Улучшение качества подготовки специалистов связано с использованием научных методов и средств обучения, для увеличения эффективности труда студентов, что обеспечивает квалифицированный подход к профессиональному образованию. Одним из лучших способов повышения уровня профессиональных качеств являются конкурсы профессионального мастерства. Такие конкурсы способствуют эффективному развитию компетенций у студентов, которыми должен обладать будущий работник, также внедряют в практику новые методики и подходы развития и саморазвития студентов. Конкурсы профессионального мастерства имеют свою историю. Одними из первых конкурсов профессионального мастерства являются: профессиональные педагогические конкурсы, зародившиеся в России в 20-е годы прошлого столетия как потребность в выявлении и распространении опыта учителей. В 1923 году газета «Правда» совместно с Наркомпросом, Главполитпросветом, крупными издательствами, выделившими специальные премии победителям, организовала Всероссийский конкурс на лучшего учителя. [5]
Для того, чтобы правильно понять, что такое конкурс обратимся к определению из Гражданского кодекса РФ, где сказано, что конкурс- это выбор лица, предложившего наилучшие условия. [2] Обращаясь к толковому словарю: конкурс-соревнование, имеющее целью выделить лучших участников, лучшие работы. [3] Конкурсы профессионального мастерства помогают успешно решать задачи по повышению профессиональной грамотности, помогают создавать благоприятную среду для развития интеллекта, для совершенствования профессиональных и личных умений и навыков. Также данные конкурсы помогают проанализировать, насколько будущий специалист готов к самостоятельной профессиональной деятельности. Примерами могут служить конкурсы профессионального мастерства, такие как краевой открытий фестиваль «Студенческая весна», чемпионат по рабочим специальностям «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia). [1]
Обозначим основные положения движения «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia). Целью проведения чемпионата является повышение престижа рабочих профессий и человеческого труда, привлечение молодёжи в производственные сектора экономики и высококачественные сферы услуг. Основные задачи:
совершенствование стандартов профессионального образования с учётом национальных и международных требований;
популяризация рабочих профессий и вовлечение школьников и родителей в активный и осознанный выбор профессии;
передача навыков, знаний и культурный обмен между участниками чемпионата.[4] Основной целью любых конкурсов профессионального мастерства является презентация профессионального мастерства и его дальнейшее усовершенствование. Перед конкурсами профессионального мастерства ставятся определенные задачи:
1.Выявить талантливых и творческих студентов.
2.Повысить престиж профессии.
3.Создать условия для карьерного роста студентов.
4.Усовершенствовать имеющиеся навыки студентов и развить новые.
5.Распространение передового опыта.
6.Научить студентов пользоваться и обращаться к передовым методам труда, современным технологиям.
7.Повысить качество профессионального образования.
8.Расширять связи с социальными партнерами.
Каждая профессия требует определенных специфических умений. У студентов эти умения формируются в процессе обучения. Обучение включает два уровня. Один теоретический, а другой практический. Практике отдается больше сил и времени, ведь именно практика создает реальные условия работы для студентов. Теоретический уровень создает определенный фундамент знаний, который создает кругозор будущего специалиста. А практический уровень помогает студенту адаптироваться в различных условиях труда, применить все знания, полученные на теоретическом уровне, и закрепить их в реальных условиях. Конкурсы профессионального мастерства не только помогают студентам показать свои умения и навыки, но также помогают работодателям найти для себя талантливых специалистов. Ведь задача каждого управляющего найти для себя ценные кадры, которые смогут вывести компания на более высокий уровень.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что участие в конкурсах профессионального мастерства для студентов является необходимым. Конкурсы профессионального мастерства с каждым годом приобретают новые тенденции: использование современных технологий, расширение творческих и интеллектуальных возможностей студентов, формирование определенного кругозора и набора знаний. Всё это поможет студентам в дальнейшем найти перспективную работу, стать высококвалифицированным специалистом. В ходе конкурса не только повышается профессиональное мастерство, но и растет уровень мотивации, для достижения высоких результатов обучающиеся прилагают больше усилий. Конкурсы профессионального мастерства являются отличным способом, который может заинтересовать студента в достижении высоких результатов в будущей профессиональной деятельности.
Литература:
Белогурова Я. Г. Конкурсы профессионального мастерства как средство развития общих и профессиональных компетенций обучающихся // Молодой ученый. — 2016. — №15.1. — С. 49-52.
Гражданский Кодекс РФ. II часть. Статья 447. Пункт 4.
Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=11701
Положение о проведении Открытого чемпионата Дальнего Востока по профессиональному мастерству (WorldSkillsRussia). — [Электронный ресурс]. —Режим доступа URL: http://www.khstu.ru/rus/?menu=Job&id=1182
Хозяинова Л. А. Роль конкурсов профессионального мастерства в подготовке квалифицированных специалистов СПО // Информио. – 2015.