Библиотеки принадлежат к древнейшим учреждениям науки и культуры. Именно они обеспечивают сохранение культурного наследия и принимают участие в его освоении и распространении. С развитием новых информационных технологий меняется сама философия организации библиотек: они становятся своеобразными "фабриками информации" — тем открытым пространством, где пересекаются информационные запросы граждан.
Историческая справка. Библиотеки
Библиоте́ка (греч. βιβλιοθήκη, от βιβλίον / biblíon «книга» и «место хранения») — учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу.
Библиотеки впервые появились на древнем Востоке. Обычно первой библиотекой называют собрание глиняных табличек, приблизительно 2500 год до н. э., найденное в храме вавилонского города Ниппур. В одной из гробниц близ египетских Фив был обнаружен ящик с папирусами времени II переходного периода (XVIII—XVII вв. до н. э.). В эпоху Нового царства Рамсесом II было собрано около 20 000 папирусов. Самая известная древневосточная библиотека — собрание клинописных табличек из дворца ассирийского царя VII века до н. э. Ашшурбанипала в Ниневии. Основная часть табличек содержит юридическую информацию. В древней Греции первая публичная библиотека была основана в Гераклее тираном Клеархом (IV век до н. э.).
Крупнейшим центром античной книжности стала Александрийская библиотека. Она была создана в III веке до н. э. Птолемеем I и была центром образования всего эллинистического мира. Александрийская библиотека являлась частью комплекса mouseĩon (музей). В комплекс входили жилые комнаты, столовые помещения, помещения для чтения, ботанический и зоологический сады, обсерватория и библиотека. Позднее к нему были добавлены медицинские и астрономические инструменты, чучела животных, статуи и бюсты, которые были использованы для обучения. В mouseĩon входило 200 000 папирусов в Храме (почти все библиотеки античности были при храмах) и 700 000 документов в Школе. Музей и большая часть Александрийской библиотеки были уничтожены приблизительно в 270 году нашей эры.
Появление книгопечатания внесло огромные изменения в облик и деятельность библиотек, все более теперь отличавшихся от архивов. Библиотечные фонды начинают стремительно разрастаться. С распространением грамотности в Новое время растёт также число посетителей библиотек.Всего на сегодня в библиотеках находится примерно 130 миллионов наименований книг (по версии Google).
История развития письменности насчитывает более пяти тысяч лет. Считается доказанным, что зародилась она на Востоке, в нижнем течении рек Тигр и Евфрат, а чуть позже в долинах Нила, Хуанхэ, Янцзы, Инда.
Ещё в начале XIX века историческая наука очень мало знала о Древнем Востоке. Давно исчезли древние государства, города их были разрушены, а развалины занесены песком, пеплом и илом. Те тексты и надписи, что случайно сохранились, никто уже не мог прочитать. Но ценой упорного, кропотливого труда ученые и историки разных стран расшифровали письмена большинства древневосточных народов.
В 1927 году под руководством немецкого ученого-археолога Юлиуса Иордана начались активные раскопки одного из холмов в низовьях Тигра и Евфрата. Оказалось, что под многовековыми наслоениями скрывался древнешумерский город Урук. Он существовал три тысячи лет. Здесь, среди руин древних строений, археологи обнаружили одну из самых древних глиняных клинописных табличек. Позже были раскопаны и другие столь же древние города: Ур, Лагаш, Ниппур...
Среди руин дворцов и храмов помимо предметов домашнего обихода и орудий труда были найдены в большом количестве глиняные, испещрённые клинописью таблички разнообразной формы и размеров. В городе Ниппуре были найдены тысячи таблиц, которые размещались в 62 комнатах. Уж не библиотека ли это? А в Лагаше более двадцати тысяч табличек были систематизированы и разделены на части по содержанию. Все-таки библиотека?!
Эти первые книги хранились в ивовых или тростниковых корзинах, каждая корзина была снабжена глиняным "формуляром"с надписью. Здесь были труды по математике, астрономии, сельскому хозяйству и истории, литературные произведения, древние карты и планы строений.
Это может показаться удивительным, но каталоги тоже удалось найти и расшифровать - они сохранили для нас названия 87 произведений. Вообще, о библиотеках Древнего Шумера известно совсем немного, но ведь не все таблички ещё прочитаны. Но библиотеки были! Они создавались для правящей элиты - царей, жрецов, чиновников, рабовладельцев, то есть для узкого круга лиц.
Усилиями ученых из глубины веков была извлечена одна из наиболее достопримечательных библиотек древности, переведена, прочитана, был издан каталог этой библиотеки с комментариями.
2. - Виды библиотек
Библиотеки бывают:
- Государственные
- Муниципальные
- Частные
- Личные (семейные)
- Учебные и т. д.
Социальные виды универсальных библиотек:
- Публичная
- Для слепых
- Детская
- Юношеская
- Вузовская
- Академическая
- Отраслевые
- и другие
Специальные отраслевые библиотеки бывают:
- Медицинские
- Сельскохозяйственные
- Технические
- Художественные
- и другие
Национальная библиотека призвана обеспечить сохранность и доступность всей печатной и смежной продукции, выпущенной и выпускаемой данным государством или имеющей к нему то или иное отношение, могущей быть востребованной читателями. Для обеспечения полноты фонда национальной библиотеки во многих странах используется система обязательного экземпляра. В России функции национальной библиотеки выполняют Российская государственная библиотека (бывш. имени Ленина) в Москве и Российская национальная библиотека в Санкт-Петербурге.
Региональные библиотеки выполняют роль филиалов национальной библиотеки, что особенно актуально для отдалённых регионов страны. В России особенно важную роль играют несколько региональных библиотек Урала и Сибири, наряду с двумя национальными библиотеками наделённых правом получения обязательного экземпляра.
Публичные библиотеки обеспечивают читателей наиболее употребительными и популярными изданиями.
Специальные библиотеки собирают издания определённого типа (нотные издания, книги для слепых, государственные стандарты, патенты, предсказания на пальмовых листьях и т. п.) или определённой тематики. Необходимость специальных библиотек в ряде случаев вызывается особыми условиями хранения изданий и пользования ими, но по большей части связана с невозможностью сосредоточить слишком большое количество изданий в одном помещении и обеспечить работу в одном учреждении высококвалифицированных специалистов по слишком разным отраслям книжного дела. В России в последние десятилетия особенно важную роль стала играть Всероссийская Государственная библиотека иностранной литературы, взявшая на себя ряд периферийных для библиотеки функций и превратившаяся благодаря этому в крупный культурный центр.
Библиотеки для слепых обеспечивают доступ к информации для слепых и слабовидящих читателей. Такие библиотеки содержат книги, набранные рельефным шрифтом Брайля и аудиокниги на разных носителях. Крупнейшая в России библиотека для слепых — Российская Государственная библиотека для слепых. Помимо книг, набранных рельефным шрифтом и аудиокниг, она содержит большую коллекцию рельефно-объёмных моделей, позволяющих слепым узнать облик различных объектов.
Школьная библиотека нацелена на обеспечение учащихся литературой и не является общедоступной
Университетские, институтские, школьные библиотеки нацелены, главным образом, на обеспечение учащихся литературой, необходимой для учебного процесса и по составу фонда приближаются к специальным. То же можно сказать и о ведомственных библиотеках. Однако, в отличие от специальных библиотек, институтские и ведомственные библиотеки не являются общедоступными и обслуживают только читателей, относящихся к соответствующему учебному заведению или ведомству. Впрочем, реализация этого принципа зависит от национальной традиции и конкретных социокультурных условий: так, в США ряд университетских библиотек обеспечивает свободный доступ к своим фондам для всех желающих.
3. - Проблемы библиотек сегодня
Библиотеки стран СНГ сегодня ежедневно сталкиваются с множеством проблем, в числе которых недостаточное финансирование комплектования, слабый технический уровень, требующие ремонта помещения, низкие зарплаты сотрудников. Большая часть библиотек замерла в своём развитии и остаётся на уровне советских времен, однако существуют и исключения – библиотеки, которые ищут решения этих проблем, внедряют инновационные методики работы. Пример такому подходу – библиотечная система Канавинского района Нижнего Новгорода, которая смогла найти новый путь развития в современных условиях и достигла заметных результатов в борьбе с трудностями. В чем же принципиальное отличие библиотек Канавинского района от других библиотек города? Можно ли перенять этот опыт работы и в другие городские библиотеки?
Основной задачей библиотек на сегодняшний день является приведение их в соответствие современным запросам и требованиям читателей 21 века. Современная библиотека должна быть технически совершенной, информационно продвинутой, интересной и комфортной. Библиотеки должны стать «городскими гостиными», местом объединения по интересам разных социальных групп населения, местом, будут удовлетворены разнообразные культурные, информационные и досуговые потребности жителей города.Нижегородские библиотеки обладают достаточным потенциалом для преодоления этого пути. Удачный пример работы ЦБС Канавинского района с накопленным за последние 25 лет зарубежным опытом может быть применён на базе и других библиотек города и области. В круглом столе примут участие ведущие нижегородские эксперты, представители СМИ, а также сотрудники городских библиотек.
Библиотекам быть!!!
Хочется верить, что библиотеки не вымрут как мамонты, т.к. – 1) потребности общества не только не уменьшаются, а наоборот, возрастают. Спрос имеет информация не столько библиографическая, сколько полнотекстового и фактографического характера; 2) современная библиотека – это гарант права и технологической возможности доступа граждан к информации. Пользователям нужен доступ к книге (желательно к цифровой), прежде всего, – к научной и учебной (это около 30 тысяч из примерно 130 тыс. названий, издаваемых в год). И без цифры хорошо этого не сделать. А библиотеки (априори) – законопослушны и должны иметь возможность легально купить право доступа к (один из вариантов – ими же оцифрованному) контенту. 3) Что же касается роли и значимости информации и библиотек, то в Стратегии инновационного развития Украины на период до 2020 года, разработанного Министерством экономического развития Украины об этом говорится достаточно много. Важной задачей библиотек должно стать обеспечение гражданам доступа к платным источникам информации, включая российские и международные специализированные базы данных, в том числе, организован доступ к электронным версиям международных научных и научно-популярных журналов.
Одной из задач сети публичных библиотек станет развитие навыков граждан в современных технологиях поиска и обработки информации.
4. - Медиатеки
Переход в новое тысячелетие ознаменовался качественным изменением научно-технического арсенала и всеобщей информатизацией. Сегодня в экономической, политической, социальной сферах преимуществами владеют те, кто обладает полнотой доступа к информации и современными средствами ее получения, обработки, распространения, хранения и использования. Коренные изменения в различных сферах жизни и, главным образом, глобализация информационных процессов оказали существенное влияние на осмысление роли, функций и социальной значимости «пространства для чтения». На рубеже XX–XXI вв. это привело к трансформации самого понятия «библиотека», выразившейся в новом типе здания − медиатеке.
Медиатека в нашем городе может стать для всех пользователей «окном в мировое информационное пространство». Наличие в библиотеке выхода в Интернет, компьютерные, аудио- и визуальные технологии добавляют к реальным ресурсам библиотеки многократно большие мировые информационные ресурсы, которые создают условия как для расширения своих знаний, навыков и кругозора, так и для развития способности учиться на протяжении всей жизни.
В качестве компонента, организующего и структурирующего многообразное и динамичное социокультурное пространство крупного города, может выступать медиатека – тип учреждения, появившийся в результате трансформации библиотеки на рубеже ХХ-ХХI веков. Медиатека, в отличие от традиционной библиотеки, призвана удовлетворить самые широкие потребности всех категорий населения не только в области информации и образования, но и во внеинформационной деятельности – культурной, досуговой, игровой, развлекательной, коммуникативной и пр., основой которых является творческая и интеллектуально насыщенная активность.
Рисунок 1 Тойо Ито. Медиатека Сендай в Токио
Медиатеки сегодня активно выходят за пределы своего внутреннего пространства, внедряются во внешнее информационное поле, становясь настоящим центром жизни своего сообщества (рис. 1). Это связывается, прежде всего, со строительством медиатек в центре деловой и финансовой активности, в местах досуга и развлечений, массового скопления людей. Анализ зарубежной практики проектирования зданий медиатек на рубеже ХХ-ХХI веков позволяет выделить три основные тенденции:
-расположение зданий медиатек в узлах пересечения транспортных потоков;
-размещение медиатек в бывших промышленных и складских помещениях;
-кооперация медиатек с различными административными, культурными и коммерческими учреждениями.
Виды медиатек:
Медиатека, в зависимости от назначения, может быть нескольких видов:
- школьная
- при ВУЗах
- отдельно стоящие
- с расширенной функцией
5. - Размещение медиа-центров в структуре городской застройки
Важной особенностью размещения медиа-центров является местоположение участка его территории в структуре городской застройки. В общем виде можно выделить четыре типовые ситуации размещения:
участок в сложившейся городской застройке, преимущественно жилой (рис. 2, 3)
Рисунок 2 Мультимедийный комплекс публичной библиотеки (Seattle Public Library) в Сиэтле, автор Рем Кулхаас;
Рисунок 3 Международный культурно-информационный комплекс (Acros Buildlng) в Фукуоке, спроектированный Эмилио Амбашем);
открытый участок на свободной от застройки территории (рис. 4)
Рисунок 4 Медиатека, спроектированная Домиником Перо (Mediatheque, Lyon, France, Dominique Perrault, 1997);
медиа-центр как ключевой элемент реновации городских территорий (рис. 5)
Рисунок 5 Медиатека в Тройе (Mediatheque, Troye, France, Du Besset-Lyon Architects, 2002;
участок в исторической части центра города (рис. 6)
Рисунок 6 «Центр искусств и информации» в Карлсруэ (Centre for Art and Media ZKM, Germany, Bernard Tchumi, 1989);
участок на пересечении транспортных коммуникаций и людских потоков (Эко Медиа Полис Кишо Куракавы).
Отдельно можно выделить ситуацию размещения медиа-центра на территории университетского кампуса. Проанализировав практику размещения медиа-центров в структуре городской застройки, можно отметить следующие общие особенности:
медиа-центры, как правило, занимают узловые участки в планировочной структуре города или его района, что позволяет решать не только прямые задачи, но и привносить в них дополнительные функции;
для размещения всех типов медиа-центров существенным фактором является пешеходная и транспортная доступность пользователей.
По степени взаимодействия с архитектурной средой:
расположение зданий медиатек в узлах пересечения транспортных потоков (Британская национальная библиотека (г. Лондон, Великобритания), городская библиотека г. Вена (Австрия), городская библиотека г. Монреаль (Канада) и др.);
размещение медиатек в бывших промышленных и складских помещениях: библиотеки в Пекхаме (г. Лондон, Великобритания), библиотечный проект «Закладка» (г. Магдебург, Германия), публичная библиотека Амстердама (Нидерланды) и др.
6. - Факторы, влияющие на выбор размещения здания медиатеки
При выборе места для размещения медиатеки следует учитывать актуальность ее функции в условиях предполагаемой застройки. На выбор места для строительства здания медиатеки требуется учет следующих основных факторов:
- социальные цели: сохранение культурного наследия и его пропаганда; повышение образовательного и культурного уровня населения; проведение научных исследований;
- назначение и специфика медиатеки: место медиатеки в общей структуре (центральный, головной, филиал), тип архивов, фонды, преимущественное развитие функций (научно-исследовательских, научно-просветительских, образовательных и досуговых);
- характеристика города (населенного пункта): численность населения, структура расселения, предполагаемый регион охвата медиатекой, транспортная схема, перспективы развития города (населенного пункта) в целом и предполагаемого района для строительства медиатки, исторические и культурные традиции, развитие туризма.
Анализ структуры посетителей библиотечных комплексов и медиатек показывает, что иногородние составляют существенную часть посетительской аудитории – от 32% в крупнейших медиатеках до 78% в небольших районных.
Для регионов с высокой плотностью населения и развитым меж городским общественным транспортом существенное влияние на посещаемость оказывает население тяготеющих населенных мест;
- природное окружение: рельеф, растительность, водоемы, геологические характеристики, климатические условия (с точки зрения сохранности экспонатов и возможностей организации открытой площадки), форма и размер участка, ограничения использования, включая шум, вибрации и загрязнения, пригодность местности для проведения досуговых мероприятий;
- градостроительная ситуация: наличие других библиотек или медиатек, учебных заведений (включая школы), научных учреждений (их мощность, тип, размещение и число), мест досуга и отдыха; ближайшее архитектурное окружение; тенденция развития; неблагоприятное для медиатеки соседство с промышленными предприятиями, скоростными магистралями, железной дорогой и аэропортом; возможность поэтапного расширения здания медиатеки;
- структура населения: социально-профессиональный и возрастной состав, уровень образования, культурные запросы, туристы;
- транспортная доступность: система общественного транспорта в районе строительства медиатеки, размещение стоянок, пешеходная доступность к медиатеке (легко доступен – 15 мин ходьбы или езды местным транспортом, доступен – 15 – 30 мин);
- технико-экономические соображения: благоустройство территории, проведение сопутствующих строительству медиотеки мероприятий (дорог, коммуникаций и т.п.);
Вывод
Рассматривая ситуацию, сложившуюся в нашей стране с проектированием и строительством медиа-центров, можно с уверенностью говорить об отсутствии комплексного подхода к созданию мультифункциональных архитектурных объектов, отвечающих современным требованиям к информатизации общества. В современной практике проектирования и строительства представлен целый ряд культурно-зрелищных учреждений, частично включающих в себя функции медиа-центра. Среди них: музейно-выставочные комплексы, библиотеки, видеотеки и видеопросмотровые залы, фото- и фонотеки, клубы. Все они подробно изучены, описаны и имеют нормативную базу.
Зарубежная практика проектирования и строительства конца ХХ века свидетельствует о возникновении нового типа общественного сооружения – мeдиaтeки, с новыми методами обработки и предоставления информации. Здания мeдиaтeк благодаря функциональнo- информационному наполнению становятся глобальными общественно-информационными центрами. Функционально, пространственно и организационно такие центры обработки информации как мeдиaтeки наследуют традиционные функциональные, объемно-планировочные и другие признаки библиотек, но, в отличие от них, несут в себе изменения, обусловленные спецификой информационных, социальных, культурных, образовательных, научных аспектов современной жизни. Такие изменения существенно влияют на их архитектуру, дизайн интерьеров, их виртуальные, колористические, формальные, эмоциональные, композиционно-образные составляющие.
Список использованной литературы:
1.- ДБН В.2.2–2–2009 Общественные здания и сооружения;
2.- ДБН В.1.2. – 7–2008 Основные требования к зданиям и сооружениям. Пожарная безопасность;
3.- ДБН В.2.2–17–2006 Здания и сооружения. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения;
4.- Гельфонд А.Л. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений: Учебное пособие. – М.: Архитектура-С,2007;
5.- Берестова Т.Ф. Библиотека как элемент информационного пространства (к разработке концепции).− М. : Библиотековедение, 2004. − №6. − С. 43–51;
6.- Прянишников Е.Н. Новые технологии в пространстве библиотеки: библиотека нового поколения / Н.Е.Прянишников // Информационный бюллетень РБА. – 2011. – № 61. – С. 150-155;
7. ДБН В.2.2-3-97 «Здания и сооружения учебных заведений»;
8. ДБН В.2.2-16-2005 «Культурно-зрелищные и досуговые учреждения».