МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В 4-М КЛАССЕ (НА МАТЕРИАЛЕ СТИХОТВОРЕНИЙ Н. П. ВОРОНОВА) - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В 4-М КЛАССЕ (НА МАТЕРИАЛЕ СТИХОТВОРЕНИЙ Н. П. ВОРОНОВА)

Третьякова О.Д. 1, Игошина Н.В. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Главная цель введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования нового поколения заключается в создании условий, позволяющих реализовать стратегическую задачу Российского образования, а именно, повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.

Перед образовательными организациями ставятся новые цели и задачи, нацеленные на всестороннее развитие каждого ребенка как личности; обеспечение его готовности и способности к саморазвитию, самореализации, а также на развитие формирование коммуникативных, творческих и познавательных способностей младшего школьника [1].

Современные образовательные технологии предлагают для педагогов и учащихся новый вид организации и проведения урока - проект. Проектная деятельность позволяет организовать нестандартный урок, побуждая детей к самостоятельному поиску решения поставленной проблемы, организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к любому заданию, а не просто получить все знания в готовом виде от учителя. Проектная деятельность является качественной основой, реализующей гуманистический подход к обучению, через формирование открытой к знаниям творческой и активной личности.

Выделяют достаточно большое количество различных видов проектной деятельности, отличающихся по различным критериям. Мы остановимся на проекте внеклассного чтения, основной целью которого является самостоятельное знакомство детей с творчеством различных писателей [2,с.4].

Тема нашего проекта «Жизнь и творчество талантливого уральского писателя и поэта Николая Павловича Воронова». В данном проекте реализуется также региональный компонент образования, что в полной мере отвечает задачам патриотического воспитания младших школьников.

Цель данного проекта – познакомить учащихся с жизнью и деятельностью Николая Павловича Воронова, с его творчеством, в частности – стихотворениями.

Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1. Обучающая: научить детей принятию самостоятельных решений, умению ставить задачи и задавать вопросы, умению работать сообща.

2. Познавательная: познакомить детей с известным российским писателем, поэтом, прозаиком академиком Академии литературы – Н.П. Вороновым.

3. Воспитывающая: воспитывать любовь к природе, поэзии, интерес к творчеству нашего соотечественника Воронова Н.П.

4. Развивающая: развитие речи обучающихся, способности к применению мыслительных операций, развитие умений грамотно читать литературное произведение (учить понимать произведение, определять главную мысль), а также развитие памяти младших школьников (ответы на вопросы по произведению).

Оборудование: Проектор, доска, компьютер

Разработанная мною проектная деятельность посвящена творчеству Николая Павловича Воронова, а именно его стихотворениям, которые вошли в цикл «РОДНЯ»:

  • «Синицы»;

  • «Сорока»;

  • «Галчонок».

Методическая разработка рассчитана на возраст детей 4 класса общей образовательной школы. Я разделила учащихся на три группы и заранее подготовила тексты стихотворений. Дети методом вытягивания жребия определили для каждой группы стихотворение, с которым им предстояло работать. На подготовку проектной деятельности было выделено ограниченное количество времени – одна неделя. Каждой группе я раздала памятку, в которой был написан план работы.

План работы:

  1. Выбрать капитана;

  2. Представить свою «визитку», т.е. подготовить рассказ, пословицу или загадку, связанные с названиями произведений.

  3. Распределить обязанности для каждого участника группы:

  1. Подготовить краткую информацию о жизни и творчестве Н.П. Воронова; (1-ая группа: историческая справка о том, где родился автор, в каких заведениях учился, важные даты его жизни; 2-ая группа: творчество автора, самые известные произведения, перечислить названия; 3-я группа: рассказ о семье автора, его увлечениях);

  2. Найти информацию о птице из стихотворения и выступить с рассказом о ней;

  3. Найти выразительные средства, которые использовал автор, определить их роль в данном стихотворении, представить данную работу в виде краткого анализа стихотворения, на отдельном листе сдать учителю (один анализ от группы).

  4. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению (одна иллюстрация от группы);

  5. Подготовиться к конкурсу чтецов (выразительное чтение стихотворения); задание для одного человека из группы;

  6. Информацию о жизни и творчестве автора (задание «а») представить в виде презентации (одна презентация от каждой группы).

Перед началом мероприятия мы с учащимися подготовили класс к работе, расставив парты на три группы. Дети расселись по своим местам. Каждая группа красочно и интересно представила свой проект. Все задания были выполнены в соответствии с поставленными требованиями, соблюдены технические нормы в составлении презентации. После того, как дети продемонстрировали свои проекты, мы провели «Конкурс чтецов», после которого было устроено анонимное голосование по выбору победителя. В завершении нашего внеклассного мероприятия я прочитала стихотворение Н.П. Воронова «Родня» и подвела итоги.

Моя родня крылатая, Родня чадолюбивая, Певучая, пернатая, В полётах терпеливая. Родня мне по России, По золотому хлебу, По васильковой сини, По лесу и по небу. Ах, нежно и отрадно Мне видеться с тобой. Как держишься ты ладно Нарядною гурьбой. Моё родство из древних, Как солнышко приветно. Оно в беду не дремлет, В печаль — не безответно. В мороз тебя я помню: Кормушку грецким крошевом И семечками полню, А не охвостьем бросовым. Родня моя крылатая, По-русски неунывная. От витязя оратая Душой, заботой дивная.

Детям были заданы обобщающие вопросы:

  1. О какой родне говорит поэт? (о птицах)

  2. Почему он называет птиц своей крылатой роднёй?

  3. Какими словами поэт характеризует птиц?

  4. С какими птицами вы познакомились сегодня на занятии?

  5. Понравились ли вам стихи Н.П. Воронова?

Реализация данного проекта позволила каждому учащемуся познакомиться с жизнью и творчеством удивительного человека, писателем и прозаиком Николаем Павловичем Вороновым. В результате проектной деятельности все учащиеся внесли вклад в работу всей группы, проявив тем самым самостоятельность, ответственность и взаимопомощь, а также повысили уровень своей эрудированности и литературоведческие знания и умения.

Проект способствовал проявлению в детях творческих способностей, формирование которых так важно в жизни, а также обуславливается в ФГОС НОО. Юным школьникам представилась возможность оценить работу своих одноклассников из других групп, такая работа позволяет развивать способности к различным мыслительным операциям, как, например, анализ, синтез и др. В целом, работа над данным проектом оказала положительное влияние как на учебный процесс, так и на развитие младшего школьника.

Список литературы:

  1. Воронов, Н.П. Моя крылатая родня. – Магнитогорск: Магнитогорский дом печати, 2006. – 184 с.

  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. – М., 2000.

  3. Проектные задачи в начальной школе. Пособие для учителей / под ред. А. Б. Воронцова. – М.: «Просвещение», 2010.

  4. Прокофьева, А.В., Григорьева, В.И. Выявление философских и природоведческих мотивов в стихотворении Н.П.Воронова «Желна» // Актуальные проблемы современного общего и профессионального образования: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической заочной конференции. – Магнитогорск: изд-во Магнитогорск. гос.техн.ун-та им. Г.И. Носова, 2015. – 149 с. – С.90-03.

  5. Торшин, А.А. Произведение художественной литературы. Основные аспекты анализа: учеб. пособие / А.А. Торшин. – М.: Флинта: Наука, 2006. – 256 с.

Просмотров работы: 487