ВЛИЯНИЕ АКЦЕНТУИРОВАННЫХ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА НА МОТИВАЦИЮ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВЛИЯНИЕ АКЦЕНТУИРОВАННЫХ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА НА МОТИВАЦИЮ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Гирявая К.М. 1
1Российский государственный социальный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Человеческая личность на всем пути своего развития претерпевает различные трансформации характера. Особенно ярко это проявляется в периоды так называемых «возрастных кризисов». Одним из самых важных и сложных, как для личности, так и для ее окружения является кризис подросткового возраста. В психологии его называют переломным, переходным, трудным, критическим и на это есть достаточно оснований. Очень стремительно и неравномерно меняется тело подростка в этот период, что естественно привносит в его образ определенные диспропорции, которые воспринимаются подростком, как физические недостатки, это обусловлено появлением в этом возрасте высокого уровня тревожности и неудовлетворенности собой. Особенностью подросткового возраста, является и то, что именно в этот период наблюдается заметное снижение мотивации учебной деятельности, а, как нам известно, учебная деятельность занимает одну из главных ролей в подростковом возрасте. Личности подростка свойственна определенная дисгармоничность, яркая выраженность определенных черт характера, которая связана с акцентуациями [3]. Если же мы говорим о становлении личности у подростка с нарушением работы зрительного анализатора, то этот вопрос встает особенно остро [5]. Распознавание типа акцентуированных черт характера у подростков с нарушением зрения, позволит установить специфические особенности мотивационной сферы в учебной деятельности подростков и организовать эффективную психолого-педагогическую поддержку учащихся с акцентуациями характера в условиях учебно-воспитательного процесса и коррекционной работы.

Нами было проведено эмпирическое исследование, целью которого было определение особенностей влияния акцентуированных черт характера на мотивацию учебной деятельности у подростков с нарушением зрения.

Данное исследование проводилось на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы «Школа-интернат №1 для обучения и реабилитации слепых» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. В исследовании приняли участие 25 учащихся 8-9 классов, из которых 12 мальчиков и 13 девочек (средний возраст 14 лет). Исследование мы начали с подборки методик, перевода стимульного материала на шрифт Брайля и решения организационных вопросов с участниками эксперимента. В нашем исследовании мы использовали следующие методики: 1. «Диагностика акцентуаций характера» (подростковый вариант) Г. Шмишека, К. Леонгарда; 2. «Диагностика типа школьной мотивации у старшеклассников» Е.М. Лепешовой; 3. «Направленность на приобретение знаний» Е.П. Ильина и Н.А. Курдюковой.

Первоочередно нам необходимо было установить количество учащихся, которые имеют акцентуации характера. Для данной цели мы использовали методику «Диагностика акцентуаций характера» (подростковый вариант) Г. Шмишека, К. Леонгарда, которая показала наличие акцентуированных черт характера у 24 исследуемых подростков, что составило 96% от общей выборки. Превалирующими типами акцентуированных черт характера в нашей группе испытуемых, являются: гипертимический, демонстративный, эмотивный, циклоидный и экзальтированный типы.

Как нам известно, мотивацию можно разделить на внешнюю и внутреннюю, где внутренние или познавательные мотивы, связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения, а внешние или социальные мотивы, связаны с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми [1]. В результате проведенного нами исследования, мы выяснили, что доминирующим мотивом учебной деятельности в нашей группе является мотив «познавательный интерес», который относится к внутренним типам учебной мотивации. Вторым оказался мотив «общения», что является очень важным, так как в развитии детей с нарушением зрения, общение играет особую роль и степень сформированности этой стороны психической деятельности, говорит об уровне социального развития подростка. Для нашего контингента испытуемых это является естественным, так как психическое развитие детей с нарушением зрения, так же, как и зрячих, подчинено общим законам возрастных изменений и протекает в условиях ведущего для каждого возраста деятельности [6]. Наконец, третьим по распространенности типом мотивации в нашем исследовании, является мотив достижения результатов, который выражается в стремлении подростка прилагать усилия и добиваться успехов. Как известно мотивация достижения является одним из важнейших этапов развития личности [4].

Следующим этапом в нашем исследовании было, проведение корреляционного анализа Пирсона, по показателям методик «Диагностика акцентуаций характера» Г. Шмишека, К. Леонгарда и «Диагностика типа школьной мотивации у старшеклассников» Е.М. Лепешовой. Мы обнаружили несколько статистически значимых связей между типами акцентуированных черт характера и мотивацией учебной деятельности. Значимая корреляция гипертимического типа акцентуаций и мотивацией осознания социальной значимости, r=0,484 на уровне значимости p˂0,05. Основываясь на этих данных, мы можем сделать вывод, что гипертимический тип акцентуированных черт характера, благодаря своей тенденции к построению позитивных планов на будущее, имеет положительное влияние на мотивацию учебной деятельности. Однако, при ярко выраженной гипертимности характера, снимаются его положительные моменты. Так же положительно значимую корреляцию мы увидели между эмотивным типом и следующими мотивациями: боязнь наказания со стороны родителей r=0,453 на уровне значимости p˂0,05 и мотивацией социального одобрения родителями r=0,427, на уровне значимости p˂0,05. Такая зависимость может быть связана с тем, что подростки с таким типом акцентуированных черт характера отличаются повышенной чувствительностью и ранимостью, они эмоционально привязаны к своим близким, поэтому для данного типа являются значимыми, стремление к одобрению и внимание к учебным успехам со стороны родителей. Что касается мотивации боязни наказания со стороны родителей, то она может быть обусловлена тем, что типу с эмотивной акцентуацией характера свойственно стремление избегания конфликтов, а так как эти подростки отличаются лабильностью эмоционального уровня, то порицание со стороны родителей может вызвать слезы, отрицательные эмоции, подавленность. Демонстративный тип акцентуированных черт характера показал положительную корреляцию с мотивацией достижения успеха r=0,485 на уровне значимости p˂0,05, которая свидетельствует о стремлении учащегося быть лучшим, выделяться из других и осознавать себя как особенного, что вполне естественно для демонстративного типа акцентуированных черт характера.

Корреляционный анализ по методикам «Направленность на приобретение знаний» Е.П. Ильина и Н.А. Курдюковой и «Диагностика акцентуаций характера» Г. Шмишека, К. Леонгарда так же выявил несколько положительно значимых связей. Положительную корреляцию можно увидеть между гипертимическим типом акцентуированных черт характера и мотивацией на получение знаний r=0,445 на уровне значимости p˂0,05. Мы уже знаем, что гипертимическому типу свойственны богатство идей, чрезмерная жажда деятельности, интерес ко всему новому, что так же на наш взягляд может сказываться на мотивации учебной деятельности. Демонстративный тип акцентуированных черт характера показал значимую связь с мотивацией получения знаний r=0,418 на уровне значимости p˂0,05. Хорошая школьная успеваемость имеет социально положительный характер, такой ученик привлекает к себе внимание учителей, сверстников, родителей, что так необходимо подросткам с демонстративным типом акцентуированных черт характера.

Обобщая результаты нашего исследования, мы можем предположить, что некоторые типы акцентуированных черт характера оказывают положительное влияние на мотивацию учебной деятельности подростков с нарушением зрения. Однако хотелось бы заметить, что К. Леонгард считал, что положительное влияние некоторых черт характера проявляется лишь до тех пор, пока она не становится чрезмерно выраженной [2].

В нашем исследовании, мы так же использовали показатели академической успеваемости испытуемых, за все время их обучения. Не смотря на то, что академическая успеваемость носит субъективный характер, но в сравнении с результатами нашего исследования, мы могли бы сделать несколько замечаний. Демонстративный тип имеет самый высокий показатель успеваемости (средний показатель 4,4), что по нашему мнению, так же связано с характерологическими особенностями, которые свойственны данному типу: эгоцентричность, стремление выделиться, быть лучше, чем другие. Гипертимический же наоборот, несмотря на положительную мотивацию, имеет самые низкие показатели академической успеваемости (средний показатель 4,1). Это возможно связано с такими особенностями гипертимной акцентуации, как высокая отвлекаемость, неусидчивость, сложное восприятие монотонной работы, что негативно сказывается на усвоении учебного материала.

Таким образом, результаты проведенного эмперического исследования, позволяют сделать следующий вывод: такие акцентуированные черты характера, как гипертимический, эмотивный и демонстративный, оказывают положительное влияние на мотивацию учебной деятельности у подростков с нарушением зрения. Работа с такими подростками заключается в коррекции или построении особого рода отношений с учетом характера его акцентуации, только в этом случае возможно формирование положительной мотивации учебной деятельности и как результат эффективного и продуктивного обучения подростка в целом.

Понимание взаимосвязи мотивации учебной деятельности с акцентуированными чертами характера, поможет эффективно определить правильную позицию в отношении подростка, с учетом его характерологических особенностей и сформировать у него позитивное отношение к учебной деятельности. Что в свою очередь будет способствовать успешной социальной адаптации подростка с нарушением зрения во взрослой жизни.

Список литературы:

  1. Ларионов О. И. Развитие мотивации учебной деятельности школьников подросткового возраста. Специальность: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Саратов 2004. 20 с.

  2. Леонгард Е. Акцентуированные личности - Москва: Феникс, 1989. 286 с.

  3. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков/Патохарактерологический опросник для подростков (ПДО) - Изд. 2-е доп. и переработана: Медицина, 1983. 253 с.

  4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983. 96 с.

  5. Ольхина Е.А. Психология эмоционально-личностного развития подростков с нарушенным зрением/Российская государственная библиотека для слепых. Москва, 2007. 295 с.

  6. Якунин Г.А. Ермаков В.П. Основы тифлопедагогики. Развитие, воспитание и обучение детей с нарушение зрения. Москва 2000. 217 с.

Просмотров работы: 1029