Обучающая функция не имеет, такого приоритета в учебной деятельности. Во внеклассной работе она играет роль вспомогательной для более эффективной реализации, воспитывающей и развивающей функций. Обучающая функция заключается не в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении детей определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения.
Огромное значение во внеклассной работе имеет развивающая функция. Она заключается в развитии психических процессов школьника.
Развивающая функция воспитательной работы заключается в развитии индивидуальных способностей школьников через включение в соответствующую деятельность.
Содержание внеклассной работы представляет собой адаптированный социальный опыт, эмоционально пережитые и реализованные в личном опыте ребенка разнообразные аспекты человеческой жизни: наука, литература, техника.
Специфика содержания внеклассной работы реализуется:
- преобладанием эмоционального аспекта над информативным;
- определяющим значением, имеющим практическую сторону знаний, т. е. содержание, направлено на совершенствование разнообразных умений и навыков.
Познавательная деятельность детей во внеклассной работе предназначена для формирования у них познавательного интереса, положительной мотивации в обучении.
Досуговая деятельность необходима для организации полноценного отдыха детей, создания положительных эмоций, теплой, дружеской атмосферы в коллективе.
Оздоровительно-спортивная деятельность необходима для полноценного развития, так как в младшем школьном возрасте, с одной стороны, наблюдается высокая потребность в движении, а с другой стороны, от состояния здоровья младшего школьника зависит характер изменений в работе организма в подростковом возрасте.
Трудовая деятельность отражает различие видов труда: бытового, ручного, общественно полезного.
Творческая деятельность предполагает развитие склонностей, интересов детей, раскрытие их творческого потенциала. Она отражается в концертах, театральных постановках и т. д.
Формы внеклассной работы – это те условия, в которых реализуется ее содержание. Форм внеклассной работы огромное количество. Единой классификации здесь нет.
Предложены классификации по объекту воздействия (индивидуальные, групповые, массовые) и по направлениям, задачам воспитания (эстетическое, физическое, нравственное, умственное, трудовое, экологическое).
Непродуманный перенос телевизионных игр и конкурсов в формы внеклассной работы может снижать качество воспитательной работы.
Важным фактором успешного выполнения этих задач является учет психолого-педагогических особенностей обучения на разных уровнях. Знание свойств личности того или другого возраста дает возможность правильно определить содержание и форму внеклассной работы.
Существуют различные виды классификации внеклассной работы по пожарной безопасности:
- работа с учащимися отстающими от других в изучении программного материала, т.е. дополнительные занятия по пожарной безопасности;
- работа с учащимися проявляющими интерес к пожарной безопасности;
- работа с учащимися по развитию интереса в изучении темы по пожарной безопасности.
Основной целью первого вида внеклассной работы является ликвидация пробелов и предупреждение неуспеваемости. Бытует мнение, что если такая дополнительная работа ведётся. То это говорит, что недостаточно организована работа на уроке. В любом случае эта работа должна носить ярко выраженный индивидуальный характер и требует от учителя особого такта и характера.
Цели второго вида внеклассной работы по пожарной безопасности могут быть очень разнообразны и зависят от того, что интересно и что хотят узнать нового ученики так, например :
- развитие и углубление знаний по программному материалу;
- привитие им навыков исследовательской работы;
- воспитание культуры мышления;
- развитие представлений о практическом применении ОБЖ и т. п.
Третий вид внеклассной работы может носить подобные цели, но главный упор делается на развитие интересов ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности) в соответствии с возможностями этой группы учащихся.
Существуют следующие формы внеклассной работы:
1) Кружок.
2) Факультатив.
3) Олимпиады конкурсы, викторины.
4) Дискуссии.
5) Неделя «Пожарной безопасности».
6) Экскурсии.
Указанные формы часто пересекаются и поэтому трудно провести между ними резкие границы. Более того, элементы многих форм могут быть использованы при организации работы по какой- либо одной из них. Например, при проведении вечера, посвященного уроку по ОБЖ можно использовать соревнования, конкурсы, доклады и т. д.
Список литературы
Акимова, Л.А. Безопасность жизнедеятельности: основы безопасности, медицинских знаний,методики обучения: учеб. пособие / Л.А. Акимова, Е.Е. Лутовина, Г.А. Матчин,В.В. Конев. Оренбург: Изд-во Экспресс-печать, 2013. – 180 с.
Акимова, Л.А. Преподавание ОБЖ в школе: теория, методика, организация: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050104.65 Безопасность жизнедеятельности/ Л.А. Акимова, Е.Е. Лутовина, А.М. Зуев; под ред. С.В. Петрова; Мин-во образования и науки Рос. Федерации, Оренб.гос.пед.ун-т. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2010. – 248 с.
Афанасьева, Н. А. Постигаем язык огня. Обучение - через развлечение // Основы Безопасности Жизнедеятельности. 2004. № 7/8. С. 56-65.
Григорян, Р.В. Безопасное поведение учащихся школы как социально-педагогическая проблема//Студент и научно-технический прогресс. Международная студенческая конференция. Новосибирск.: НГУ, 2008. – 16 с.
Казеев, В. А. Аттестация спасателей аварийно- спасательных формирований. Методические материалы: учебно- методическое пособие/ В.А. Казеев, И.В. Чикенева.– Оренбург.: ОГПУ, 2014. – 300с.