ПЕЙЗАЖНАЯ И ЛИРИЧЕСКАЯ ПРОЗА В ПРОИЗВЕДЕНИИ К. Г. ПАУСТОВСКОГО «КОРЗИНА С ЕЛОВЫМИ ШИШКАМИ». - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПЕЙЗАЖНАЯ И ЛИРИЧЕСКАЯ ПРОЗА В ПРОИЗВЕДЕНИИ К. Г. ПАУСТОВСКОГО «КОРЗИНА С ЕЛОВЫМИ ШИШКАМИ».

Нечкина Е.О. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Человек и природа, жизнь и творчество – что связывает их? Ответом на данный вопрос является рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками». Это произведение изучается по программе «Планета знаний» в 4 классе. Автор Э.Э. Кац.

Константин Георгиевич Паустовский – русский писатель, представитель жанра романтизма, классик русской литературы. Во второй половине XX века его повести и рассказы вошли в российских школах в программу по русской литературе для средних классов как один из сюжетных и стилистических образцов пейзажной и лирической прозы. Имея большой жизненный опыт, писатель всегда оставался верен идеям ответственной свободы человека, художника [3]. Творчество Паустовского отличается достоверностью и узнаваемостью описываемых картин природы. Писатель буквально несколькими штрихами создает удивительно яркие зрительные и слуховые образы. Паустовский К.Г. воспринимает природу как объективность, в поэтичном его воображении она рождает какие-то образы - отзвук его душевного настроения. Не пряча от читателя, но и не навязывая ему свое восприятие, писатель, как бы оставляет его с природой наедине. Итак, можно утверждать: мастерство писателя состоит в том, что он видел, понимал, и художественно воплощал каждую отдельную «картину» природы, каждый отдельный сюжет [4].

В своем творчестве Константин Паустовский часто поднимает философские вопросы о смысле жизни, о поисках своего места в этом мире, о трудности выбора, о взаи­моотношениях человека и природы [2]. Рассказ «Корзина с еловыми шишками» не является исключением [2]. Это – вымышленная, но в то же время правдивая история о человеке, тонко чувствующем природу, – об известном норвежском композиторе Эдварде Григе.

Важнейшей мыслью рассказа является - мысль о красоте и поэзии человеческой души. Паустовский старается пробудить в своих читателях самые прекрасные и нежные чувства. Названием произведения Паустовский показал, несмотря на то, что жизнь тяжела, в любой ситуации нужно находить что-то прекрасное.

Способен ли человек почувствовать всю полноту жизни посредством музыки и природы? Над этой проблемой размышляет Константин Георгиевич Паустовский в своем произведении. Рассуждая над этим вопросом, автор акцентирует внимание читателей на всю важность музыки и то, как она может изменить жизнь человека и может передать его чувства.

Завязкой произведения является встреча композитора Эдварда Грига и девочки Дагни в сосновом лесу. Григ восхищается красотой природы, которая его окружает. Он решает сделать подарок девочке, но только тогда, когда она станет взрослой.

В следующей части рассказа читатель понимает, что композитор решил посвятить произведение этой маленькой девочке из леса, тем самым мы узнаем о развязке рассказа.

Кульминацией рассказа становится тот момент, когда Дагни, достигшая 18 лет, идет на концерт и слышит произведение, которое посвятили ей. Она вспоминает того мужчину, с которым встретилась в лесу и понимает, что это и есть его подарок, что он про нее не забыл.

В заключении девушка от наплыва эмоций уходит с концерта и идет к морю. Осмыслив услышанное, она поняла, что живет не зря, подтверждая это словами: «– Слушай, жизнь, – тихо сказала Дагни, – я люблю тебя».

Пафосом этого рассказа служит катарсис, который произошел с девушкой от услышанной композиции.

Конфликтом данного произведения является недопонимание взрослого и ребенка. Девочка не понимает почему не может получить подарок в настоящий момент, а композитор не нашел подходящих слов для объяснения.

В данном произведении ключевыми героями являются Дагни Петерсон и Эдвард Григ. Портрет композитора является динамичным. Читатель узнает только то, что Григ - это седовласый мужчина с добрыми глазами и крепкими пальцами. Григ жил в своем доме, друзья композитора сравнивают его с жилищем дровосека, что показывает связь композитора и девочки.

Григ очень сильно повлиял на Дагни своим произведением, он смог вернуть девочку в детство и заставил тем самым вспомнить родные края. Во время сочинения композиции Григ полностью погружен в свое творение, он очень внимателен и не хочет упустить ни малейшей детали. Донести музыкой всю красоту природы и окружающего его мира вот главная цель композитора. Девушку его композиция тронула до глубины души.

Что же касается Дагни, писатель очень хорошо описывает внешний облик девочки: «Григ заметил, что зрачки у нее зеленоватые и в них поблескивает огоньками листва»[1]. «Ничто так не оттеняло строгую бледность лица Дагни и ее длинные, с отблеском старого золота косы, как этот таинственный бархат»[1].

В начале рассказа мы видим очень дружелюбную девочку, она не боится говорить с незнакомым человеком и даже приглашает его в гости. Уже в повзрослевшей девочке мы видим ранимую натуру, которую окружает творчество. Из-за частых переживаний после спектаклей тетя Дагни решает отправить ее на концерт, чтобы девушка смогла отвлечься. На этом концерте она и услышала замечательное произведение Грига, посвященное ей.

По ходу произведения посредством музыки прослеживается духовная связь между композитором и девочкой. Когда Эдвард Григ и Дагни встретились в лесу, у композитора зародилась мысль о посвящении ей произведения. В момент написания музыки композитор представлял образ девушки, думал о встрече с ней, о чем с ней будет говорить, то есть она мысленно была рядом с ним. А в момент исполнения музыки уже Дагни вспоминала об Эдварде Григе – волшебнике и великом музыканте!

Автор относиться к героям с теплотой и любовью. Он хочет донести читателю, что память о человеке жива всегда. Григ с помощью своего произведения вложил в душу Дагни свое мировоззрение, черты своего характера, он открылся для нее.

Также важную часть в данном произведении занимает роль природы. Паустовский очень красочно описывает осенний лес: «Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. Но особенно хороши горные леса около моря… Стояла осень. Если бы можно было собрать все золото и медь, какие есть на земле, и выковать из них тысячи тысяч тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда, что лежал на горах»[1]. Тем самым он показывает читателю, что же послужило вдохновением композитора.

Паустовский в своем рассказе использует такие художественные средства: олицетворение (Заржавленные пароходы приходили из разных стран и дремали у деревянных пристаней, тихонько посапывая паром.) - автор этим фонетическим тропом хотел показать спокойствие и умиротворение, происходящее в данный момент; с помощью сравнения (Ты как солнце, – говорит ей Григ. – Как нежный ветер и раннее утро [1]) Паустовский пытается передать те чувства, которые испытывает композитор, говоря о девушке. А также текст не обходится без лексических выразительных средств таких как: контекстуальные антонимы (не то с ужасом, не то с восхищением) и синонимы (не разобью, не сломаю), которые нужны для усиления эмоционального своеобразия.

Рассказ понятен как взрослым, так и детям. Предложения текста просты и лаконичны. Автор использует диалоги, что помогает читателю, лучше понять героев произведения.

Я считаю, что это произведение включено в детское чтение, для того, чтобы дети поняли, что в жизни нужно быть щедрым, нести людям добро и радость.

Прочитав текст К.Г. Паустовского, я поняла, что человек после себя может оставить что-то прекрасное и жить в сердцах людей еще долгое время, а творчество способно влиять на жизнь человека и даже изменить его мировоззрение.

Список литературы:

  1. Корзина с еловыми шишками [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://paustovskiy.niv.ru/paustovskiy/text/rasskaz/korzina-s-elovymi-shishkami.htm (дата обращения: 12.12.2016)

  2. Корзина с еловыми шишками (сочинение) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://resoch.ru/korzina-s-elovymi-shishkami-sochinenie/ (дата обращения: 12.12.2016)

  3. Паустовский Константин Георгиевич [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%83%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%93%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 (дата обращения: 12.12.2016)

  4. Творчество К.Г. Паустовского как средство формирования эстетического вкуса младших школьников [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2604 (дата обращения: 12.12.2016)

Просмотров работы: 2218