ПСИХОЛОГИЯ В СФЕРЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПСИХОЛОГИЯ В СФЕРЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Иваненко В.Г. 1
1Филиал Ростовского государственного университета путей сообщения в г. Минеральные Воды
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Психология профессиональной деятельности относится к научно-практическому направлению в психологии. В центре ее внимания трудовые и профессиональные взаимоотношения людей, индивидуальные особенности личности работника, характеристика профессиональной деятельности. Это весьма важно понять новым поколениям студентов, которые в будущем станут основой новой российской элиты.

Профессионализм – это не только характеристики производительности труда, но и особенности мотивации личности человека труда, системы его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда для самого человека.

В последние годы в отдельных отраслях народного хозяйства России (атомная энергетика, военная и гражданская авиация, железнодорожный транспорт и др.) стали создаваться отраслевые структуры, деятельность которых направлена на обеспечение высокой профессиональной работоспособности при условии сохранения здоровья персонала.

Для наглядного представления значения психологии в транспортной сфере, немного углубимся в кадровые проблемы транспортных компаний. [1]

Все упомянутые выше отрасли объединяет то обстоятельство, что ведущее место в каждой из них принадлежит человеку - оператору. Хорошо известно, какую цену может заплатить общество за ошибки операторов. Но, говоря об операторе, не стоит забывать о важности каждой должности и сотрудника в частности.

Разумеется, чтобы свести к минимуму чрезвычайные происшествия, необходимо поддерживать здоровье каждого сотрудника (это касается не только в области железной дороги) и суметь замотивировать его так, чтобы работа выполнялась быстро и качественно.

В настоящее время существует дефицит перспективных молодых сотрудников, обладающих лидерскими качествами. Требует развития управленческая компетентность работников, впервые назначаемых на руководящие должности. Отмечается также низкая мотивация управленцев различного уровня, что блокирует их активное участие в проводимых реформах и выступает тормозом инновационного развития системы управления. На кафедре «Управление персоналом» Российской академии путей сообщения МИИТа были проанализированы кадровые задачи, выделенные в Функциональной стратегии развития кадрового потенциала ОАО «РЖД» в качестве базовых, и рассмотрены перспективные пути их решения как организационными и научно-исследовательскими, так и педагогическими методами. Особое внимание уделялось вопросам управленческой подготовки руководящих кадров.

Изучение зарубежного опыта показывает, что факторы, которые будут влиять на управленческую деятельность в ближайшее десятилетие, несмотря на их особенности в разных экономических системах, выражают общую тенденцию усложнения управления в современном мире. Причем многие рецепты совершенствования менеджмента являются универсальными, основанными и на выводах психологической науки и на положениях науки об организационных изменениях, а также на технологиях дуального социокультурного управления. В условиях организационных изменений все чаще приходится задумываться о системе ценностей, которыми руководствуются управляющие.

Сегодня наряду с информатизацией процессов управления, внедрением рациональных методов анализа, тщательным учетом затрат и полученных результатов эффективность работы руководителя во многом зависит от умения осознавать намеченные цели и ценности, понимать подчиненных и быть понимаемым ими, рационально организовывать свой труд и упорядочивать рабочий день, правильно распределять время, снимать стрессы, контролировать свой вес и хорошо одеваться. Овладение этими простыми приемами дает большой эффект и приводит к тому, что руководители предприятий и организаций становятся более гибкими, приспособленными к нововведениям и преодолению трудностей, которых немало в сегодняшней хозяйственной жизни. [2]

Следовательно, на передний план выходят вопросы профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров по управленческим вопросам. Сегодня это осуществляют следующим образом. Компания направляет специалиста, который состоит в резерве на ответственную руководящую должность, для повышения квалификации или переподготовки в области управления с отрывом от работы. Выбор человека для прохождения соответствующей управленческой подготовки является важным событием для него и организации, где он работает. Это не просто выбор и знак внимания, это признание того, что работник по своим деловым качествам и организаторским способностям достоин служебного продвижения.[2]

В западных компаниях пройти подобный отбор на обучение можно только на основе конкурса. При этом компания предоставляет возможность участвовать в нем каждому сотруднику.Подобный опыт особенно интересен в плане создания условий для продвижения наиболее способных и компетентных сотрудников, поскольку предоставляет возможность участвовать в конкурсе всем претендентам, независимо от того, по чьей инициативе это происходит.

В ОАО «РЖД» уже реализуется ряд направлений работы, базирующихся на том, чтобы специалист или руководитель доказал своей деятельностью, что он заслуживает возможности пройти специальную управленческую подготовку за счет компании. Затраченные на обучение средства должны принести отдачу. Поэтому необходимо, чтобы отобранные для повышения квалификации специалисты имели выраженную карьерную мотивацию и лидерские качества. Решение этой задачи обеспечивается, если подготовка, переподготовка и повышение квалификации рассматриваются в качестве важной составной части стратегии компании по развитию профессиональной компетенции руководителей. Отбор наиболее подходящих кандидатов должен определяться с учетом успешного прогноза их дальнейшей работы, и курс обучения выбирают с учетом уровня подготовленности слушателя и потребностей производства. [3] Предварительную подготовку кандидатов к обучению осуществляют по месту работы, чтобы они извлекли максимальную пользу из этого процесса. По окончании обучения выпускников назначают на должности, которые позволяют им применять на практике приобретенные знания.

Вся эта система выработана на основе психологии и психологических исследований. Это, конечно, не в полной мере отражает значение и применение психологических знаний в железнодорожной сфере, но этого достаточно для того, чтобы понять важность психологии даже в такой, казалось бы отдаленной от этого сфере деятельности.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Ветвицкая С.М. Железнодорожная психология (учебное пособие) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014.–№3-2.–С.186-186; [Электронный ресурс] URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=4925 (дата обращения: 20.12.2016).

  1. Сорочан В.В. Психология профессиональной деятельности: Конспект

лекций. – М.: МИЭМП, 2005. -70 с.

3. Гаврилюк Марина Юрьевна. Психологическая оценка и подбор персонала производственного объекта "Железная дорога" : Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.03 Москва, 1998.- 146 с.

Просмотров работы: 618