ОЦЕНКА ЗНАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ О РЕЛИГИИ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОЦЕНКА ЗНАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ О РЕЛИГИИ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сулейманова Г.К. 1
1Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема духовного кризиса остро стоит на сегодняшний день в России. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» четко определена роль образования в становлении духовно-нравственной основы личности. Согласно данному документу, «идеалом воспитания считается высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России». Одним из традиционных источников нравственности указывается религия [1, с.11]. По нашему мнению, изучение темы религии на уроках обществознания будет способствовать нравственному становлению учащегося.

Как мы знаем, религия содержит в себе определенный свод правил и норм, которых должен придерживаться человек, устанавливает систему ценностей. Изучая блок духовной сферы, у школьника закладываются определенные нравственные принципы и правила, согласно которым следует поступать в жизни.

Тема «религии» изучается в 8 классе «Религия как одна из форм культуры» в модуле «Сфера духовной культуры» [2, с.75] и в 10 классе «Религия и религиозные организации» в модуле «Общество как мир культуры» [3, с. 142]. Для определения уровня знаний школьников о религии в курсе обществознания, нами было проведено тестирование учащихся трех 11 классов (11А, 11Б, 11В) в одном из лицеев города Уфы. Целью исследования было выявление знания школьников о религии в контексте обществоведческого образования. В исследовании проанализированы работы 62 учащихся.

Тесты составлены на основе программы по обществознанию в средней школе (11 класс). Учащимся было предложено 29 заданий: вопросы открытого и закрытого типов, задания иллюстративного характера, направленные на расширение кругозора, вопросы, требующие раскрытия понятий. За основу была взята структура типовых заданий ЕГЭ по обществознанию.

Тесты оценивались по следующим критериям: 27-29 баллов – «5»; 22-26 баллов – «4»; 18-21 баллов – «3»; ниже 21 балла – «2».

По результатам теста:

– в 11А классе 4 человека получили оценку «5», 13 человек – «4», один ученик – «3»;

– в 11Б классе количество учеников, получивших оценку «5» составило – 1 человек, «4» – 7 человек, «3» – 15 человек;

– в 11В классе 13 человек получили отметку «4»; 8 человек оценку «3»; оценку «5» – 0 человек.

Можно сделать вывод о том, что материал на тему «религия» на «отлично» знают 8% учащихся 11-х классов, на «хорошо» – 53,25% учащихся, на «удовлетворительно» – 38,7% учеников.

Заданиями, вызвавшими затруднения у учеников, стали вопросы, касающиеся функций религий, классификаций религий, также иллюстративное задание с названием религиозных сооружений («Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы», мечеть «Ляля-Тюльпан» – город Уфа; мечеть «Кул-Шариф» – город Казань; храм Василия Блаженного – город Москва). Следует заметить, что все сооружения школьникам были знакомы, но названия данных религиозных сооружений вспомнить им было достаточно сложно. Самым узнаваемым религиозным сооружением из 4 представленных оказалась мечеть «Ляля-Тюльпан» (город Уфа), название сооружения знали – 90% учащихся.

Результаты по заданиям, вызвавшим затруднения в процентном соотношении представлены на гистограммах ниже (рис.1, рис.2, рис.3). На рисунках выведен процент справившихся с заданием учеников:

Рис. 1.

Рис. 2.

Рис. 3.

Таким образом, проведено тестирование среди учащихся 11-х классов в одном лицеев города Уфы. Анализ данных показал, что уровень знаний школьников в области религии можно охарактеризовать как «средний», что показывает определенную осведомленность учащихся в вопросах религии, но неполную.

Список использованных источников и литературы:

1. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. – С.11.

2. Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждение / [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.]: Просвещение, 2010. – С.75.

3. Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Л.Н. Боголюбов, Ю.А. Аверьянов, А.В. Белявский и др.]: Просвещение, 2014. – С.142.4

Просмотров работы: 247