ГЕОГРАФИЯ СОЦИАЛЬНО-АДАПТИРОВАННЫХ ОБЪЕКТОВ ГОРОДА КУРГАНА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ГЕОГРАФИЯ СОЦИАЛЬНО-АДАПТИРОВАННЫХ ОБЪЕКТОВ ГОРОДА КУРГАНА

Варданян А.В. 1
1ИП "Охота и рыбалка"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одним из приоритетов социальной политики Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, является реализация комплекса мер, направленных на создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества, в том числе равное право на получение всех необходимых социальных услуг для удовлетворения своих нужд в различных сферах жизнедеятельности – в целях повышения уровня и качества их жизни.

Доступность для инвалидов различных структур общества и окружающей среды является одним из важнейших условий обеспечения их прав и свобод. Конвенция о правах инвалидов, утвержденная резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года и вступившая в силу 3 мая 2008 года, подписанная Российской Федерацией 24 сентября 2008 года, устанавливает, что государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, транспорту, информации и связи, в том числе информационно-коммуникационным технологиям и системам, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.

Подписание Конвенции Российской Федерацией фактически утвердило принципы, на которых строится политика государства в отношении инвалидов. Для Российской Федерации подписание Конвенции является показателем готовности страны к соблюдению международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.

Государственная программа «Доступная среда» была запущена в 2011 году и рассчитана до 2015 года. За пять лет российские города изменились, стали более приспособленными для жизни людей с ограниченными возможностями. Но и в настоящее время исследование в этой области для России остается необходимым и важным.

Целью работы было рассмотреть географию социально-адаптированных объектов города Кургана и на основе полученной информации составить электронную карту «Карта социально-адаптированных объектов города Кургана».

Город, каждое его строение, имеют свой неповторимый характер, который меняется от центра к окраине. Город — арена общественных отношений, отражает социальную структуру общества. Город — развитый комплекс хозяйства и экономики. Город является скоплением архитектурных и инженерных сооружений, обеспечивающих жизнеобеспечение населения. Города служили центром развития искусства и ремёсел, технических достижений. Город — это не просто сумма домов, это самостоятельный многоликий, но цельный организм [5].

С учетом современного преимущественного функционального использования территория города подразделяется на селитебную, производственную и ландшафтно-рекреационную. Планировочная структура города выражается во взаимном расположении основных функциональных зон и системы связей между ними. Это основа города. Она определяет транспортную схему, внешний облик города и отражается в генеральном плане города.

Сложность планировочной структуры больших городов заключается еще и в том, что большое разнообразие промышленных предприятий не может располагаться на территории одной промышленной зоны. При этом делятся селитебные территории. Возникают новые жилые районы на периферии города, образуются новые зоны отдыха. Новые промышленные зоны вызывают появление санитарно-защитных территорий. Рост города способствует развитию внешнего транспорта и расширению транспортной зоны.

Комфортность города, как среды проживания, в свою очередь определяется следующими основными факторами:

  • транспортной доступностью;

  • доступностью всех необходимых сервисов и услуг, начиная государственными услугами и заканчивая услугами торговли:

  • наличием достаточного количества общественных пространств;

  • новыми принципами планирования городов, обеспечивающими шаговую доступность услуг, сокращающими количество перемещений по городу, повышающую интенсивность жизни отдельных районов и города в целом.

Не менее важным трендом в трансформации современных городов и создании комфортной городской среды является приоритетное развитие общественных пространств. Обычно это работает так: формируется публичное пространство (площадь, сквер, прогулочная зона). Вокруг него образуют так называемое третье место —third place («первое место» — это жилье, «второе» — работа). Символом «третьего места» является городское кафе, где есть беспроводной интернет. «Третье место» является одновременно и территорией общения, и зоной отдыха, и местом работы для людей творческих профессий. В экономике, где нарастает доля услуг и креативной индустрии, общественные пространства все чаще используются как места проведения деловых переговоров, как места для работы.

Развитые общественные пространства создают высокое качество жизни в городе. Они меняют и структуру города: до «третьего места» человек обязательно должен дойти пешком — это стыкуется с идеей пешеходного масштаба города. Одна из наиболее популярных урбанистических теорий последнего времени – «новый урбанизм» – как раз и предполагает плотную городскую среду, насыщенную коммуникациями.

Второй важной составляющей «третьего места» является противодействие имущественной сегрегации. Скверы, кафе, торгово-развлекательные центры, спортивные комплексы становятся демпферами между кварталами элитной и социальной застройки. В таких местах коммуницируют горожане самых разных социальных слоев.

Третьей задачей общественных пространств становится насыщенность, то есть избыточность вариантов их использования для человеческого и социального развития. В специально создаваемых общественных помещениях группы горожан могут инициативно устраивать различные мероприятия, центры развития, игровые пространства и т.п. Такая избыточность возможностей расширяет горизонты сотворчества и мотивирует горожан вовлекаться в события, развивающие город.[5]

Приоритет развития общественных пространств нашел свое отражение и в современном жилищном строительстве. В частности, в Европе в последние годы, фактически, получила второе рождение идея дома-коммуны, то есть многоквартирного дома, в котором предусмотрено значительное количество общественных помещений с различными функциями (общие рекреационные, спортивно-оздоровительные, хозяйственно-бытовые помещения, помещения для общих праздников, помещения для детей и т.д.). Такие пространства не только стимулируют общественную жизнь и общение между жильцами, но помогают в решении целого ряда вопросов повседневной жизни. Например, наличие общих помещений для детей (игровые комнаты) позволяют создавать своего рода «домашние» детские сады и значительно оптимизировать расходы семей на присмотр за детьми в рабочие дни.

Сегодня в составе одного района могут быть и жилье, и офисы, и развлекательные центры, и магазины, и даже промышленные предприятия. Многофункциональная застройка создает новую жилую среду – более разнообразную, интенсивную по коммуникациям. Такие районы «живут» все 24 часа в сутки [6]. Многофункциональная застройка с услугами шаговой доступности создает комфортное проживание для людей на данной территории.

Инфраструктура городской среды не всегда является комфортной для людей с ограниченными возможностями. Инвалиды очень часто сталкиваются с барьерами, ограничивающими их передвижение, и не позволяющими воспользоваться различными услугами наравне с другими людьми [4].

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты [7].

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".

(см. текст в предыдущей редакции)

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации [1].

Социальное пространство современного города наполнено физическими и символическими барьерами. Проблемы доступности городской инфраструктуры, информации, социальных услуг, образования и занятости для людей с ограниченными возможностями становятся фактором воспроизводства социального неравенства и препятствием на пути к независимой жизни. Проблема социальной адаптации инвалидов в современных условиях выступает одной из важнейших граней общей государственной проблемы в сфере социальной защиты [3].

Мировые практика показывает, что как минимум отдельные элементы безбарьерной среды необходимы для четверти населения. А при более пристальном изучении можно сказать, что каждый человек в различные периоды жизни нуждается в безбарьерной среде: например, при путешествии в детской коляске наличие пандусов будет как нельзя кстати. Причина в том, что доступная среда является более безопасной, и это уже доказано.

Взаимодействие между человеком и окружающей его средой, в доме, где он живет, или на улице, куда он выходит, зависит и от его возможностей и от факторов этой среды.

Городское социальное пространство сегодня - это место, где четко прослеживается социальное неравенство по признаку инвалидности. Как утверждает американский социолог М. Кастельс, специализирующийся в области теории информационного общества, социальное пространство не есть отражение, фотокопия общества, «оно и есть общество». Доступность социального пространства, возможность использования городской инфраструктуры инвалидами, эстетичность реабилитационных приспособлений (колясок, костылей, протезов) являются условиями обеспечения самостоятельности и независимости инвалидов.

Исследование доступности городской среды для инвалидов приобретает особый интерес на почве эволюции российских городов, которая в значительной степени расходится с законами развития городов Европы и Америки. Весь советский период конструирования городского пространства пренебрегал вопросами доступности города для инвалидов и качества их жизни в повседневной действительности. В градостроительной политике культивировалась идея обслуживания предприятий, экономики, обороны, а практика «гуманизации» окружающей среды, которая подчеркивала бы ее значение для инвалида, не была популярна.

Сегодня широкая трактовка доступности городской среды предполагает равноправное участие людей с ограниченными возможностями в комплексе социальных миров, во всех сферах жизнедеятельности общества. В узком смысле термин «доступная среда» употребляется как синоним понятию «универсальный дизайн». Немногие задумываются о том, что обычно вещи, которые нас окружают, создаются для среднего пользователя и становятся малодоступными для тех, кто отклоняется от усредненной нормы (например, ребенок не дотягивается до электровыключателя, крючка вешалки или полки кухонного гарнитура, а человеку в инвалидном кресле трудно включить свет в комнате самостоятельно из-за того, что выключатель находится за дверью, и ее необходимо сначала закрыть, затем дотянуться до него и включить свет).

Принцип универсального дизайна побуждает создавать предметы, здания и конструкции, которые могут быть использованы абсолютным большинством людей без надобности в доработке или усовершенствовании предметов пользования. Когда строители и инженеры используют принципы универсального дизайна, они, прежде всего, производят продукт для потенциального пользователя с целым рядом характеристик. Инвалидность - только одна из них, но среда, созданная для инвалидов, дает преимущества и другим пользователям. Например, широкие съезды с тротуара на дорогу, сконструированные для колясочников, успешно используются родителями с детскими колясками, людьми, перевозящими грузы или велосипедистами. Малодоступное городское пространство диктует горожанам пассивный, или напротив агрессивный образ жизни, связанный с постоянным настроем на преодоление препятствий, что не может не наложить отпечаток на характер социальных транзакций и норм поведения в обществе.[6]

Среди причин, снижающих социальную активность инвалидов, в том числе их конкурентоспособность в системе общественных отношений, сами инвалиды выделяют барьеры среды, из-за которых они испытывают трудности с передвижением и неудобства, вызванные отсутствием или плохим качеством реабилитационных приспособлений. Однако восприятие задачи создания безбарьерного пространства как технико-технологической было бы ошибочным.

История формирования безбарьерной среды свидетельствует, что для успеха нужны, по меньшей мере, две вещи: разбудить общество и сформировать установки на понимание проблем инвалидности и четкое исполнение требований доступности, обозначенных нормативными документами (успешный опыт западных стран показывает, что это достигается путем включения механизмов обеспечения заинтересованности и поощрения, контроля информирования социальной ответственности у граждан). Государство и гражданское общество прилагают массу усилий для решения проблемы создания безбарьерной среды в кратчайшие сроки. В США, к примеру, подобная работа проводится целенаправленно с конца пятидесятых годов прошлого века [9].

В российских городах относительно недавно начали осознавать необходимость приспособления инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями. Для этого специально разработана Государственная программа «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы. Целью Государственной программы является формирование к 2015 году условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения; 45 % объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктур должны стать полностью доступны для людей всех форм инвалидности; 20% образовательных учреждений должны стать полностью оборудованы для обучения инвалидов. Особое место в данной программе занимает картографирование доступности городской среды, так как к 2015 году 90% регионов должны иметь карты доступности всех услуг для инвалидов.

Метод картографирования городского пространства становится все более востребованным в свете реализации социально-политических мер по гуманизации городской среды. Картографирование позволяет получить не только визуальный продукт, позволяющий проиллюстрировать доступность или непригодность городской инфраструктуры для полноценной жизнедеятельности маломобильных граждан, не только служит задачам герменевтики, но и создает новую форму восприятия: виртуальное прочтение города. Сегодня значительная часть общения переносится в киберпространство, здесь же формируются пласты многообразной информации, в том числе создаются карты, способные содействовать их пользователям в разрешении различных информационных задач (географических, культурных, досуговых, туристических, потребительских).

Картографирование городов, описания характеристик городских ландшафтов и выкладывание фотографий городских объектов на Интернет-сайты ведут к конструированию виртуальных городов [8].

Как правило, справочно-информационные порталы городов содержат информацию, необходимую любому гражданину, в том числе специальную информацию для лиц с ограниченными возможностями. Обращает на себя внимание тот факт, что практически все Интернет-ресурсы оснащены специальными программами, позволяющими выбрать язык для чтения, изменить размер, цвет и фон шрифта, а также, при необходимости, прослушать содержание сайта, тем самым учитываются потребности инвалидов с нарушениями зрения и слуха.

Сравнительно недавно в Интернет начали появляться виртуальные карты, отражающие результат обследования качества тротуаров, пешеходных переходов, входных групп зданий, наличия средств визуальной и звуковой информации на предмет их доступности. Появились проекты под названием «Казань недоступная», «Доступный Саратов», «Барьеров нет», «Без границ», создана карта доступности Москвы для инвалидов, оргкомитет «Сочи 2014» реализует инновационный проект «Карта доступности», цель которого – помочь людям с инвалидностью найти паралимпийские спортивные учреждения и объекты безбарьерной среды. Минздравсоцразвития России создал на сайте «http://zhit-vmeste.ru» интерактивную «карту доступности» для инвалидов, которая содержит информацию о наличии в том или ином учреждении условий для посещения людьми с ограничениями здоровья.

Проанализировав опыт создания и разработки карт доступности социальных объектов и услуг за рубежом и в России, была создана подобная карта для города Кургана, под названием «Карта социально-адаптированных объектов города Кургана», или в общепринятом понимании «Карта доступности». Она создана при помощи набора приложений, построенных на основе бесплатного картографического сервиса и технологий, предоставляемых компанией «Google». Выбор именно этой платформы для создания карты связан с тем, что этот сервис выделяются широким спектром предоставляемых функциональных возможностей, хорошим географическим покрытием и удобством для конечных пользователей. [2]

Для создания интерактивной карты была собрана информация по социальной доступности объектов города Кургана для маломобильных групп населения в период с 20 января по 30 мая 2013 года. Производилась фотосъемка объектов, их изучение на наличие средств, помогающих инвалидам при передвижении для получения услуги: пандусы, кнопки вызова персонала, наличие съезда с тротуара, наличие специализированного парковочного места. Было обнаружено и исследовано 303 социально-адаптированных объекта. После обработки информации по социально-адаптированным объектам было принято решение классифицировать её по доступности для маломобильных групп населения, используя в качестве справочной литературы строительные нормы и правила Российской Федерации - «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Для размещения интерактивной карты социальной доступности объектов города Кургана в сети интернет специально был создан веб-сайт с доменным именем http://www.social45.ru. При открытии на нем карты города Кургана, происходит отображение социально-адаптированных объектов. На странице интернет-ресурса имеется каталог интересующих объектов, разбитых на категории: учреждения образования, учреждения культуры, спортивные учреждения, магазины, банки, почта, медицинские учреждения и т.д.

Ниже каталога есть функция выбора радиуса показываемых на карте объектов от 100 до 1500 метров. Эта функция помогает определить все объкты, находящиеся в шаговой доступности, что является очень важным именно для людей с ограниченными возможностями. При наведении курсора компьютерной мыши на значок объекта отображается первичная информация об объекте: присвоенный идентификационный номер,название объекта(организации), адрес, доступность объекта. При выборе значка инвалидности интересующего объекта, отображается карточка с информацией: фотография объекта, доступен или условно доступен вход, наличие или отсутсвие кнопки вызова персонала и пандуса, доступность прилегающей территории, наличие или отсутсвие специализированной парковки.[9] На информационной карточке есть функция «Пожаловаться на нарушение положений «Доступная среда».

При выборе этой функции отображается веб-сайт с доменным именем http://www.angrycitizen.ru - это независимый онлайн-проект. Кроме того есть раздел «http://www.social45.ru», посвященный рекламе государственной услуги «Социальное такси». Пользующийся картой социально-адаптированных объектов может воспользоваться рекламой услуги, просчитать маршрут по карте, посмотрев доступен или условно доступен тот или иной объект.

При анализе интерактивной карты города Кургана выявлено 303 социально-адаптированных объекта. Распределение объектов по территории города крайне неравномерное (Рисунок 1).

Основная часть социально-адаптированных объектов расположена в центральной части города - 224 (74%), в районе Заозерном – 37 (12%), в Рябково, Энергетиках и Западном в среднем 12 (4%). Наименьшим количеством социально-адаптированных объектов обеспечен Восточный район – 2 (0,6%).

Рис. 1 - Распределения социально-адаптированных объектов по районам города Кургана

По разработанной классификации доступности социально-адаптированных объектов из 303 доступными являются 231(76%), а 72 (24%) являются условно доступными (Рисунок 2).

Рис. 2 - Социально-адаптированные объекты города Кургана

Распределение по социальной доступности объектов в разных районах города крайне неравномерное: в Центральном районе - доступных 171 (диаграмм 1), условно доступных 53; в Заозерном районе - доступных 24, условно доступных 13; в Рябково - доступных 12, условно доступных 2; в Энергетиках – доступных 12 , условно доступных 2; в Западном районе – 7 доступных , условно доступных 1; в Восточном районе – доступных 5 , условно доступных нет; в Северном районе (диаграмм 7) – доступных 2 , условно доступных объектов нет. Информация отражена в диаграммах по каждому району города (Рисунок 3)

Для анализа географии социально-адаптированных объектов по районам города Кургана было выявлено на основе исходных потребностей для инвалидов 5 основных категорий объектов:

  1. Аптеки;

  2. Магазины;

  3. Медицинские учреждения;

  4. Общественное питание;

  5. Места отдыха.

Рис. 3- Соотношение количества основных категорий социально-адаптированных объектов по районам города Кургана.

Наибольшее количество объектов этих категорий обозначено в Центральном районе: на первом месте по количеству объектов стоит категория «Магазины» - 43 доступных и 8 условно доступных; на втором категория «Аптеки» – 36 доступных и 17 условно доступных; на третьем месте категория «Административные здания» - 19 доступных и 9 условно доступных; 15 доступных медицинских учреждений и 4 условно доступных; общественное питание представлено 3 объектами, одно из которых условно доступно. Так же на территории района есть 5 мест отдыха (Рисунок 4).

Рис. 4- Соотношение количества основных категорий социально-адаптированных объектов по районам города Кургана.

Аналогичная работа проведена по всем районам города. В Заозерном районе представлено по 8 доступных и 5 условно доступных аптек и магазинов. Есть одно условно доступное медицинское учреждение. Не представлены категории: административные здания, места отдыха и общественное питание.

В районе Рябково выявлены следующие доступные объекты: 2 аптеки, 3 магазин, 2 административных здания. Из 5 медицинских учреждений 2 являются условно доступными. Не представлены объекты общественного питания и места отдыха.

В районе Энергетики выявлено: 4 аптеки, 3 доступных магазина и 1 условно доступен, 2 доступных административных здания, 1 доступное медицинское учреждения и 1 условно доступное. Не представлены категории общественного питания места отдыха.

В Западном районе выявлено: 1 условно доступная аптека, и 1 доступная; доступные категории: 1 магазин, 2 административных объекта, 1 медицинское учреждение. Не представлены категории общественного питания и мест отдыха (Рисунок 4).

В Восточном районе из категорий объектов представлено лишь 2 аптеки. Остальных категорий доступных или условно доступных объектов не выявлено.

В Северном районе из представленных категорий есть только 1 доступное медицинское учреждение (Рисунок 4).

Проанализировав карту социально-адаптированных объектов города Кургана, можно сказать, что самым комфортным для проживания маломобильных групп населения является Центральный район. Здесь расположено наибольшее количество доступных социально-адаптированных объектов из всех представленных категорий. Это единственный район, где представлена категория «Места отдыха» и «Общественное питание». Объекты по району распределены относительно равномерно, и многие из них находятся в шаговой доступности, что, безусловно, является огромным плюсом для инвалидов.

Все остальные районы города пока остаются некомфортными для проживания маломобильных групп населения, так как социально – адаптированных объектов на их территории очень мало, и расположены они крайне неравномерно. А некоторые категории объектов вообще не представлены. Данной интерактивной картой социально – адаптированных объектов уже пользуются многие инвалиды города Кургана. Она помогает им лучше ориентироваться в городе, заранее спланировать маршрут, знать где расположены доступные для них объекты инфраструктуры, позволяет наглядно оценить степень доступности нужного учреждения снаружи благодаря описанию и фотографии. Данная карта с каждым днем получает все больше положительных отзывов и «Карта социально-адаптированных объектов города Кургана» находиться в свободном доступе на сайте «Социальные проекты – Курган»

Проблема социальной адаптации инвалидов в современных условиях выступает одной из важнейших граней общей государственной проблемы в сфере социальной защиты. В настоящее время программа адаптации людей с ограниченными возможностями в современной жизни продолжается в рамках новой федеральной целевой программы «Доступная среда – 2011-2020», которая намерена «перекроить рельеф городов», и «поменять сознание обывателей». И в рамках нашей работы есть все условия для дополнения созданной электронной карты доступности новыми объектами, сделав ее динамичной, полезной для людей с ограниченными возможностями.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Лазовская, Н.А. Доступность среды как норма жизни / Н.А. Лазовская, А.В. Мазаник //Архитектура и строительство. – 2003. - №5. – C. 22-25.

  2. Наберушкина, Э.К. Картографирование доступности городской среды: аспекты социального неравенства / Э.К. Наберушкина, Н.В. Сорокина // Журнал исследований социальной политики. – 2010. - №1. - С. 30-33.

  3. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф3 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 48. Ст. 4563

  4. Российский статистический ежегодник. / Росстат. – М., 2012. – С. 277.

  5. Город — арена общественных отношений. [Электронный ресурс]: словарь терминов. – Режим доступа: http://link.ac/1BJo5

  6. Пирогов, С. В. Социология города / С. В. Пирогов // Учебное пособие. – М.: «Новый учебник», 2004. – 208 С. 7.

  7. Понятие о современном городе. [Электронный ресурс]: конспект лекций. - Режим доступа: http://link.ac/1BJq1

  8. Конвенция о правах инвалидов, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.un.org/russia/documen/convens/disability.html.

  9. Законодательство о правах инвалидов. [Электронный ресурс]: центр реабилитации инвалидов. - Режим доступа: http://www.invachelny.ru/doc/19.html

  10. Методика формирования и обновления карт доступности объектов и услуг. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://link.ac/1BJw7

14

Просмотров работы: 473