ОСОБЕННОСТИ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Туркина Н.А. 1
1Российский государственный социальный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время при диагностике подготовки ребенка к школе в первую очередь обращают внимание на мыслительную деятельность. От того, как ребенок может классифицировать, анализировать и обобщать зависят его успехи в учебной деятельности. В данный момент в российской системе образования происходят значительные изменения, которые, прежде всего, касаются введения передовой системы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, которая основана на совместном обучении детей с ОВЗ и детей здоровых. Все это приводит к закрытию специализированных коррекционных образовательных учреждений и, следовательно, к сложностям в усвоении общей школьной программы у таких детей [1].

Такой дефект, как нарушение слуха, влияет на все сферы жизнедеятельности ребенка. Необходима дополнительная помощь в подготовке к школе, в усвоении школьного материала и т.д.

Актуальность этой темы может остро встать не только перед школьными педагогами, но и перед родителями таких детей. По данным Минздрава и Росстата на сегодняшний день в России проживает порядка 220 тыс. инвалидов по слуху. Примерно каждый сотый ребенок рождается с нарушением слуха [7].

Проблеме развития и формирования мышления детей с нарушением слуха посвящено множество работ (Р.М. Боскис, Т.В. Розанова, И.М. Соловьев, А.В. Свинарь). Изучение такого вида мышления как наглядно-образное поможет в будущем грамотно построить не только учебный процесс, в котором участвует ребенок с нарушением слуха, но и его досуг [3; 6].

В психологии выделяются три главные стадии развития мышления и дается анализ выделяемых стадий мышления представителями разных психологических направлений, таких как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Ж. Пиаже и др. Образное мышление состоит в том, что ребенок способен решать наглядные задачи в уме, при этом опираясь на представления о предметах [4].

Мы рассмотрели существующую классификацию нарушений слуха у детей: глухие (неслышащие) и слабослышащие (тугоухие) по Р.М. Боскис, изучили этиологию данного нарушения. Сложность в развитии наглядно-образной стороны мышления присутствует у детей с нарушенным слухом в основном из-за недостаточно развитой речевой функции. Из-за так называемого «застревания» на начальном уровне развития мыслительной деятельности слабослышащий ребенок не справится без дополнительных вспомогательных развивающих занятий [3; 5].

Мы предполагаем, что развитие наглядно-образного мышления у глухих детей протекает с проблемами и требует специального психолого-педагогического сопровождения в школе.

В нашем исследовании принимали участие 30 детей – 15 слабослышащих детей младшего школьного возраста, которые вошли в экспериментальную группу (ЭГ) и 15 здоровых младших школьников, которые составили контрольную группу (КГ). Диагностический материал был подобран согласно особенностям испытуемых:

  1. Методика образного мышления (Н.Л. Белопольская) [2];

  2. Цветные матрицы Равена (Дж. Равен, адаптация Т. В. Розановой);

  3. Методика «Лабиринт» (Л.А. Венгер).

Для подготовки детей к основному этапу диагностики мы проводили исследование интеллектуальной деятельности детей младшего школьного возраста по методике образного мышления Н.Л. Белопольской, которая использовалась в нашем исследовании как проективная игра. В практике она также применяется и в коррекционных целях.

В ходе диагностики мы отметили у некоторых детей из экспериментальной группы быструю включаемость в работу – они сразу приступали к выполнению задания, прежде чем была предоставлена инструкция. Остальных же испытуемых из экспериментальной группы необходимо было не только проинструктировать, но и «обучить», показать на примере, как выполнять задание.

Отмечалась тенденция к проговариванию названий животных, которые изображены на картинках, но при этом частые ошибки (перепутаны изображения медведя (С) и собаки (Е). По результатам данной методики можно сказать, что уровень развития познавательной деятельности у детей из экспериментальной группы ниже, чем у детей из контрольной группы.

Далее нашей задачей было исследовать уровень наглядно-образного мышления и уровень интеллекта между двумя опытными группами с помощью методики цветового варианта «Матрицы Равена» в адаптации Т.В. Розановой.

Полученные данные говорят о том, что средние показатели в экспериментальной группе (2,2) значительно ниже показателей контрольной группы (4), что подтверждается статистической значимостью t=8,2 при p≤0,001. По шкале умственных способностей среднее значение показателей в ЭГ (106,1) говорит о том, что у слабослышащих испытуемых интеллект является нормальным, выше среднего, однако ниже, чем у испытуемых контрольной группы (121,9), что также подтверждаются высокой статистической значимостью t=7,9 при p≤0,001. Данная разница, по нашему мнению, связана со значимыми различиями в речевом развитии, что, следовательно, выражается в развитии процессов мышления.

Далее мы исследовали наглядно-образное мышление с помощью методики «Лабиринт» Л.А. Венгера. Так, показатели в контрольной группе (35,1) почти в 2 раза превышают результаты в экспериментальной группе (18,8), что подтверждается высокой статистической значимостью t=6,3 при p≤0,001. Это говорит о том, что испытуемые дети с нарушением слуха имеют не совсем адекватные формы ориентировки. Они предпринимают попытку найти нужный объект, но их выбор случаен. Это обусловлено недостаточной сформированностью умения соотносить схему с реальной ситуацией, что говорит о неразвитости наглядно-образного мышления.

Полученные результаты эмпирического исследования показали, что, действительно, младшие школьники с нарушенным слухом отстают не только в развитии наглядно-образной стороны мышления, но они также не способны успешно перейти на следующий этап формирования мыслительной деятельности.

Также, сравнивая уровни развития интеллектуальных способностей у детей младшего школьного возраста с нарушенным слухом и их здоровыми сверстниками с помощью методики «Цветные матрицы Равена» в адаптации Т.В. Розановой, мы выявили средний уровень развития интеллектуальной деятельности и ниже среднего у детей из экспериментальной группы.

Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости проведения индивидуальной работы по развитию наглядно-образного мышления слабослышащих детей младшего школьного возраста. Для этой цели, в дальнейшем, нами будет разработан ряд рекомендаций, направленных на оптимизацию учебного процесса детей с нарушениями слуха, а кроме этого, рекомендации будут полезны педагогам и родителям детей с нарушениями слуха.

Список литературы:

  1. Бабич Е.Г., Савченко Д.В., Сагалов М.В. Социально-психологические особенности адаптации к учебной деятельности первоклассников с нарушениями слуха // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2016. Т. 15. № 4 (137). С. 42-50.

  2. Белопольская Н.Л. Методика образного мышления (МОМ) для детей 3-8 лет. М.: «Когито-Центр», 2001. 9 с. с прилож.

  3. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети / Р.М. Боскис. М.: Академия, 2004. 230 с.

  4. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 304 с.

  5. Левченко И.Ю., Забрамная С.Д., Добровольская Т.А. и др. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Левченко И. Ю., Забрамная С. Д. 3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия»,2006. 320с.

  6. Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей / Т.В. Розанова. М.: Педагогика, 1978. 143 с.

  7. Савченко Д.В. Проблема межполушарной ассиметрии у детей с нарушением слуха // В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 12 частях. 2015. С. 103-104.

Просмотров работы: 847