ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Зарипова Э.Г. 1
1Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Воспитание и обучение подрастающего поколения, всегда являлось одним из приоритетов образовательной политики Российской Федерации. Гражданское общество и государство всерьез обеспокоены проблемами духовно-нравственного развития подрастающих поколений, формирования их российской идентичности, преодоления экстремистских настроений в детской среде. Все это актуализирует необходимость осуществления эффективных практических действий в сфере обучения и воспитания, реализации согласованной программы обучения и воспитания во всех столичных округах [1].

Стратегической целью развития нашей страны является образование гражданского общества и построение правового государства. Обучение и воспитание гражданина своей страны - важная задача, которую ставит перед собой государство и общество. Необходимость гражданско-правового образования сегодня ни у кого не вызывает сомнения. В связи с этим, особую актуальность приобретает увеличение роли гражданско-правового образования в качестве фактора социализации, поскольку при отсутствии навыков и желания активно участвовать в жизни общества, без развитого чувства ответственности за судьбу страны, при низкой политической грамотности все намечаемые преобразования останутся на стадии теоретического обсуждения, и демократических изменений не произойдет.

Несовершеннолетние могут знать теорию, какие у них есть права, обязанность и ответственность, но в нашем современном обществе, нужно уметь их реализовать на практике. Они должны уметь защищать свое собственное мнение и отстаивать свою позицию, делать правильный выбор, иметь ориентиры в правовых нормах и гражданских аспектах. А с этим не каждый может справиться. Для этого, подростков нужно обучать, закладывать эти знания в школе, чтобы выпускники вышли в жизнь и сумели реализовать свое гражданско-правовое образование.

В связи с этим основополагающая задача школы – это подготовить гражданско-правовую грамотную личность. Она должна показать истинные ценности, заложить мировоззренческую основу, быть опорой, неким направлением в развитии правой грамотности и воспитанности молодого поколения. Это реализуется по средствам воспитательного процесса, а также созданием гражданско-правовой школьной среды.

Единая система гражданско-правового образования предполагает разумное сочетание теоретических занятий и практико-ориентированной деятельности учащихся во внеурочное время. Хорошо известно, что активная гражданская позиция начинается со школы. Участие старшеклассников в работе советов школ, развитие ученического самоуправления, деятельность общественных объединений и организаций детей, разно­образные клубы учащихся, встречи с сотрудниками правоохранительных и судебных органов, представителями исполнительной и законодательной властей – все это и многое другое создает условия и может стать основой воспитания гражданина и патриота своей страны.[2]

Для того, чтобы эффективно формировать гражданско-правовую грамотность на уроках обществознания, в первую очередь необходимо провести диагностику уровня гражданско-правовой грамотности обучающихся. Данные диагностики должны сформировать у обучающихся положительную мотивацию, желание повысить свою правовую грамотность понимание необходимости знания законов и их исполнения .

Для определения уровня гражданско-правовой грамотности обучающихся, нами был разработан диагностический инструментарий, предназначенный для учащихся 9 класса.

Существует множество трактовок оценки результатов предметного обучения. Мы придерживаемся уровней предложенных П.Г.Нежновым [3]. Он выделяет три уровня. Первый уровень — репродуктивный, или формальный, — ориентация (опора) на внешние характеристики способа действия (алгоритм, правило, внешне заданный образец). Второй уровень — рефлексивный, или содержательный, — действие с пониманием - ориентация на существенное отношение как основу способа действия. Третий уровень — функциональный — свободное действие - ориентация на поле и границы возможностей способа действия

Диагностический инструментарий состоит из 7 модулей:

  1. Модуль I. Основы избирательного права;

  2. Модуль II. Основы образовательного права;

  3. Модуль III. Основы конституционного права;

  4. Модуль IV. Основы семейного права;

  5. Модуль V. Основы трудового права;

  6. Модуль VI. Основы гражданского права;

  7. Модуль VII. Основы информационного права.

Каждый модуль содержит 3 задания. 1 задание – это задание формального уровня, 2 задание – задание рефлексивного уровня, 3 задание – задание функционального уровня.

Задания:

Модуль I. Основы избирательного права

1. Конституция Российской Федерации предусматривает ограничение права избирать и быть избранными:

1) Нетрудоспособных граждан;

2) Граждан, признанных судом недееспособными;

3) Граждан, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда;

4) Граждан призывного возраста, имеющих установленные законом отсрочки от службы по призыву.

2. Установите соответствие между принципом избирательного права и его определением.

ПРИНЦИП

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

А) всеобщим;

1 — избиратели голосуют на выборах «за» или «против» кандидатов непосредственно;

Б) равным;

2 — никто из голосующих не получает каких-либо преимуществ, каждый имеет и отдает только один голос;

В) прямым;

3 — избирать имеют право все, кроме категорий граждан, специально оговоренных в законе;

Г) с тайным голосованием.

4 — какой-либо контроль за волеизъявлением из­бирателей исключается

Ответ:_____________

3. В чём отличие активного избирательного права от пассивного? Приведите по два примера активного и пассивного избирательного права.

Модуль II. Основы образовательного права

1. Илья учится в 9 классе общеобразовательной школы. Дополнительно он посещает занятия по изобразительному искусству в центре детского творчества. На каком уровне образования находится Илья?

1) высшее образование - бакалавриат

2) основное общее образование

3) среднее профессиональное образование

4) среднее общее образование

2. Альбина ученица 11 класса средней школы, а ее сестра – студентка медицинского университета. Сравните два уровня образования, упомянутые в условии задания: среднее общее и высшее образование. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.

1) наличие возможности продолжить обучение в образовательной организации среднего профессионального образования (колледже, техникуме)

2) обязательная аттестация в конце обучения

3) соблюдение распорядка образовательной организации

4) получение специальности

Ответ:

Черты сходства

Черты различия

       

3. Какие есть у учащихся общеобразовательных организаций (школ) права и обязанности? Как вы думаете, какими актами они регламентируются? Приведите по три примера прав и обязанностей учащихся общеобразовательных организаций.

Модуль III. Основы конституционного права

1. Что из перечисленного относится к конституционным обязанностям гражданина РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) защита Отечества

2) участие в управлении делами государства

3) выбор рода деятельности, профессии

4) трудоустройство совершеннолетних граждан

5) сохранение исторического и культурного наследия

6) уплата законно установленных налогов и сборов

2. Установите соответствие между группами прав человека и гражданина, закреплёнными в Конституции РФ, и их составом:

СОСТАВ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

ГРУППЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

А) право создавать союзы и объединения

Б) право на свободу совести

В) право на тайну переписки

Г) право на мирные собрания

Д) право на равенство перед законом и судом

1) гражданские

2) политические

Ответ:________________________

3. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков (т.е. соотнесите букву с цифрой).

«В соответствии с ________(А) основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека и ________(Б) являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного ________(В) и обеспечиваются правосудием. ________(Г) неприкосновенно. Никто не вправе проникать в ________(Г) против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных законом, или на основании ________(Д). Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и ________(Е) или отказу от них».

1) Убеждение

2) Гражданско-процессуальный кодекс

3) жилище

4) гражданин

5) Конституция

6) самоуправление

7) законодательство

8) личность

9) судебное решение

Модуль IV. Основы семейного права

1.Причиной лишения родительских прав является:

1) минимальная заработная плата

2) жестокое обращение с детьми

3) отсутствие образования

4) политические убеждения

2. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) Одним из условий заключения брака является достижение женихом и невестой брачного возраста. (Б) В России установлен брачный возраст – 18 лет. (В) К сожалению, нередки браки несовершеннолетних россиян, рано начавших взрослую жизнь и готовящихся к рождению ребенка. (Г) Такие браки обречены на неудачу, поскольку супруги эмоционально не готовы жить вместе и в силу возраста не могут материально содержать семью.

Определите какие положения текста

1)Фактический характер

2)Характер оценочных суждений

Запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер

А

Б

В

Г

       

3. Гражданин Петров В. (16 лет) и гражданка Иванова И. (14 лет) подали заявление о заключении брака в органы ЗАГСа. Им было отказано в принятии заявления. Как работники ЗАГСа мотивировали свой отказ? При наличии каких условиях они могут вступить в брак?

Модуль V. Основы трудового права

1. На легкую работу может быть принят подросток в возрасте 14 лет при условии

1) согласия одного из родителей

2) согласия руководителя образовательной организации (школы)

3) завершения обучения

4) работы в ночную смену

2. Найдите черты сходства и отличия в правовом положении совершеннолетнего и несовершеннолетнего работника.

1) Имеет право на оплачиваемый отпуск;

2) увольнение работника происходит с согласия государ­ственной инспекции труда;

3) обязан соблюдать трудовую дисциплину;

4) может работать в сфере торговли спиртными напитка­ми и табачными изделиями.

5)может привлекаться к сверхурочной работе.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы поряд­ковые номера черт сходства, а во вторую колонку - поряд­ковые номера черт отличия.

Черты сходства

Черты отличия

   

3. Старший брат 16-летней Ольги работает в казино. Он предложил Ольге устроить ее на работу уборщицей игрового зала. Может ли администрация казино заключить с Ольгой трудовой договор? Приведите примеры работ, к которым запрещено привлекать несовершеннолетних.

Модуль VI. Основы гражданского права

1. Какие из перечисленных видов сделок не вправе совершать малолетние в возрасте от 6 до 14 лет?

1) по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем

для определенных целей

2) мелкие бытовые

3) направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие

нотариального удостоверения либо государственной регистрации

4) направленные на безвозмездное получение выгоды, требующие нотариального удостоверения

2. Установите соответствие между примерами и гражданскими правами. К каждой позиции в первом столбце подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА

А) владение автомобилем

Б) наследование квартиры

В) право на имя

Г) деловая репутация

Д) право распоряжаться доходом

1) имущественные

2) личные неимущественные

Ответ:_____________

3. Назовите любые три правоотношения, регулируемых гражданским правом, и проиллюстрируйте каждое из них примером из повседневной жизни.

Модуль VII. Основы информационного права

1. Что в Интернете запрещено законом?

1) Копировать файлы для личного использования

2) Размещать информацию других без их согласия

3) Размещать информацию о себе

2. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию. (Б) Использование Интернета дома и в образовательных учреждениях позволяет повысить эффективность обучения, а так же получать свежие новости в интересующей области. (В) К сожалению, Интернет - это не только кладезь возможностей, но и источник угроз.(Г) Безопасность детей одна из главных задач цивилизованного общества, поэтому обеспечивать безопасность детей в Интернете должны все, кто причастен к этому обществу.

1)Фактический характер

2)Характер оценочных суждений

Запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер

А

Б

В

Г

 

d

   
3. Какие законы и нормативно-правовые акты регулируют отношения в области информационной безопасности и защиты информации? Приведите 3 примера.

Для организации эффективного процесса формирования гражданско-правовой грамотности обучающихся на уроках обществознания, необходимо в первую очередь определить ее уровень. Через диагностику, мы можем увидеть некую общую картину, направление развития и сдвиги. Исходя из результатов диагностики, мы увидим отношение обучающихся к государству, к труду, к семье, к общественности, государственной и частной собственности, к нормам права. И уже ориентируясь на полученные нами данные, мы сможем организовать учебный процесс наиболее эффективным и продуктивным образом.

Список литературы:
  1. Федоров, В.В. Правовая социализация учащейся молодежи России: факторы формирования и ценностные ориентиры: дисс. ... канд. соц. наук / В.В, Федоров. - Ростов- на-Дону, 2015. 154 с.

  2. Статья: «Гражданско-правовое образование и обеспечение соблюдения прав ребенка в образовательном учреждении». Т.В. Болотина. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.menobr.ru/article/4924-grajdansko-pravovoe-obrazovanie-i-obespechenie-soblyudeniya-prav-rebenka-v-obrazovatelnom

  3. Оценка результатов школьного образования: структурный подход / П. Г. Нежнов, Е. Ю. Карданова, Б. Д. Эльконин // Вопросы образования. — 2011. — № 1. — С. 26–43.

Просмотров работы: 800