ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ STREET ART КАК СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ STREET ART КАК СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ

Озолин Д.А. 1
1Костромская Государственная сельскохозяйственная академия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 В конце ХХ века на улицах современных городов появился новый вид декоративно-прикладного и монументального искусства – Стрит-арт, произведения которого в стеснённых условиях городских улиц исторического центра носили камерный характер и были рассчитаны на восприятие пешехода с ближних дистанций. Стрит-арт (англ.Street Art – уличное искусство) объединил в себе различные направления и техники изобразительного и монументально-декоративного искусства в художественном осмыслении «уличных поверхностей» (тротуаров, дорого, стен зданий и предметных форм). Его главной задачей стала «интеграция» различных форм изобразительного искусства в уличное пространство. Графические изображения и живописные изображения - граффити, трафаретное граффити, постеры, уличные инсталляции - наносятся на форму объекта, преобразуя ее – обогащая, развивая, изменяя, а при необходимости и разрушая. Тем самым стрит-арт стал не только новой формой самовыражения художника в городском пространстве, основанной на включении традиционного изобразительного искусства в архитектурный контекст и предметную среду, в результате которого возникают новые формы художественного синтеза, но и языком общения [1].

Тематика современных Street Art-объектов гораздо разнообразнее, но ведущей функцией их по сей день остается стремление к диалогу, коммуникации в рамках определенной социальной группы. Графические и живописные изображения используют для распространения сообщений политического и социального характера (Приложение 1). Street Art-сообщество из локального и закрытого разрослось до всемирного, открытого и мультикультурного. Язык граффити стремится стать универсальным кодом коммуникации. Коммуникативная природа граффити проявляется на разных уровнях, чаще всего они представляют собой диалог, переписку. Граффити может изначально строить­ся как реплика, обращенная к предполагаемому читателю: условному или вполне конкретному. Кроме того, актом коммуникации является и сам факт начертания граффити, поскольку как всякий публичный текст, они обращены к потенциальному читателю и имеют отпра­вителя и получателя. Так, по типу адресата различают следующие виды граффити: для любого, кто прочитает; для принадлежащих к определенной группе; для человека, не известного автору; для самого себя [2].

Любые объекты стрит-арта являются прямым отражением личности автора. Образ автора граффити складывается из определенной стратегии письменно-речевого поведения, выбранной автором, в пространстве аудитории на материальных объектах, не предназначенных для письма.

Избранная автором - «граффитистом» стратегия речевого поведения определена в содержании высказывания. Разные языковые личности придерживаются неодинаковых речевых стратегий, а выбор этих стратегий соотносятся с типами индивидуальных стилей говорящих.

На формирование стиля жанра большое влияние имеют определенные условия речевого общения. Под стилевыми чертами понимается совокупность экстралингвистически обусловленных качественных признаков функционального стиля, которыми должна обладать речь для эффективной реализации задач коммуникации в данной сфере общения. Речевой жанр граффити реализуется именно в естественной письменной деятельности, соотносимой с разными стилями: разговорным, просторечным, стилем массовой коммуникации.

Лингвостилистический анализ граффити позволяет определить их грамматические, лексические и стилистические характеристики, а также эмоциональную окраску высказывания, графические и пунктуационные особенности.

С точки зрения грамматических характеристик графические объекты можно разделить на: слово, словосочетание, предложение, группа предложений (Любовь – боль; Needfoodnotfootball;Irememberwhenallthiswastrees; Те, кто заразил нас этим, врачуют нам раны… Я неизлечим?) (Приложение 2) [3, 4].

Анализ лексического состава Street Art-объектов позволил выявить граффити с глагольной доминантой, именной (существительные, прилагательные, местоимения, числительные) и наречной (Stopwatchingme!; 0% interestinpeople;Youandme)(Приложение 3).

Основными стилистическими особенностями объектов стрит-арта являются следующие:

  1. граффити свойственно тезисное изложение информации;

  2. характеристика текстов граффити по целенаправленности позволяет выделить следующие «образы» как основные формы передачи мысли: повествовательный, восклицательный, текст – вызов (политический);

  3. характеристика стиля граффити по принципам связанности текста. Жанр граффити характеризуется наличием дискретности текста, которая проявляется в разрыве с коммуникативной ситуацией, разорванностью сюжетной линии в пределах одной поверхности, отрывочностью построения определенного высказывания, коммуникативная ситуация высказывания практически не имеет развития, описания. Высказывания граффити напоминают вспышку, отдельную реплику, которая отличается не только оторванностью от всего контекста, но и дискретностью построения самого целого высказывания;

  4. основной характеристикой текстов граффити является создание виртуального мира, который по многим характеристикам находится в оппозиции с реальностью. Так, в будничные дни создаются тексты «праздничного» характера. К праздничным относятся тексты, отражающие повышенное эмоциональное состояние авторов граффити. В результате такого поведения вырабатывается специфический речевой стиль;

  5. содержание граффити характеризуется как сниженное, нейтральное или возвышенное. В основе создания граффити могут лежать различные стилистические фигуры: метафора, метонимия, градация и многие другие (Сказки все врут, колобок всех сожрал!; Весь мир у ваших ног, а вы сидите в своих квартирках и офисах; Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века - Все будет так. Исхода нет. Умрешь - начнешь опять сначала И повторится все, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь. (А. Блок) ( Приложение 4) [5].

Стилистическая вырази­тельность различных знаков препинания графических объектов неодинакова. Необходимо отметить инфор­мативную функцию знаков препинания, ведь в русском языке знак препинания в конце предложения играет очень важную роль. Так, вопросительный, восклицательный знаки и точка, не только окрашивают высказывание эмоционально, но и выражают коммуника­тивные интенции говорящего: только их от­сутствие или наличие может изменить все предложение. Запятая, тире или двоеточие как знаки паузы так же являются сильными стилистическими сред­ствами, которые используются как средство подчеркнутого членения предложения, выделе­ния отдельных его частей и создания динамиз­ма [6].

Графические и живописные Street Art-объекты в современном мире являются особым способом репрезентации языкового мышления и сознания и стремятся стать универсальным кодом коммуникации. Коммуникативная природа граффити проявляется на разных уровнях и реализуется в естественной письменной деятельности, соотносимой с разными стилями: разговорным, просторечным, стилем массовой коммуникации. Эффективной реализации задач коммуникации способствует совокупность экстралингвистически обусловленных качественных признаков функционального стиля, которые находят свое отражение в грамматических, лексических и стилистических характеристиках Street Art-объектов, а также в их эмоциональной окраске высказывания, графических и пунктуационных особенностях.

Список литературы

  1. Чистякова М.Г. Стрит-арт в контексте вызовов современности //Изв.Алт. гос. ун-та. - 2011. - №2-1. – С.210-213.

  2. Кудряшов И.С. Стрит-арт как феномен современной культуры: проблемы генезиса и семиотические особенности сообщения // Критика и семиотика. – 2014. – Выпуск 21. – С.220-233.

  3. www.banksy.co.uk

  4. www.183art.ru

  5. Ласица Л.А., Стренева Н.В. Лексико-грамматические модели времени в текстах-граффити // Вестник ОГУ. – 2013. – № 11 (160). – С. 95-100.

  6. Стренева Н.В. Пунктуация в граффити // Вестник ОГУ. – 2007. – № 77. – С. 117-121.

Просмотров работы: 447