ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ РЕБЕНКА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ РЕБЕНКА

Власюк И.А. 1
1Филиал Ростовского государственного университета путей сообщения в г. Минеральные Воды
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Особенно опасно пристрастие к электронным игрушкам с раннего возраста!

Дефицит внимания со стороны родителей, вызванный отчасти потребностью взрослого человека остаться наедине с "электронной игрушкой", а также выкроить для себя немного свободного времени, предоставив ребенку гаджет; отсутствие совместного досуга родителей и детей, к приводит к тому, что дети выбирают планшеты и компьютеры в качестве суррогата друзей, целиком погружаются в примитивную игровую среду, в которой получают то, чего им так не хватает в реальной жизни: поощрение, признание своих заслуг, подчеркивание компьютером способностей, ума, ловкости ребенка.

Одной из причин того, что ребенок знакомится с гаджетами чуть ли не с первого года жизни, является попытка пресечения капризов и истерик ребенка, желание скоротать время при ожидании в очередях, причем с минимальными эмоциональными затратами со стороны взрослых. Эти попытки зачастую увенчиваются успехом, приводящим впоследствии к тому, что ребенок осознанно психует и плачет, дабы получить вожделенную электронную игрушку.

Эти шаги предпринимаются напрасно, поскольку в раннем дошкольном возрасте у ребенка возникают особые эмоциональные отношения с близкими людьми. Это время, когда роль любящего родителя незаменима и любые «электронные няни» могут необратимо навредить ребенку, сформировав аутичные черты в его поведении.

В период дошкольного детства ребенок осваивает важнейший навык – ролевую игру, в процессе которой он воспроизводит поведение взрослых. В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений, а из отношения к другому человеку формируется смысл поступков и действий. Так, эволюция действия по Д.Б. Эльконину проходит следующий путь: ребенок ест ложкой, затем манипулирует ложкой («кормит куклу»), как мама, далее его действия все более схематизируются, кормление превращается в уход, в отношение к другому человеку. Проблема компьютерной игры состоит в том, что она тормозит развитие ребенка тем, что отсутствует необходимость создания роли. В компьютерных играх он играет уже готовым героем, ему не нужно ни в кого перевоплощаться. Это приводит к скудности и скупости воображения, неумению находить общий язык со сверстниками, нечувствительности к эмоциям других людей.

Для большинства компьютерных игр характерны следующие признаки:

  • преобладание механического выполнения миссии игры;

  • наличие звуковых и цветовых эффектов;

  • многократное повторение действий для достижения результата;

  • малоосмысленное продвижение по уровням сложности;

  • попытки поймать, отсортировать или собрать что-то, преодолевая однотипные препятствия, уничтожая возникающие на пути преграды.

Такая игра не требует высокого интеллектуального потенциала, творчества, умения разговаривать, договариваться и сотрудничать, проявлять личностные душевные и нравственные качества. При этом она привлекает ребенка сенсорными эффектами, иллюзией управляемости («захочу – включу, захочу – выключу»), примитивным, понятным без слов сценарием, способностью самому наполнять свой досуг, независимо от друзей и родителей.

Игра ребенка на компьютере или планшете не требует эмоциональной включенности в этот процесс родителя, его участия, помощи и содействия, что отражается на степени детско-родительской привязанности. Роль родителя трансформируется, у детей пропадает потребность обращаться к взрослым за помощью или для получения ответов на свои бесчисленные "почему", да и сами "почему" исчезают из лексикона ребенка, так как его уже не интересует окружающий мир с его тайнами и загадками. Постепенно ребенок воспринимает родителей как «хранителей гаджета» или досадное препятствие на пути к любимому устройству. Гаджеты крадут стремление подрастающей личности к узнаванию нового, отупляют возможностью примитивного времяпровождения. Дети, которым слишком рано позволили организовывать свой досуг путем использования компьютера или планшета, имеют проблемы с речью, отстают в развитии от своих сверстников.

Слишком длительное нахождение перед компьютером может стать причиной:

  1. нарушения нормального общения с детьми и взрослыми, сужения круга общения;

  2. нарушения сна, перенапряжения глаз, искривления позвоночника, ожирения и др.;

  3. замены реальной жизни виртуальной;

  4. возникновения так называемой “компьютерной зависимости”, т.е. психологической зависимости ребенка от виртуального мира.

Недопустимо разрешать ребенку бесконтрольно играть или просматривать видео на электронных устройствах, нельзя позволять стать компьютеру лучшим другом ребенка. Необходимо стремиться к тому, чтобы наиважнейшей ценностью для детей стало общение с родителями, совместные прогулки, занятия спортом, творческое развитие.

При организации досуга ребенка или же использования компьютера в качестве обучающего инструмента, необходимо выбирать развивающие и обучающие игры, обучающие программы, причем длительность нахождения за компьютером детей дошкольного возраста не должна превышать 30 мин. При этом важно контролировать не только время, но и содержание игры. Хорошо известно и подтверждено результатами научных исследований, выполненных специалистами лаборатории гигиены обучения и воспитания детей и подростков, что самыми утомительными для детского внимания являются игры с навязанным темпом игровой деятельности, рассчитанные на быстроту реакции. Для детей эти игры привлекательны острыми ощущениями и яркими эмоциями. Однако психика детей неустойчива, поэтому чрезмерное увлечение такими играми может стать причиной очень тяжелых последствий: повышенной возбудимости, агрессивности, нарушения сна. Необходимо внимательно выбирать компьютерные игры, оценивать не только их содержание и характер игры, но и цветовое решение, размер изображений.

В детях необходимо воспитывать, прежде всего, целеустремленность, развивать умение ставить перед собой задачи и находить наиболее рациональные способы их решения, требовать реализации поставленной цели, а компьютерные технологии должны быть всего лишь, пусть очень мощным, но все же инструментом в достижении поставленных задач.

Одним из важнейших последствий развития информационных технологий является изменение структуры потребностей личности. Современные средства предлагают новые и изменяют имеющиеся способы удовлетворения потребностей, технические средства служат не только своей основной функции, но и приобретают другие - характеризуют статус человека в обществе, уровень владения техникой.

Современные технологии требуют развития личности, повышая уровень её компетенции, усложняя деятельность, но в то же время, предоставляя большие возможности для творческой самореализации. Исследования показали, что молодое поколение успешно адаптируется к высокотехнологичному обществу, используя преимущества, предоставляемые информационными технологиями и решая возникающие проблемы. Облегчить процессы социализации молодого поколения в изменяющихся условиях существования может целенаправленная деятельность по формированию информационной культуры личности.

Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые и компетентные личности, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, отличающиеся мобильностью, конструктивностью, динамичностью, осознающие свою ответственность за судьбу страны. Информационные технологии это лишь инструмент, который способствует становлению личности. Изначально все зависит от личности, от её характера и потребностей.

Какую роль будут играть информационные технологии в жизни молодого человека - прогрессирующую или регрессирующую - это личное предпочтение каждого. Умение использовать новейшие достижения техники усиливает дифференциацию в молодежной среде, когда активные, используя положительные параметры информационных технологий, развиваются и растут в сфере своих интересов, то пассивные - довольствуются малым и остаются на прежнем уровне своего развития.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Консультация для родителей и педагогов по теме: "Социальная зависимость детей дошкольного возраста от гаджетов". URL: http://doshkolnik.ru

  1. Отрицательные параметры влияния Информационных Технологий на формирование ценностных ориентаций молодежи. URL: http://refleader.ru

  2. Влияние гаджетов на развитие коммуникации, социализации и речи у детей раннего и дошкольного возраста URL: http://cyberleninka.ru

Просмотров работы: 727