МОСКОВСКОЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ (МИИТ) В 1896 – 1917 ГГ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МОСКОВСКОЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ (МИИТ) В 1896 – 1917 ГГ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ):

1) Самый крупны транспортный вуз по сравнению с вузами Европы;

2) Один из старых технических вузов в России;

3) Имеет самую большую площадь среди образовательных учреждений.

Данный университет был основан в 1896 году. Для создания данного вуза был произнесен именной указ самим императорам Николаем II.

Вуз готовит специалистов высшего профессионального образования и среднего профессионального образования таких как:

1) Железнодорожного транспорта;

2) Других отраслей народного хозяйства.

Их более чем семьдесят специальностей и направлений подготовки высшего профессионального образования и по более чем 25 специальностей подготовки.

Императорское Московское инженерное училище (ИМИУ) и Московский институт инженеров путей сообщения (МИИПС) в 1896 -1917 гг.

К концу XIX в. единственный российский институт инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге уже не мог удовлетворить все возраставших потребностей империи в инженерных кадрах путейцев. Протяженность железных дорог к 1896 года составляла около 36000 км. Заканчивалось возведение таких крупных железнодорожных магистралей, как Уссурийская (от Владивостока до Хабаровска), Среднесибирская (от Оби до Иркутска), Забайкальская (от Иркутска до озера Байкал и далее до Сретенска). За период с 1890 по 1900 год в России было построено около 20000 км железных дорог. Динамично развивавшийся железнодорожный транспорт, строительство Транс сибирской магистрали определили актуальность открытия еще одного высшего учебного заведения Министерства путей сообщения (МПС).

В связи с острой потребностью в высококвалифицированных технических специалистах для Московского региона МПС обсуждало в октябре 1895 г. проект об организации в Москве инженерного учебного заведения, где готовились бы квалифицированные специалисты по укороченной, трехлетней учебно-теоретической программе, с последующим прохождением двухлетней инженерно-строительной практики. Это был эксперимент, внушавший его изобретателям надежду, что новая организационная форма специального института позволит ускорить под готовку инженерных кадров для производства, к тому же без значительных финансовых вложений.

Московское инженерное училище (МИУ) было учреждено в соответствии с «высочайше утвержденным положением» от 23 мая 1896 года. 24 мая того же года оно получило наименование «императорского»6 (ИМИУ). Главным идеологом со здания училища заслуженно считается Николай Павлович Петров (1836-1920 гг.). Он обосновал, доказал и постоянно курировал ИМИУ, а также много сделал для преобразования ИМИУ в МИИПС. Н.П. Пет ров Участвовал в составлении Положения и Устава ИМИУ, неоднократно выступал с программными речами, которые во многом определяли методологию преподавания, характерную для училища. Программа обучения в ИМИУ фактически разработана им. В 1911 году он был избран Почетным членом училища.

ИМИУ было закрытым учебным заведением. Проживание студентов в действующем при нем общежитии пансионного типа было обязательным для иногородних воспитанников8. Учащиеся обязывались строго соблюдать установленный в училище порядок и носить форменную одежду.

Выступая на открытии ИМИУ, профессор Николай Павлович Петров привлек внимание его педагогов к вопросу о необходимости изучения учащимися точных наук в большем объеме, чем это было принято в функционировавших на тот период высших технических учебных за ведениях. Призвал он и к поддержке творческого, дискуссионного характера преподавания. Оратор выразил надежду, что будущие специалисты станут руководствоваться «разумом, просвещенным знаниями и изощренным в самостоятельном исследовании и разрешении инженерных вопросов».

Лица, окончившие трехлетний теоретический курс, направлялись на двухлетнюю железнодорожную строительную или иную инженерную практику. Само по себе, прохождение теоретического курса не давало особых прав лицам, занятым на государственной службе или в народ ном хозяйстве. Звание инженера-строителя с правом осуществления «всякого рода строительных работ и составления проектов сооружений за исключением проектов сложных механизмов» давалось только после предоставления удостоверений от технических специалистов об успешном прохождении практики, защиты по ней отчета и сдачи экзаменов.

Постановлением Государственного Совета от 5 января 1904 года лицам, окончившим курс в высших технических учебных заведениях, предоставлялось право на «производство всякого рода строительных работ и составление проектов различных зданий и сооружений» независимо от МПС. Мотивом к возбуждению вопроса о возможности увеличения профессиональных прав инженеров послужило то обстоятельство, что фабричные и заводские строения стали теперь квалифицироваться как более сложные конструкции «во время возведения и службы», чем аналогичные постройки в железнодорожной отрасли.

Институты инженеров путей сообщения давали настолько широкие права строительной специальности, что стали своеобразным эталоном, по которому подобная льгота присваивалась даже инженерам-технологам. Благодаря внесенному изменению права выпускников технологических институтов выравнивались с аналогичными правами, полученными ранее в Петербургском институте инженеров путей сообщения, ИМИУ, а также в институтах гражданских инженеров и горном.

Закон о преобразовании императорского Московского инженерного училища в Московский институт инженеров путей сообщения (МИИПС) вступил в силу 13 июля 1913 года. 27 декабря 1913 года Московскому институту инженеров путей сообщения было присвоено имя Николая II. Учебное заведение стало готовить инженеров путей сообщения «с правом на производство строительных работ и составление проектов всяких зданий и сооружений» по пятилетней программе и «содействовать развитию наук, относящихся к инженерно-строительному делу». Выпускникам, продемонстрировавшим «отличные» знания, присваивался классный чин коллежского секретаря, «хорошие» - губернского секретаря.

21 июня 1914 года был утвержден закон, согласно которому звание инженера путей сообщения предоставлялось всем лицам, окончившим ИМИУ с обязательным прохождением практики в период с 1 сентября 1913 года до 1 сентября 1917 года, после чего институт практикантов упразднялся.

Разразившаяся в 1914 году Первая мировая война до чрезвычайности обострила нужду железнодорожного транспорта в инженерных кадрах. В 1916 году МПС разработало проект реорганизации системы подготовки инженеров-путейцев, что обуславливалось планом предстоящего с 1917 г. расширения масштабов железнодорожного строительства. Предполагалось нарастить контингент студентов Петербургского института инженеров путей сообщения вдвое, а Московского - и вовсе вчетверо, а так же открыть в 1917-1921 годах новый институт инженеров путей сообщения в одном из южных городов империи (предлагались в качестве альтернативных такие города, как Екатеринослав, Киев, Харьков или Ростов-на-Дону). Проект так и остался на бумаге. На его законодательное рас смотрение самодержавию не осталось времени.

За период с 1896 по 1917 годы неоднократные попытки реорганизации ИМИУ и МИИПС были связаны, как правило, с необходимостью расширения образовательной программы и увеличения выпусков специалистов для удовлетворения потребностей железных дорог.

В 1896 году, в соответствии с принятой образовательной моделью, в ИМИУ были созданы такие естественнонаучные кафедры, как: «Высшая математика», «Физика», «Химия»; гуманитарная кафедра «Иностранные языки», а также инженерные кафедры: «Железные дороги», «Строительное искусство», «Геодезия», «Теоретическая механика», «Строительная механика», «Паровые машины», «Графика». В дальнейшем к ним добавились такие кафедры, как: «Гидравлика» (1897), «Гражданская архитектура» (1898), «Мосты» (1901), «Теория механизмов и машин» (1903), «Рельсовый путь» (1913). Преобразование ИМИУ в институт в 1913 году повлекло за собой существенное увеличение финансовых средств, однако не сопровождалось заметной реорганизацией его структуры, изменения в которую вносились регулярно в конце XIX - начале XX вв., по мере разработки новых дисциплин и производственной необходимости.

Профессорско-преподавательский корпус

По положению от 23 мая 1896 года профессоры и адьюнкты специальных профилирующих дисциплин назначались из лиц, имевших ученое звание, полученное в Петербургском институте инженеров путей сообщения или других высших технических учебных заведениях соответствующей специальности. Профессоры и адьюнкты по общим предметам назначались из лиц, имевших университетскую ученую степень доктора или магистра по соответствующему разряду наук. Преподаватели училища выбирались из выпускников, успешно окончивших курс в высшем учебном заведении. Толь- ко для преподавателя рисования и иностранного языка требовалось разрешение Министерства народного просвещения на педагогическую деятельность. Назначение профессоров, адъюнктов, преподавателей, профессоров-наблюдателей, помощников инспекторов осуществлялось Министром путей сообщения, а законоучителя - согласовывалось с епархиальным начальством.

Профессор, прослуживший в училище в должности профессора, адьюнкта или преподавателя 25 лет, удостаивался звания заслуженного. Училищу предоставлялось право избирать почетных членов из лиц, известных своими производственными заслугами и научными трудами.

Создание новых технических учебных заведений сопровождалось трудностями организационного характера, связанными с комплектованием создаваемых кафедр профессорами и преподавателями. Так, на общетеоретические кафедры математики, физики, химии, теоретической механики ИМИУ пригласили педагогов Московского университета, а на технические кафедры пришли выпускники Петербургского института инженеров путей сообщения. Первыми преподавателями училища стали такие известные ученые, как П.Н. Лебедев (кафедра физики), И.А. Каблуков (кафедра химии), С.А. Чаплыгин (кафедра теоретической механики), Л.Д. Проскуряков (кафедра строительной механики и мостов), С.М. Соловьев (кафедра и кабинет геодезии). В короткий срок в училище были созданы современные по тому времени по меркам не только отечественного, но и зарубежного опыта, механическая, химическая, гидравлическая лаборатории и геодезический кабинет, предусмотренные положением об училище.

Реорганизация в 1913 году ИМИУ в МИИПС привела к значительному улучшению положения профессорско-преподавательского корпуса. В результате было увеличено число штатных профессорских и преподавательских должностей, повышено их содержание по нормам сельскохозяйственных институтов; установлены стипендии и разрешены научные командировки для подготовки к профессорскому званию; возросла почасовая оплата за лекции и практические занятия по специальным предметам сверх штатным преподавателям института; определены пяти- и десятилетние прибавки к жалованью, включающие срок службы в учебном заведении; увеличены размеры пенсий в соответствии с окладами жалованьем; заслуженным профессорам, сохранявшим должность по истечении тридцати лет учебной службы, увеличено дополнительное, сверх пенсий, вознаграждение до 2400 рублей; адьюнкты и штатные преподаватели утверждались в чинах, соответствовавших классу их должностей, а не по истечении четырехлет, как это было по положению об училище 1896 года; лицам штатного преподавательского состава института было разрешено совмещать одну ставку по МПС.

Высокий уровень образовательной подготовки, сложившийся в Институте инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге на протяжении XIX в., был достойно продолжен в ИМИУ. Профессорско-преподавательский корпус учебного заведения олицетворял собой лучшие традиции дореволюционного педагогического опыта в техническом обучении специалистов для путей сообщения. Педагоги МИИПС демонстрировали чувство долга и высокой нравственности в годы первой мировой войны, добровольно ежемесячно отчисляя раненым воинам 1 - 3% от зарплаты, до 100 рублей - с личных денежных сбережений, оказывая помощь городскому лазарету одноразовыми суммами.

Организация и контроль обучения

Учреждение Московского инженерного училища 23 мая 1896 года было вызвано острой потребностью в высококвалифицированных инженерах-строителях железных дорог для Московского региона и Транссибирской магистрали. С 1896 по 1904 года учебный курс в ИМИУ ограничивался тремя годами.

Несмотря на однофакультетную структуру, училище готовило и выпускало инженеров-строителей путей сообщения широкого профиля, в том числе ориентированных на такие специальности, как мостовик, путеец, эксплуатационник, портовые и гидротехнические сооружения, инженер по постройке зданий. Специалисты получали достаточно широкое представление об устройстве и проектировании паровозов.

В соответствии с положением от 23 мая 1896 года в учебном заведении преподавались: закон Божий; высшая математика; начертательная геометрия с приложениями; топография и геодезия; механика теоретическая, строительная и прикладная с электротехникой; физика; химия; физическая геология с петрографией; гражданская архитектура; строительное искусство, в том числе общие начала с технологией строительных материалов; сухопутные сообщения (шоссейные и грунтовые дороги, мосты, постройка и эксплуатация железных дорог), гидротехнические сооружения (водяные сообщения, портовые сооружения, осушение, орошение, водопроводы и водостоки); законоведение; черчение и рисование; начала счетоводства; составление смет и техническая отчетность; французский, немецкий, английский языки, из которых изучение одного было обязательным. Во второй половине 1890-х-1900-е годы значительная часть учебного времени отводилась профессиональной подготовке, в том числе на общеобразовательные гуманитарные дисциплины выделялось 2,7%, общетехнические - 63%, специальные - 34,3%. На лекции 54 Раздел 1 предусматривалось 49,2%, практические и лабораторные занятия - 50,8%, производственную практику-24% времени. Со временем учебный план училища конкретизировался.

В учебном плане МИИПС в соответствии с положением от 13 июля 1913г. вместо общепрофессионального курса топографии и геодезии изучалась низшая и высшая геодезия. Отдельным предметом была выделена электротехника; к специальным дисциплинам отнесены строительное искусство, строительная и прикладная механика, геодезия. Значительным изменениям подвергся состав гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Вместо закона Божьего читалось богословие; законоведение было ограничено вопросами, от носящимися «к строительной части и путям сообщения»; «начала счетоводства», которые изучались вместе с вопросами составления смет и технической отчетности, были заменены статистикой, вошедшей в новый курс политэкономии. Впервые в учебный процесс разрешалось вводить предметы по выбору. Курсовая система обучения предусматривала чтение лекций и проведение практических занятий, на которых решались задачи и примеры. В процессе преподавания распределенная по курсам образовательная программа пересматривалась педагогами с целью улучшения усвоения учебного материала. Так, в записке профессора-физика П.Н. Лебедева «О характере и программе лекций по физике» рекомендовалось перенести преподавание с I курса на II, опустив из методического документа описательные элементы, обратив внимание на решение измерительных задач с помощью технических приборов; дополнительно дать материал об опытном исследовании законов движения, механических свойствах тел, акустике. В ходе изучения электротехники выделялись методы измерения полезных коэффициентов генераторов, расходов энергии при электрической тяге. Наряду с запланированными для практикантов двумя часами для лабораторных занятий в течение одного семестра П.Н. Лебедев предлагал так же ввести семинары в том же объеме. В объеме трехгодичной подготовки ИМИУ был заложен достаточно высокий уровень теоретической подготовки учащихся. В сравнении с еженедельной учебной нагрузкой, предусмотренной в Петербургском институте инженеров путей сообщения, в ИМИУ отводился такой же объем часов по химии, электротехнике, гидравлике, геологии. Практически это имело место и по теоретической механике, а на физику выделялось даже на один час больше.

Курсовое проектирование инженерных сооружений осуществлялось в чертежных и сопровождалось консультациями преподавателей. Для лучшего усвоения учащимися лекционного материала были введены репетиции, на которых студенты отрабатывали отдельные разделы дисциплин. Такая форма изучения предмета помогала регулярно повторять материал, а по отдельным дисциплинам освобождала воспитанника от экзамена. Для поддержания должного уровня образования ИМИУ регулярно пополняло библиотеку. Так, за период с 1909 по 1912 год в ИМИУ по ступило 4635 книг, что в среднем составляло 1159. Значительное внимание уделялось приобретению иностранных журналов. Из 84 единиц, закупленных в этот период, на долю иностранных изданий приходилось 73. В 1910—1912 годах было выдано на дом 8820 книг.

Реорганизация ИМИУ в институт в 1913 году привела к введению пятилетнего теоретического курса и значительному увеличению числа общепрофессиональных и специальных учебных дисциплин. Объем учебного времени на общеобразовательные гуманитарные курсы уменьшился до 2,4%, на специальные до 29,3% за счет его увеличения на общепрофессиональные предметы до 68,3%. Соответственно, в ходе распределения учебных часов по видам занятий было добавлено время на лекции до 59,2% за счет уменьшения его лимита на семинары и лабораторные занятия - до 40,8%. На дипломное проектирование отводилось 26%, производственную практику - 6%.

В 1915 году МПС инициировало ускоренную подготовку инженеров. Один из трех обязательных дипломных проектов (по мостам, железным дорогам, водным сообщениям или портовым сооружениям) был снят. Студенты, рекомендованные к досрочному завершению образования, освобождались от выпускных экзаменов. Перед ними студентам высших технических учебных заведений было необходимо подготовить дипломный проект. Первая защита дипломных проектов в МИИПС состоялась в марте 1916 г., что было связано с предоставлением учебному заведению права присуждать выпускникам звание инженера и адьюнкта.

В 1997-1998 годах путем объединения факультетов были созданы еще четыре института: Институт пути, строительства и сооружений, первый директор - профессор В.П. Мальцев, Институт транспортной техники и организации производства, первый директор - профессор Д.Г. Евсеев, Международный институт информатизации и управления социальными системами, первый директор - профессор А.А. Выгнанов и Институт систем управления, телекоммуникаций и электрификации, первый директор - профессор Г.В. Горелов.

В Институт пути, строительства и сооружений (ИПСС) влились факультеты: «Строительство железных дорог», «Промышленное и гражданское строительство» и «Мосты и тоннели». Он включает в себя кафедры: «Вычислительная математика», «Геодезия и геоинформатика», «Гидравлика и водоснабжение», «Здания и сооружения», «Изыскания и проектирование железных дорог», «Мосты», «Начертательная геометрия и черчение», «Организация, технология и управление строительством», «Путь и путевое хозяйство», «Системы автоматизированного проектирования транспортных конструкций и сооружений», «Строительные конструкции», «Строительные материалы и технологии», «Строительная механика», «Теоретическая механика», «Тоннели и метрополитены», «Физика-1», «Химия». За ИПСС был закреплен учебный корпус № 7.

Институт транспортной техники и организации производства (ИТТОП) образовался в результате объединения «Механического» и «Механико-технологического» факультетов. В его состав вошли кафедры: «Безопасность жизнедеятельности», «Вагоны и вагонное хозяйство», «Высшая математика», «Детали машин», «Локомотивы и локомотивное хозяйство», «Машиноведение и сертификация транспортной техники», «Менеджмент», «Механизация погрузочно-разгрузочных и строительных работ», «Теплоэнергетика железнодорожного транспорта»; «Технология сварки, материаловедения, износостойкости деталей машин»; «Технология транспортного машиностроения и ремонта подвижного состава», «Технология и организация графического моделирования и рекламы». За ИТТОП закрепили учебный корпус № 2 .

В Институт систем управления, телекоммуникаций и электрификации (ИСУТЭ) вошли факультеты: «Железнодорожная автоматика, телемеханика и связь» и «Электрификация железных дорог». В составе ИСУТЭ - кафедры: «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте», «Радиотехника и электросвязь», «Теоретические основы электротехники», «Управление и информатика в технических системах», «Электроника», «Электрические машины», «Электрическая тяга»; «Электротехника», «Метрология и электроэнергетика»; «Энергоснабжение электрических железных дорог». За ИСУТЭ был закреплен учебный корпус № 4.

Международный институт информатизации и управления социальными системами (МИИУСС) образовался на базе Международного института, Института новых информационных технологий и Факультета «Технической кибернетики».

В 2000 году МИИУСС объединился с факультетом «Управление процессами перевозок» в Институт управления и информационных технологий (ИУИТ), первый директор - профессор Ф.С. Гоманков, завершив процесс реструктуризации университета.

В состав ИУИТ вошли кафедры: «Автоматизированные системы управления», «Железнодорожные станции и узлы», «Математическое обеспечения автоматизированных систем управления», «Прикладная математика - 1», «Технология грузовой и коммерческой работы», «Управление эксплуатационной работой», «Физика - 2»; «Экономика организация и управление производством», «Электронные вычислительные машины». За Институтом управления и информационных технологий был закреплен учебный корпус № 1.

Строительные и архитектурные особенности первых корпусов ИМИУ

Комплекс первых зданий ИМИУ включал первый корпус; соединенный с ним ныне называемый десятый и отдельно стоящий пятый. Корпуса приняли первых студентов и стали функционировать с сентября 1898 года. Все здания были построены из красного кирпича и имели белокаменную отделку оконных проемов - традиционное сочетание цветов для византийского европейского и русского искусств.

Внешний облик всех корпусов имел ряд характерных черт и символик. 24 мая 1896 года МИУ было присвоено звание «императорского», поэтому в верхнем ярусе фасада первого корпуса был изображен герб Российской империи (двуглавый орел, увенчанный царской короной), как символ служения Отчизне.

На втором ярусе фасада отражены основные направления подготовки специалистов: слева - для водных путей с соответствующей символикой (якорь и пароход, идущий по водным просторам Великой России); справа - железных дорог (топорик, гаечный ключ и паровоз, покоряющий леса, реки, недра Урала, Сибири и Дальнего Востока).

По центру фасада значились даты начала и окончания строительства здания и принадлежность училища ведомству путей сообщения (Императорское Московское инженерное училище В.П.С.). На этом ансамбль барельефов первого корпуса завершался.

От старого архитектурного облика ИМИУ до наших дней сохранились «картуши» - элементы в виде щита с закругленными краями (волютами), украшенные «маскаронами» - масками грозных львов - защитников благополучия ИМИУ».

Парадный выход был украшен «пропилеями» - симметричными портиками (полуколоннами) с навесом, поддерживаемым ажурными кронштейнами из чугуна.

Заключение

МИИТ как в годы процветания и по сегодняшний день является отраслевым университетом, где проводятся фундаментальные и поисковые исследования, направленные, прежде всего на развитие железнодорожного транспорта, подготовку инженеров для сети, а также кандидатов и докторов наук для высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций отрасли. Университет является базовым центром транспортной отрасли в области дополнительного профессионального образования (ДПО).

Университет является базовым центром транспортной отрасли в области дополнительного профессионального образования (ДПО). МИИТ реализует 480 программ ДПО. Ежегодно на базе головного вуза и его филиалов проходят переподготовку и повышение квалификации до 60 тыс. руководителей, специалистов и рабочих кадров транспорта, транспортного строительства и других областей экономики.

В настоящее время Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ) является крупнейшим вузом страны, в составе которого, кроме упомянутых Московских подразделений, 37 филиалов в 24 субъектах Российской Федерации. В МИИТе обучаются свыше 118000 студентов, аспирантов, докторантов и слушателей по очной, очно-заочной и заочной формам обучения, в том числе более 1800 человек из 28 стран мира. Обучение проводят 2508 преподавателей, из них 284 профессора и 898 доцентов.

За эти годы из стен Университета вышло более 360000 высококвалифицированных специалистов с высшим образованием. Целью своего дальнейшего развития коллектив МИИТа видит в том, чтобы стать национальным исследовательским транспортным университетом - системным интегратором отраслевого транспортного образования, науки и инновационной деятельности.

Список использованной литературы
  1. А.Б. Артемов, А.А. Баринов, А.Т. Богдан и др.; Б.А. Лёвин, МИИТ: 110 лет на службе Отечеству: научное издание, 2006 г. - 328 с.

  2. Б.А. Лёвин, МИИТ на рубеже веков / МПС России. – 2002 г. - 641 с.

  3. Интернет ресурс: http://www.miit.ru/portal/page/portal/miit/information

  4. Интернет ресурс: http://eme-111-miit.narod.ru/MiitHistory.html

  5. Интернет ресурс: http://www.prokredo.ru/vuz/miit

Просмотров работы: 588