ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В наше время педагоги сталкиваются с проблемой введения требований, на основании нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Возрастают требования к развитию личности в каждом ребенке, и это становится главной целью учителя. Портрет выпускника начальной школы меняется, кроме того, что ученик должен быть самостоятельным, уважающим себя и других, любознательным, он также должен обладать: гибким продуктивным мышлением, развитым воображением, а так же умением решать различного рода логические задачи, с которыми он сталкивается на своем жизненном пути [1].

Чтобы пробудить в ребенке творческую активность, ученик должен обладать некоторыми креативными компетенциями.

Проблема развития креативных компетенций у младших школьников является новой и весьма актуальна в связи с введением ФГОС НОО.

Креативная компетенция у учащихся включает систему знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, необходимых ему для творчества. Творческий компонент может присутствовать в любом виде деятельности обучающегося (коммуникативной, учебной, внеучебной).

Творческие способности проявляются через мышление. Мышление в философском смысле определяется как высшая ступень познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человек [6].

В психолого-педагогической науке мышление определяется как одно из высших психических проявлений, как процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности (В.И. Андреев, Л.С. Выготский, Ф.Н. Гоноболин, М. Кордуэлл и др.). Ответ на вопрос о происхождении творчества пытались найти еще в своё время античные философы Аристотель и Платон.

Современные ученые (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Д. Гилфорд, Е.П. Торренс и др.) утверждают, что креативность является общей особенностью личности и влияет на творческую продуктивность независимо от сферы проявления личностной активности. Так, В.Н. Дружинин считает, что способность мыслить творчески является самой важной характеристикой опыта творческой деятельности [2].

Творческий потенциал заложен в ребёнке с рождения и развивается по мере его роста и развития. Однако, возможность реализации креативности у детей не одинакова, и, это зависит от характера и качества его взаимодействия с взрослым на разных этапах детства.

Научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.

В период становления личности ребёнка креативность проходит две фазы развития: “первичная” креативность (дошкольный и младший школьный возраст) – общая творческая способность, неспециализированная по отношению к определённой области человеческой жизни, которая проявляется в виде подражания значимому взрослому (значимый взрослый для ученика – учитель) как креативному образцу. Вторая фаза – “специализированная” креативность – способность к творчеству, связана с определённой сферой деятельности. Результатом, свидетельствующим о сформированности креативности, является переход к оригинальному творчеству. Любая креативность определяется факторами среды. Показателями наличия в будущем креативности является хорошая память и высокий уровень интеллекта, но при этом можно сказать, что: “Ни творцом, ни интеллектуалом не рождаются”. Креативность бывает также малая и большая: малая – проявление нестандартности и проявление оригинальности в обыденных ситуациях. Большая креативность – существенное влияние на культуру и общество в целом. В образовательном учреждении ребёнок проходит первую фазу креативности и развивает малую креативность. Системный подход к организации творческой деятельности школьника на уроках и во внеурочной деятельности создаёт предпосылки для перехода в большую креативность [4].

Чтобы развивать креативные компетенции, важно понимать, какие существуют параметры в развитии креативности:

  1. Способность к обнаружению и постановке проблем.

  2. Способность к генерированию большего числа идей.

  3. Гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи.

  4. Оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно.

  5. Способность усовершенствовать объект, добавляя детали.

  6. Способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу.

Анализ и обобщение материалов опытно-экспериментальной работы позволил нам обосновать совокупность педагогических условий эффективности формирования креативной компетенции младших школьников во внеучебной деятельности: создание творчески развивающей среды, создание ситуаций успеха, внедрение во внеучебную и учебную деятельности детей творчеством [3].

На учебных занятиях и во внеучебное время, была создана комфортная и доброжелательная атмосфера для развития креативности ребенка и раскрытия его творческих способностей. В игровой форме предлагались различного вида ситуации, которые следовало решить нестандартно. В учебной деятельности предлагались творческие задания на различных уроках, но самой большой спектр для развития творчества были организованы на уроках изобразительного искусства и музыки.

В результате этой работы сложилась система методических приёмов, которая состоит из следующих основных компонентов:

  1. Диагностика и мониторинг уровня сформированности креативной компетенции обучающихся, их умений и навыков.

  2. Целенаправленное уровневое перспективное планирование креативной компетенции каждого обучающегося на основе качественного роста его личных достижений и с учетом перспективы развития способностей обучающихся по индивидуальной образовательной траектории.

  3. Создание психолого-педагогических и организационно-технологических условий для формирования креативной компетенции обучающихся через использование инновационных образовательных технологий, методов, приемов, форм; проектирование учебного процесса через систему урочной и внеурочной деятельности.

  4. Оценка эффективности и анализ результативности собственной педагогической деятельности, направленной на формирование и развитие креативных качеств личности, коррекция и планирование дальнейшей учебно-воспитательной работы на рефлексивной основе.

В результате созданных педагогических условий у обучающихся формируются качества креативной личности:

- способность к творчеству, к решению проблемных задач, изобретательность;

- гибкость и критичность ума, интуиция, самобытность и уверенность в себе;

- способность ставить и решать нестандартные задачи, способность к анализу, синтезу и комбинированию, способность к переносу опыта, способность предвидения и т.д.;

- эмоционально-волевые качества: одухотворённость, эмоциональный подъём в творческих ситуациях, ассоциативность, воображение, фантазия, мечтательность, чувство новизны, чуткость к противоречиям, способность к эмоциональному отклику (эмпатийность);

- обладание раскованностью мыслей, чувств и движений, проницательность, умение видеть знакомое в незнакомом, преодоление стереотипов;

- способность формулировать гипотезы, конструировать версии и их доказательства;

- высокая степень самоорганизации, критичность, рефлексия [7].

При анализе экспериментальной работы было выявлено, что такие условия работы с детьми, методы и приемы не только необходимы для развития креативных компетенций у младшего школьника, но и действенны.

Таким образом, задача формирования креативных компетенции на различных этапах функционирования системы образования является своевременной. Способность к творчеству присуща каждому человеку. Важно вовремя увидеть эти способности в ребенке, вооружить его способом деятельности, дать ему в руки ключ, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. Изучив основные понятия исследования, рассмотрев их сущностные характеристики, перейдем к изучению возрастных особенностей формирования творческого потенциала у младших школьников.

Литература

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. – М., 2003.

  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский – М., 1991.

  3. Дружинин, В.Н. Диагностика общих познавательных способностей /В.Н. Дружинин. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psyhology.ru/Library/00070.shtml свободный.

  4. Кожина Л.А. Развитие творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности / Л.А. Кожина – 2008, pedsovet.org

  5. Иванов П.К., Креативная состовляющая профессиональной компетентности студентов/ П. К. Иванов ; Г. М. Ильмушкин – М, 2016.

  6. .Краткий философский словарь [Текст] /под ред. А.П. Алексеева. – М.: Проспект, 2000. – 400 с.6.

  7. Тутолмин А.В. Профессионализация бакалавра начального образования/ А. В. Тутолмин –М., 2016.

Literature

1. Bogoyavlenskaya D. B. Psychology of creativity / D. B. Bogoyavlenskaya. – M., 2003.

2. Vygotsky L. S. Imagination and creativity in childhood / L. S. Vygotsky, M., 1991.

3. Druzhinin, V. N. Diagnostics of General cognitive abilities /V. N. Druzhinin. [Electronic resource]. – Mode of access: http://www.psyhology.ru/Library/00070.shtml free.

4. Kozhina L. A. Development of creative activity of students in project activities / L. A. Kozhin – 2008, pedsovet.org

5. Ivanov P. K., G. M. Alimushkin Creative component of professional competence of students/ P. K. Ivanov ; G. M. Alimushkin -2016

6. .Short philosophical dictionary [Text] /ed. by A. P. Alexeev. – M.: Prospekt, 2000. – 400 p. 6.

7. Tutolmin A.V. Professionalization of the bachelor of primary education/ Tutolmin A.V. –M., 2016.

Алёхина Юлия Андреевна, студ. 343 гр. фак. ПиХО

Науч. рук.: А.В. Тутолмин, д.п.н., проф. ФГБОУ ВО «ГГПИ им. В.Г. Короленко»

Просмотров работы: 888