СУБКУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СУБКУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Орлов А.А. 1
1Филиал Ростовского государственного университета путей сообщения в г. Минеральные Воды
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

В моей работе рассказывается об особой части общественной культуры, об ее ответвлениях – субкультурах, и об ее представителях в частности. Молодежных неформальных движений множество. Я рассмотрел только некоторые из них, но, на мой взгляд, они ярче всего раскрывают само явление.

Основной задачей данного реферата является попытка раскрыть само понятие о молодежной субкультуре, ее историю возникновения, основные причины возникновения и дать краткое представление о каждом типе молодежных субкультур.

Что такое вообще субкультура? По одному из определений – «неформальное объединение людей на почве общих интересов». У нас участники субкультурных группировок – неформалы – до сих пор считаются ненормальными, идиотами, фриками. Люди слишком привыкли жить как все, не выделяться из толпы. Менталитет меняется, но медленно.

Субкультурная молодежь всегда дистанцировалась, отличалась от большинства. И любая субкультура, – какой бы она не была – всегда остается меньшинством. Но в этом меньшинстве ты находишь таких, как ты сам, – ведь выживать в одиночку, один против всех, может не каждый. Вместе всегда легче, особенно если ты выделяешься, не похож на общую массу.

Субкультуры - это не что-то замкнутое и застывшее. Они пересекаются между собой – например, рэперы с графитчиками, а панки со скейтерами. Они развиваются, видоизменяются. У каждой субкультуры есть пик, когда она в моде, когда в нее приходят толпы молодежи – часто не вникая в смысл, просто потому, что это «модно», потому что там друзья, знакомые, одноклассники. Проходят мода, и остаются только «true» - те, для кого важна не внешняя оболочка, а суть, идея. Таких всегда мало, а «позеров», случайных людей – большинство, но они-то и делают субкультуру массовой.

Все больше подростков каждый день во всех странах мира становятся неформалами. Поэтому необходимо знать об этой культурной нише, понимать ее и быть готовым столкнуться с ее представителями в реальной жизни. Рассказать как можно больше, объяснить суть субкультур – это и есть цель моей работы.

1. Понятие субкультуры

Что же такое субкультура? Субкультура — свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение.

Субкультура — суверенное целостное образование, часть общественной культуры. С точки зрения культурологии же, субкультура — это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т. д.

Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Некоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.

2. История возникновения субкультуры

Ненормативное (отклоняющееся от принятых в обществе норм, асоциальное) поведение молодых людей впервые стало объектом внимания ученых в Соединенных Штатах Америки в 30-50 гг. XX века.

Ученые-социологи, психологи, правоведы изучали возникновение и функционирование молодежных банд в больших городах, в первую очередь Чикаго. Здесь рассматривалось ненормативное поведение молодежи. Фильм, естественно, в силу специфики жанра несколько романтизирует образы и ситуации; исследователи же анализировали их причины и суть. Исследования показали, что члены таких бандитских объединений живут в соответствии с собственными правилами и нормами, которые являются отклонением от базовой социально-культурной нормы. Именно к ним, этим объединениям, и было впервые применено понятие "субкультура». Субкультурой стали называть такую подсистему общества, которая не признается обществом в целом, в первую очередь государственной властью.

После второй мировой войны термин "молодежная субкультура" вошел в обиход социологов и стал употребляться не только применительно к преступным формированиям, но и ко всем явлениям культуры, связанным с молодежью. Отмечалось, что рост благосостояния ведет к повышению покупательной способности молодежи, а это в свою очередь порождает возникновение нового, самостоятельного рынка товаров и услуг, ориентированного на молодого покупателя. Это было названо "прорывом тинейджерской культуры". Впрочем, в этот период отклонения от базовых норм и ценностей общества у молодежи было незначительным и многие исследователи на этом основании отрицали существование понятия "молодежная культура", аргументируя свою позицию тем, что в руках старшего поколения сосредоточены мощные средства влияния и контроля над образом жизни молодого поколения.

Но правы, оказались те, кто рассматривал тинейджерство как начало нового внутрикультурного процесса. Производство широкодоступных "культурных товаров" (поп-музыка, мода т.п.) привело к тому, что тинейджерство стало международным стилем-движением, продуцирующим и потребляющим не только разнообразные варианты моды и музыки. Молодежная субкультура постепенно дифференцировалась, в ней возникли различные движения, которые связывались уже не только и не столько с модой и музыкой, сколько с общественно-политическими взглядами — этот процесс охватил культуру в 60-70 гг. Тогда и заговорили о "конфликте поколений", а как следствие резко возрос интерес к исследованиям, изучающим эту проблему.

3. Причины возникновения субкультуры

Почему возникают субкультуры?

Наиболее распространенным является такой ответ: чтобы разрешить противоречия в основной культуре, если она оказывается неспособной обеспечить повое поколение действенной идеологией. Субкультура обретает формы в собственной стилистике поведения, в языке, одежде, в ритуалах, способных к творческому развитию.

Соотношения между "главной" культурой и "отклонениями" пытается определить теория субкультур как научная дисциплина. Она работает в понятийном поле культурологии, базируясь на конкретных социологических исследованиях и других гуманитарных дисциплинах. Марксистская теория отрицает субкультуры, рассматривая молодежные субкультуры как идеологию, призванную маскировать антагонистические противоречия капиталистического общества и подменить их противостоянием поколений.

Я уверен, что каждому из нас случалось идти по улице, ехать в метро или просто смотреть телевизор и видеть людей, которые чем-то непохожи на других. Это и есть неформалы – представители современных субкультур.

Само слово неформал, неформальный обозначает необычность, яркость и незаурядность. Человек–неформал – это попытка показать свою индивидуальность, сказать серой массе: "я – личность", бросить вызов миру с его бесконечными буднями и выстраиванием всех в один ряд.

Говоря по-научному, субкультура - это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Субкультурные атрибуты, ритуалы, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны. Убедимся в том, что субкультуры - это огромный яркий мир, открывающий нам все оттенки жизни. Для этого, разберем кратко каждую субкультуру.

4. Классификация субкультур

Виды субкультур

Общее описание

Подвиды

Описание подвидов

Музыкальные

Субкультуры, основанные на поклонниках различных жанров музыки.

Альтернативщики

Поклонники альтернативного рока, ню-метала, рэпкора

   

Готы

Поклонники готик-рока, готик-метала и дарквэйва

   

Металлисты

Поклонники хэви-метал и его разновидностей

   

Панки

Поклонники панк-рока и сторонники панк-идеологии

   

Растаманы

Поклонники регги, а также представители религиозного движения Растафари

   

Рокеры

Поклонники рок-музыки

   

Традиционные скинхеды

Любители ска и регги

   

Эмо

Поклонники эмо и пост-хардкора

Имиджевые

Субкультуры, выделяемые по стилю в одежде и поведению

Стиляги

 
   

Милитари

 

Политические и мирровозре-нческие

Субкультуры, выделяемые по общественным убеждениям

Анархо-панки

 
   

Антифа

 
   

RASH-скинхеды (редскины)

 
   

НС-скинхеды

 
   

Стрейт-Эйджеры

 
   

Хиппи

 

По хобби

Субкультуры, сформировавшиеся благодаря хобби

Байкеры

Любители мотоциклов

Хулиганские

Выделение этих субкультур часто оспаривается, и далеко не все, причисляемые к ним, сами относят себя к ним.

Руд-бои

 
   

Гопники

 
   

Любера

 
   

Ультрас

Высокоорганизованные, очень активные члены фан-клубов

   

Футбольные хулиганы

 

5.1 Музыкальные

Го́ты — представители готической музыкальной субкультуры (Гот-субкультуры) , зародившейся в конце 70-х годов 20-ого века на волне пост-панка. Отличительные черты: 1. Огромная любовь к стилям готик-рок и дэт-рок 2. Мрачный имидж (черный цвет волос, ирокезы, кожаная одежда и атрибутика и т. д. ) 3. Посещение концертов и фестивалей, связанных с готик-роком и дэт-роком.

Ранние готы выглядели также как панки, с тем лишь отличием что доминирующим цветом одежды и волос был черный (с вставками белого, красного или пурпурного) и серебряными украшениями. Они носили рваную одежду и даже ирокезы, хотя «готский ирокез» был обычно черным и намного шире чем панковский (выбрит только по сторонам) . Они также обычно носили много сетки (чаще всего мужчины на руках) и имели оригинальный стиль мэйк-апа, с очень белыми лицами и большим количеством черной подводки для глаз (и мужчины и женщины) . Волосы обычно были закручены и начесаны.

Первоначально у мужчин волосы были довольно короткие и начесанные, но ближе к концу 80-х длинные черные волосы стали более предпочитаемы, и теперь чаще можно увидеть длинные ниспадающие чем сбритые по сторонам и торчащие кверху. Мэйк-ап остался частью имиджа, но одежда разнообразилась, так теперь некоторые носят одежду с влиянием 18-го или раннего 19-го веков, другие носят винил, кожу и сетку. (Мятый бархат наверное станет еще одним фаворитом) . А некоторые из них носят и то и другое, хотя редко одновременно. Черный и белый остаются доминирующими цветами, хотя красный или пурпурный еще появляются. Характерными материалами остаются шелк, мятый бархат, кожа и сетка.

Металлисты – это одна из самых многочисленных субкультур в мире, даже в мусульманских странах находятся ее представители. В России же, они появились к концу 80-х, первый метал-фестиваль прошел в Москве в 1989 году. Стереотип о металлистах, как о немытых, волосатых, сквернословящих и агрессивных подростках, конечно, ложен, - это пример самых худших представителей субкультуры. В основном же, металлисты – это меломаны тяжелой музыки, любящие татуировки, шумные концерты и алкоголь, а вот наркотики у них принимать не принято. Конечно, за счет философии независимости и свободы, к металлистам примыкают подростки, но часто субкультура перерастает в образ жизни. На концертах за пределами России можно встретить пенсионеров-металлистов или целые семьи. Металлистыв возрасте – это чаще всего серьезные предприимчивые люди, бизнесмены или творческие личности. Металлистыпредпочитают ярко выраженный внешний вид – это грубая кожаная одежда, металлические цепи, браслеты, футболки с символикой любимых музыкальных групп, татуировки и пирсинг, изображения черепов и магической символики. Из-за такого стиля металлистовчасто путают с байкерами, готами или сатанистами, но только с байкерами металлистыимеют общие корни. Излюбленный жест металлистов «коза» имеет древнюю историю: в средневековье он был защитой от сглаза. А в обиход рокеров и металлистов он вошел на концерте Ронни Джеймса. Среди металлистовпопулярна различная фантастическая и мистическая литература , а также скандинавская и древняя мифология . Сообщество металлистовочень дружное, выпускает собственные книги и фильмы, например, «Путешествие металлиста», и только благодаря энтузиастам выживают музыкальные группы, а в магазинах выпускается миллионными тиражами атрибутика.

5.2 Имиджевыесубкультуры

Стиляги — советская молодёжная субкультура конца 1940-х — начала 1960-х гг., имевшая в качестве эталона западный (преимущественно, американский) образ жизни. Стиляг отличала нарочитая аполитичность, определённый цинизм в суждениях, отрицательное (или безразличное) отношение к некоторым нормам советской морали. Стиляг выделяла из толпы яркая, часто нелепая, одежда, определённая манера разговора (особый сленг). Им был присущ повышенный интерес к западной музыке и танцам. Субкультура стиляг явилась своеобразным стихийным протестом против навязываемых стереотипов поведения, а также против единообразия в одежде, в музыке и в стиле жизни.

"Милитари" — стилевое направление в одежде, характеризующееся использованием элементов военного снаряжения и одежды в одежде для повседневной носки: военных ботинок, камуфлированной одежды, жетонов, брелоков в форме пуль и т. д.

5.3 Политические и мировоззренческиесубкультуры

Анархо-панк - политически активное направление панк-субкультуры. Контркультура, направленная на уничтожение ценностей господствующей культуры, поддерживающая идеологию анархизма. Панк – это протест обыденности жизни, он зарождался как протест против лживых политиков, которые врали и грабили, посылали на никому ненужные войны. Протестполицейским, которые не давали проводить концерты, притесняли и избивали тех, кто им подвластен. Протест фашистам, которые пытались уничтожить всех кто "другой".Протест возник в музыке и продолжился как жизнь. Анархо - более радикальны, у них есть идея. Есть альтернатива, к чему они стремятся и чего они пытаются добиться. Теперь протест выливается за рамки культуры. Они проводят акции, создают свои журналы, свои концерты, помогают людям, ведут агитацию.

Скинхеды. Первоначально субкультура скинхедов возникла в Великобритании, в конце 60‑х годов XX века. Она носила аполитичный характер и была тесно связана с английской субкультурой этого периода – модами, а так же с чёрной ямайской эмигрантской молодёжью и популярной в их среде музыкой того времени – регги и, в меньшей степени, ска. В настоящее время имеется несколько групп молодёжи, которые называют себя «скинхедами»:

- традиционные скинхеды — возникли как реакция на появление прополитических ответвлений от первоначальной субкультуры. Следуют образу первых скинхедов — преданность субкультуре, память о корнях, антирасизм и аполитичность. Считается, что в 1969 году движение скинхедов было на пике развития. Тесно связаны с музыкой ска, регги и современной музыкой Oi!

- S.H.A.R.P. — «Скинхеды против расовых предрассудков» . Появились в Америке 1980-х как противоположность НС-скинхедам, но остались аполитичными. «Отряды мщения, справедливости и братства» . В среде неонацистов часто приравниваются к R.A.S.H., очевидно из-за похожести аббревиатур.

- R.A.S.H. — «Красные» и анархо-скинхеды, унаследовавшие от «родного» рабочего класса идеи социализма, коммунизма, анархизма. Прополитичное движение.

- НС-скинхеды — придерживаются национал-социалистической идеологии, крайние националисты и/или расисты, ратуют за идею расового сепаратизма и превосходства белой расы (чаще всего под белой расой подразумевается то, что нацисты называли арийской расой) . Значительная часть большинства неонацистских движений. Кроме частичного повторения внешнего вида, не имеют ничего общего с традиционными скинхедами. Противники НС-скинхедов называют их «бонхедами» для того, чтобы не путать со скинхедами.

Хиппи – это специфическая подгруппа субкультуры, возникшая в США в начале шестидесятых годов двадцатого века, которая быстро распространилась по всем странам мира, и практически исчезла к середине семидесятых. В оригинале хиппи были частью молодежного движения, состоявшего практически полностью из белых тинейджеров и довольно юных взрослых в возрасте от пятнадцати до двадцати пяти, которые унаследовали культурный бунт от богемы и битников. Хиппи с презрением относились к устоявшимся понятиям, критиковали ценности среднего класса и выступали как радикальная оппозиция к применению ядерного оружия, войне во Вьетнаме. Они сделали популярными и осветили практически неизвестные на тот момент аспекты религий, отличных от иудаизма и христианства. Хиппи буквально протолкнули сексуальную революцию; они поощряли употребление психоделических наркотиков с целью расширить человеческое сознание. Хиппи создавали своеобразные коммуны, где и культивировались их ценности.

Хиппи выражали протест против политических и социальных общепринятых норм, избрав для себя идеологию ненасилия, свободную от доктрин, ратующую за мир, любовь и свободу личности. Ненасилие было одной из основных ценностей хиппи. Они не признавали рамок, установленных обществом, для свободного человека считая их одним из главных проявлений давления. Ввиду практикуемой ими философии, многие хиппи становились убежденными вегетарианцами. Они подолгу медитировали, движимые либо личными побуждениями, либо принятым внутрь ЛСД или марихуаной. Одевались хиппи в свободную одежду ярких цветов. Их руки украшали многочисленные браслеты, называемые на сленге "фенечками". Иногда хиппи называют "детьми цветов". Действительно, иногда они вплетали цветы в волосы, либо же дарили их случайным прохожим или вставляли в дула огнестрельного оружия, провозглашая свой главный лозунг "Занимайтесь любовью, а не войной". Цветы хиппи также изображали на автобусах, на которых повсеместно путешествовали. В их грузовиках или микроавтобусах были устроены целые дома, которые свободно переезжали из города в город.

5.4 Субкультуры по хобби

Байкеры — любители и поклонники мотоциклов, но отличие от обычных мотоциклистов, у байкеров мотоцикл является частью образа жизни. В основе их идеологии лежат три символа: дорога, скорость и свобода. Характерным также является объединение с единомышленниками на основе этого образа жизни.

Дух братства, свободы и правды, лежащий в основе философии истинного байкера, пытается противостоять искушениям и соблазнам общества потребительства и лицемерия. Мотоцикл всегда для байкера на первом месте. Затем все остальное, включая любовь и семью.

Кругозор члена байк-клуба включает знания технических тонкостей обслуживания любимого железного коня, а также истории движения и клуба, правил поведения. Многие мотоклубы имеют президента, вице-президента, сержанта по оружию, казначея, секретаря, исполняющих возложенные на них обязательства. Каждый байкер – активный участник мотоциклетной жизни, деятельность которого направлена на пользу сообществу.

Стиль байкеров: кожаная куртка-косуха, джинсовая или кожаная жилетка с символикой мотоклуба, кожаные штаны. Банданы, черные вязаные шапочки, защищающие от ветра, мотоочки, длинные волосы, борода и усы. Шлемы в виде стилизованных немецких касок времен Второй мировой. Символика: череп, число 13, железный крест и флаг конфедерации.

Байкерское движение зародилось в 1950-х годах в США откуда проникло в Европу и Россию. Несмотря на то, что СССР был вторым по количеству производимых мотоциклов после Японии, байкеры появились только на излете советской эпохи. В Америке к тому времени байкеры из «беспечных ездоков» превратились в крупные банды и промышляли всеми возможными видами криминала, но в основном крышевали нелегальный бизнес, торговлю наркотиками и охраняли концерты.

У советских байкеров, которых называли тогда рокерами, был свой собственный кайф. С 1984 года молодые бунтари, в большинстве своем одетые в кирзовые сапоги и телогрейки, встречались в Луже, после чего грохочущая стая из 50-200 мотоциклов марки «Ява» носилась по ночным улицам Москвы, будя и пугая несчастных обывателей. К концу 80-х часть мотоциклистов пересела на тяжелые ретробайки и «Харлеи», и именно они первыми стали называть себя байкерами.

5.5. Хулиганские субкультуры

Гопник (первичное, с XIX в., значение в уголовном жаргоне - "оборванец", "грабитель", преимущественно уличный) - мошенник, налётчик, погромщик, хулиган, опустившийся человек, бродяга. Примерно с 1970—1980-х годов гопниками называют примитивных, интеллектуально неразвитых, малообразованных молодых людей. Стиль одежды. Спортивный костюм. Реже — классические чёрные брюки, часто чуть большего размера, чем необходимо. Короткая куртка из кожи, кожзаменителя или ткани, либо жилетка из тех же материалов поверх спортивного костюма. Часто воротник поставлен "стойкой", также часто заправлена в штаны. На голове у гопника располагается кепка "таблетка", кепка-"восьмиклинка" или бейсболка. На ногах у гопников обычно надеты туфли с длинным или тупым носом (т. н. "гробы"), или дешёвые кроссовки. Типичная стрижка — налысо либо очень короткая, иногда с челкой.

Люберы - молодёжное движение (субкультура), существовавшее в 80-х годах XX века, в основном - в Москве и городах ближнего Подмосковья. Название движения произошло от города Люберцы под Москвой, где оно и зародилось. Любера выступали резко против всевозможных субкультур "западного" образца (хиппи, панков, металлистов и т. п.), пропагандируя социалистические ценности и культуризм. Одежда: в "Характерную униформу" люберов входили широкие клетчатые штаны, кожаные (чаще из кожзаменителя) куртки, белые рубашки и узкие черные галстуки. В качестве головного убора иногда добавлялись кепки. Отличительные черты: Культуризм, демонстративный консерватизм, выражавшийся в поддержке социалистического строя (одним из их лозунгов был "Социализм любой ценой!"), антифашизм , резкое неприятие западных субкультур, в основном — хиппи, панков, металлистов, и других представителей молодёжных субкультур, по их мнению, засорявших и разлагавших советское общество.

Футбольные хулиганы — лица, нарушающие общественный порядок, связывая свои действия с футбольными пристрастиями и обосновывая их ими. Сами футбольные хулиганы расценивают своё движение как субкультуру. Как правило, преступления на почве футбольного хулиганства совершаются до или после футбольных матчей, а также в местах больших скоплений футбольных болельщиков.

Заключение

Таким образом, анализируя состояние современной молодежной субкультуры, можно сделать вывод о том, что причины ее возникновения в основном связываются с кризисом социализации в «обществе потребления», с кризисом воспроизводства социальных качеств человека и способности культуры к воспроизводству себя как исторически определенной целостности, с кризисом ценностного сознания, а также неспособности современной техногенной цивилизации и массовой культуры удовлетворять все потребности подрастающего и постоянно эволюционирующего поколения. Основной целью является попытка преодолеть навязывание современной технократической культуры, поставившей человеческую личность и «среду обитания» на грань кризиса.

Современная стадия развития молодежной субкультуры позволяет отнестись к ней не только как к альтернативе «официальной» культуры общества индустриального типа, но и как к одному из приемлемых путей выхода из информационного тупика и познания себя через познание других. Мировоззрение, ценностно-ориентационные и морально-нравственные составляющие должны лечь в основу становления молодежной субкультуры и моделирования культурно - досуговых программ подрастающего поколения.

Использованная литература

  1. https://otvet.mail.ru/question/10418017

  2. http://sub-cult.ru/chtivo/sub-cult/3450-subkul-tura-metallistov-nezavisimost-i-svoboda

  3. https://otvet.mail.ru/question/19708552

  4. http://youngspace.ru/faq/subculture/bajkery/

  5. http://www.studfiles.ru/preview/2091447/page:3/

  6. http://fpsliga.ru/referaty_po_sociologii/referat_molodezhnye_subkultury.html

Просмотров работы: 6110