ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА ГАЯЗА ИСХАКИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА ГАЯЗА ИСХАКИ

Бахтигараева А.Б. 1, Хусаинова А.Я. 1
1Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Гаяз Исхаки – великий татарский писатель, объявленный врагом народа после Октябрьского переворота, творчество которого вернулось в литературу и к читателям в начале перестройки. Семьдесят лет имя Исхаки было под строжайшим запретом, и не одно поколение татар выросло, ни разу не слышав имени великого и талантливого писателя. Исхаки вернулся, чтобы “показать истину, заставить нас немного задуматься, приняться, наконец, за служение родной нации” . Наследие Исхаки велико и многогранно: десятки романов, повестей и пьес, сотни статей. Значение и актуальность его творческого наследия, идей и мыслей выходят далеко за рамки своей страны. Многие проблемы, которые он поднял в своих произведениях и сегодня актуальны не только для татарского народа, но и для других народов. Великий Исхаки заботился о национальном возрождении вообще, он перешагнул национальные рамки, стал выразителем интересов не только своей нации, смог подняться до уровня требований европейской культуры и мировой цивилизации.

Как основное определяющее качество литературных героев Гаяза Исхаки, на первый план выходит духовность. Она в большинстве случаев проявляется как отражение нравственных аспектов ислама. В процессе воспитания у татар чаще других применяли два понятия “иман” (вера) и “оят” (стыд). Слово имансыз означало не только “Безбожник”, но и безнравственный, невоспитанный, дикий, грубый, т.е. нравственность, духовность и ислам очень тесно связанные понятия. Гаяз Исхаки не был фанатично преданным религии. Он был ярким представителем джадидского движения, глубоко понимал, какую роль сыграл ислам в течение веков в формировании нравственных устоев татарского народа, в воспитании личности. Так, в первом своем творческом опыте, рассказе «Счастье в обучении», автор данную проблему рассматривает с общепросветительских позиций: «Если будешь старательно учиться, то будешь счастливо жить» . А в произведении программного значения «Исчезновение через двести лет»(1902) автор проводит мысль о необходимости реформирования национального образования, создания новых джадидистских медресе. В дальнейшем автора интересуют не только состояние обучения в мектебах и медресе, но и вопросы воспитания обучаемых, о чем свидетельствуют, например, рассказы «Плоды медресе» (1911) и «Шакирд абый» (1911). В «Мулла бабае» же, используя возможности романа, проблема освещается более объемно и реалистично. Писатель в своих произведениях изобразил целый ряд представителей духовенства. В начале ХХ века в татарской литературе достаточно много произведений, резко критикующих духовенство. Но Исхаки не бросается из одной крайности в другую. Он, конечно, высмеивает староведов-духовников и их религиозный фанатизм. В комедии “Общество” в сатирическом плане показано, как старцы-кадимисты, пугающиеся всего нового, с подозрением относятся к благотворительному обществу, созданному передовой молодежью с целью оказать материальную помощь детям-сиротам. Г. Исхаки доводит до читателя, какой вред приносит обществу вышеупомянутая часть духовенства. Он чувствовал любые отклонения в развитии нации и остро на них реагировал. Своим глубоким умом и природной проницательностью Исхаки понимал, какую роль играет ислам в жизни татарского народа. Повидав мир, накопив опыт, он предупреждает: «Сначала нарушается мораль, затем исчезает религия, и, наконец, народ сам вымирает».

В трагедии «Зулейха» он показывает, какие глубокие раны оставляла в душе жертв государственная политика насильственной христианизации нерусских народов. Царское правительство пытается полностью подчинить татарский народ, переменив его веру. Гаяз Исхаки разоблачает такую политику, направленную против малочисленных народов. Эта трагедия не потеряла своей актуальности и в наши дни. Она заключает в себе глобальные проблемы – обеспечения дружеских, толерантных отношений между народами, права наций на самоопределение. Героиня драмы – стойкая, сильная духом Зулейха пережила то, чего без веры не смог бы пережить никто. Ее разлучили с детьми, мужем, родным краем, насильно выдали замуж за русского пьяницу, который женился на ней из-за “награды”. Для нее жизнь стала адом. В деревне, где она живет, есть сочувствующие ей люди. Русский старик защищает ее, стыдит Петра, говорит, что каждый человек волен придерживаться своей веры. Убив Петра, Зулейха двадцать лет провела на каторге, но не отказалась от своей веры. Таким образом, автор в Зулейхе видит женщину-мать, которая сохраняет иман (веру). Вот такая женщина является опорой семьи, детей, мужа; вот такая женщина хранит и защищает нравственные устои общества.

Гаях Исхаки касается вечно незаживающей раны татарской души. На примере судеб героев драмы он с потрясающей страстностью описал совершенное в отношении татарского народа преступление – стремление насильственно ассимилировать, переменить его веру.

Любящая своего мужа и своих детей Зулейха не сгибается перед судьбой и не меняет своих убеждений. Хотя ей и приходится пройти мучительные испытания, она побеждает идеологию попов, воплощая потребность нации в сохранении своей самобытности и чистоты. В образе Зулейхи писатель показывает не только тяжелую судьбу отдельной татарки, но и историческую трагедию всего татарского народа. Следует иметь в виду, что попы и чиновники, сеющие вражду между татарами и русскими, не являются всем народом и Гаяз Исхаки это подчеркивает.

В произведениях Исхаки женщины являются хранительницами духовности нации. И несгибаемая Зулейха (“Зулейха”), Сагадат (“Дочь нищего”), и обаятельная старуха Гульюзем (“Суннатчи бабай”), и Сагида в повести “Остазбикэ” - все они стоят на страже судьбы нации, заботятся о ее сегодняшнем дне и обеспечивают ее будущее.

Чтобы уберечь татарскую нацию от опасности инкыйраза (вымирания), Исхаки большое внимание уделяет описанию быта народа, его замечательных традиций, обрядов. Все это ярко проявляется в повести “Суннатчи бабай” (1911). Колоритный образ суннатчи-бабая, его душевные переживания, боль утраты, его трагедия, связанная с отношением к его ритуалу, не оставляет равнодушным никого. Читатель понимает: сохранение исторической памяти, древних традиций и обрядов является надежным щитом, сохраняющим нацию от инкыйраза. Смерть старика принимает обобщающее значение и выходит за пределы физической гибели отдельного человека. Г.Исхаки уже тогда понимал, что одна из причин, приближающих инкыйраз – это манкуртизм – исчезновение национального самосознания.

Читая произведения Исхаки, не перестаешь удивляться, насколько важную роль играет религия в жизни человека.

Заключение. Как видно из вышеприведенных примеров, Г.Исхаки как никто другой понимал, что ислам сыграл и играет огромную роль в спасении татарского народа и его языка, потому что ислам – это своеобразный религиозный институт, наладивший правила и нормы национального существования.

Сегодня мы, как и другие народы, задумываемся “Кто мы?”, “Откуда мы?”. Нам хочется знать свои корни, свою историю, вернуть традиции и обычаи, воспитывать молодое поколение на традициях своего народа. И наследие Г.Исхаки окажет нам в этом огромную помощь.

Если в школе учитель-словесник при изучении творчесва Гаяза Исхаки уделит больше внимания на нравственно-духовный аспект, то это послужит возрождению национального самосознания, духовной культуры и нравственности подрастающего поколения.

Литература

  1. Исхаки Гаяз. Собрание сочинений в 15 томах. 1-2 тома. – Казань: Татарстанское книжное издательство, 1998, 1999.

  2. Сахапов Минахмет. Исхаки и татарская литература ХХ века. Монография. Казань, 2003.

  3. Мусин Флун. Гаяз Исхаки (жизнь и творчество), Казань, Татарстанское книжное издательство, 1998.

  4. Абдуллин Яхъя. Ислам в нашей истории и литературе. // “Казан утлары”, №7, 1993.

  5. Ахмадуллин Азат. У каждого своя осень // “Магариф” №7, 1996.

  6. Зиндан. Сайланма проза һәм сәхнә әсәрләре. Төзүчесе. Текст һәм ахыр сүз авторлары И. Нуруллин, Һ. Мәхмутов, Л. Гайнанова. – Казан: Татар. кит. нәшр., 1991, – 671 бит.

Электронный ресурс

http://festival.1september.ru/articles/415275

Просмотров работы: 440