МОЖЕТ ЛИ ТРУС СТАТЬ ХРАБРЕЦОМ? ТЕМА ХВАСТОВСТВА В ПРОИЗВЕДЕНИИ Д. МАМИНА-СИБИРЯКА «СКАЗКА ПРО ХРАБРОГО ЗАЙЦА – ДЛИННЫЕ УШИ, КОСЫЕ ГЛАЗА, КОРОТКИЙ ХВОСТ» - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МОЖЕТ ЛИ ТРУС СТАТЬ ХРАБРЕЦОМ? ТЕМА ХВАСТОВСТВА В ПРОИЗВЕДЕНИИ Д. МАМИНА-СИБИРЯКА «СКАЗКА ПРО ХРАБРОГО ЗАЙЦА – ДЛИННЫЕ УШИ, КОСЫЕ ГЛАЗА, КОРОТКИЙ ХВОСТ»

Мухина О.О. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк — известный русский прозаик и драматург, родился 25 октября 1852 года в Висимо-Шайтанском заводе Пермской губернии в семье священника [1]. Сначала он получил домашнее образование, затем учился в Висимской школе для детей рабочих. Отец Дмитрия хотел, чтобы в будущем сын пошел по стопам родителей и был служителем церкви. Поэтому в 1866 году родители отдали мальчика получать духовное образование в Екатеринбургское духовное училище, где он проучился до 1868 года, а затем продолжил учебу в Пермской духовной семинарии [1]. После семинарии Дмитрий Мамин весной 1871 года переехал в Санкт-Петербург и поступил в медико-хирургическую академию на ветеринарное отделение [1]. В 1876 году он перешел на юридический факультет университета, но так и не закончил его [1].

Он путешествовал по всему Уралу и опубликовал большое количество путевых очерков, уральских рассказов, в которых описывал невероятную красоту природы и её воздействие на жизнь людей. В большинстве всех произведений Мамина-Сибиряка сюжет и природа неразделимы и взаимосвязаны. Его произведения наполнены правдивостью, честностью и очень близки обычному народу. В 1891 году умерла его любимая жена - Мария Абрамова, оставив на руках отца маленькую дочь Аленушку. После этой большой трагедии Мамин-Сибиряк начал много писать для детей, и в 1894 году выпустил сборник, который посвятил своей дочери - «Алёнушкины сказки». Произведения этого сборника наполнены радостью, верой в добро и в то же время носят поучительный характер. Именно поэтому «Алёнушкины сказки» так сильно полюбились детям и навсегда вошли в детскую классику.

Одним из произведений этого сборника является «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Прочитав название произведения, читатель сразу же задумывается о том, почему автор называет зайца храбрым, ведь все зайцы трусливые и всего бояться. Также автор в названии рассказа даёт краткое внешнее описание, по которому читатель может представить облик героя.

Темой рассказа является хвастовство Зайца, которое ни к чему хорошему его не привело. Проблемой являются вопросы: понял ли Заяц, что хвастаться – это плохо и неправильно? Может ли трусливый заяц стать храбрым? Идеей является задумка автора показать на примере зайчика, как нехорошо хвастаться, к чему это может привести, и как могут отнестись окружающие к хвастовству. Пафос произведения иронический, так как автор высмеивает хвастовство Зайца, называя его глупым и смешным.

Произведение начинается с экспозиции, в которой мы узнаем о том, что родившись, зайчик боится всего на свете, например: «…Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега, - у зайчика душа в пятки…» [2]. Однако заяц вырастает и ему надоедает всего бояться. Завязка начинается со слов Зайца: «- Никого я не боюсь! Вот не боюсь нисколько, и всё тут!» [2].

С этого момента начинается развитие действий: «…Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи - все слушают, как хвастается Заяц - длинные уши, косые глаза, короткий хвост, - слушают и своим собственным ушам не верят. Не было ещё, чтобы заяц не боялся никого.

- Эй ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

- И волка не боюсь, и лисицы, и медведя - никого не боюсь!

- Да что тут долго говорить! - кричал расхрабрившийся окончательно Заяц. - Ежели мне попадётся волк, так я его сам съем…» [2]. Никто не поверил словам зайца, все лишь посмеялись и назвали его глупым.

Кульминацией является эпизод, когда к зайчатам незаметно подкрался Волк, Заяц-хвастун его увидел, «…подпрыгнул кверху, точно мячик, и со страха упал прямо на широкий волчий лоб, кубарем прокатился по волчьей спине, перевернулся ещё раз в воздухе и потом задал такого стрекача, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи…» [2].

Развязкой является конец рассказа, когда зайчата подумали, что это Заяц-хвастун прогнал волка и всех спас, «…- Молодец, косой! - закричали все зайцы в один голос. - Ай да косой! Ловко ты напугал старого Волка. Спасибо, брат! А мы думали, что ты хвастаешь…» [2]. А сам Заяц начал верить в то, что действительно никого не боится. Однако Заяц так и не понял, что не нужно хвастаться, ведь всё, что он про себя придумал – это мнимые достоинства, которыми на самом деле он не обладает, а лишь притворяется и обманывает всех вокруг.

Главным героем этого произведения является Заяц. В названии рассказа автор даёт ему небольшое внешнее описание: длинные уши, косые глаза, короткий хвост. Благодаря этим элементам, мы можем сказать, что Заяц ничем не отличается от других зайчат, он такой же маленький и беззащитный, никаких особенностей у него нет, поэтому довольно сомнительно верить его словам о том, что он очень храбрый и никого не боится.

Характер героя складывается из его действий и речевых выражений в системе сюжета. Благодаря им, мы можем утверждать, что заяц самоуверенный, самонадеянный и хвастливый, например: «…- Никого я не боюсь! И волка не боюсь, и лисицы, и медведя - никого не боюсь!...» [2]. В тоже время он очень трусливый и пугливый: «…Заяц увидел глядевшего на него Волка. Другие не видели, а он видел и не смел дохнуть…», «…Наконец совсем обессилел бедняга, закрыл глаза и замертво свалился под куст…» [2]. Другие герои отзываются о Зайце, как о глупом хвастуне, но в конце рассказа их отношение меняется, так как они думают, что это он испугал Волка и спас других зайчат. Однако Заяц, несомненно, является отважным, ведь ему хватило смелости встать на пень и не задумываясь о том, что про него подумают остальные, заявить, что он никого и ничего не боится. Наверное, Зайцу хотелось отличаться от своих братьев, и, наконец, перестать от всех прятаться.

Развитие действий этого произведения происходит в лесу. Описания природы автор не даёт, но обращает наше внимание на отдельные мелкие детали, которые помогают читателям более точно представить обстановку, в которой происходят действия героев, например: «…Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега…», «…Кто удрал в кусты, кто спрятался за пенёк, кто завалился в ямку…» [2]. Очень красочно описывает автор эпизод, когда зайчата слушают, как хвастается Заяц: «…Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы и отведавшие волчьих зубов. Очень уж смешной заяц! Ах, какой смешной! И всем вдруг сделалось весело. Начали кувыркаться, прыгать, скакать, перегонять друг друга, точно все с ума сошли…» [2]. Благодаря этому описанию, мы без труда можем представить ту суматоху, которая происходит в лесу, прочувствовать настроение зайчат и посмеяться над Зайцем вместе с ними. Также автор развернуто описывает момент столкновения зайца с волком: «…Заяц-хвастун подпрыгнул кверху, точно мячик, и со страха упал прямо на широкий волчий лоб, кубарем прокатился по волчьей спине, перевернулся ещё раз в воздухе и потом задал такого стрекача, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи…» [2]. Это дает нам понять, насколько внезапно и неожиданно заяц упал на волка, испугал его и ничуть не меньше испугался сам.

По размеру произведение небольшое и довольно легко читается. Части текста последовательно связаны между собой, и развитие действий происходит по порядку. Текст построен на приеме динамичного развития сюжета, в конце рассказа мы узнаем, чем заканчивается история. Слова в рассказе общеупотребительные, поэтому известны каждому читателю. Лексика текста довольно понятна, но существует большое количество различных фразеологизмов, значения которых ребята должны хорошо понимать, например: «язык примерз», «не смел дохнуть», «гонится по пятам», «душа в пятки ушла», «выскочить из собственной кожи» [2]. Эти фразеологизмы показывают, насколько труслив зайчик и как сильно он боится всего на свете. Также присутствуют сравнение «Заяц-хвастун подпрыгнул кверху, точно мячик». В тексте очень много восклицательных предложений и повторяющихся слов, которые усиливают передачу настроения всего произведения и эмоциональные переживания за главного героя, к тому же, такие предложения помогают автору наиболее точно и красочно описать атмосферу происходящих действий, благодаря чему, читатель с легкостью окунается в ту лесную суматоху зайчат.

Подходя к концу, хотелось бы сказать, что тема хвастовства актуальна и в наши дни. Многие люди, и дети, и взрослые красочно рассказывают о себе и о своих мнимых достоинствах. А мы, узнав человека лучше, разочаровываемся в нем, так как на самом деле он является не тем, за кого себя выдает. Дмитрий Наркисович своим произведением на примере Зайца показал детям, что не нужно присваивать себе какие-либо качества, которыми на самом деле ты не обладаешь, наоборот, нужно искать в себе свои умения и таланты, развивать их и достигать больших успехов, а не просто хвастаться, как Заяц-хвастун.

Список литературы
  1. Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк // E-libra [Электронный ресурс]. URL: http://e-libra.ru/books/205607-izbrannye-proizvedeniya-dlya-detej.html (дата обращения: 19.12.2016).

  2. Алёнушкины сказки // E-libra [Электронный ресурс]. URL: http://e-libra.ru/read/116185-alyonushkiny-skazki.html (дата обращения: 19.12.2016).

Просмотров работы: 3575