственный. Суффикс и окончание возьми из слова прыжок.
Сверь правильность полученного товарищем слова с твоим ответом. Если товарищ допустил ошибку, вовремя исправь ее.
9.Угадай слово.
Приставка - как в слове рассказ. Корень найди в слове писатель. Суффикс и окончание возьми из слова ягодка.
Какое слово у тебя получилось? Сверь правильность полученного тобой слова с ответом соседа по парте.
10. Добавь к каждому слову приставку спереди так, чтобы получилось новое слово.
-РАБ (прораб), -ВАЛ (подвал), -ЛЁТ(полет), -ЕЛ (поел).
Посмотри на слова в скобках. Такие ли ты слова придумал? Работая в группе, вноси необходимые коррективы.
Придумайте подобные задания для учащихся своего класса.
11. Напиши цепочку из десяти сложных слов.
Образец: сенокос, снегопад, дымоход…
12. Раздели слова на две группы:
Землеройка, книгопечатание, ледоход, ледоруб, река, слива, мясорубка, скалолаз, трава, электровоз
13. Назовите сложные имена существительные. Из каких имен существительных они образованы?
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать следующие выводы: 1) формирование познавательных универсальных учебных действий при изучении состава слова составляет важную задачу современного начального образования; 2) для формирования у младших школьников познавательных учебных действий необходимо развивать способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, сравнение, классификация и др.)
Литература
1.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
2.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования: /сост. В. П. Овсянникова.– Челябинск : ПОЛИГРАФ-мастер, 2011. – 116 с.
3. Технологическая карта урока УМК «Школа России», русский язык, Л.М. Зеленина, 3 класс.