ЗАЩИТА ВЕЩНЫХ ПРАВ СОБСТВЕННИКА НЕДВИЖИМОСТИ В СЛУЧАЕ ИЗЪЯТИЯ УЧАСТКА ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД: ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЗАЩИТА ВЕЩНЫХ ПРАВ СОБСТВЕННИКА НЕДВИЖИМОСТИ В СЛУЧАЕ ИЗЪЯТИЯ УЧАСТКА ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД: ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

Бикмурзин Д.В. 1
1Башкирская академия государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан, Юридический факультет, 2 курс, Очная форма обучения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Древние римляне называли право собственности священным, справедливо полагая, что ничего не может его ограничивать, кроме прав другого собственника.

Актуальность статьи обусловлена тем, что государство или органы местного самоуправления при наличии острой необходимости (в теории), они могут изымать у собственника земельные участки, однако при этом на практике часто происходят случаи, когда органы МСУ или органы государственной власти нарушают права собственников при изъятии земельного участка. Гражданский Кодекс Российской Федерации в статье 279 определяет общие положения об изъятии земельных участков для государственных нужд. Среди данных положений: изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется:

-прекращение права собственности лица на данный земельный участок; пожизненного наследуемого владения земельным участком, который находится в собственности муниципальной либо государственной, прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, прекращение договора аренды земельного участка до окончания срока, который так же находится в муниципальной либо государственной собственности, или договора безвозмездного пользования данным земельным участком.

-Решение об изъятии земельного участка для муниципальных либо государственных нужд принимается органами исполнительной власти (Федеральными, субъектов Российской Федерации) либо органами местного самоуправления, определенными в соответствии с земельным законодательством.

-Со дня прекращения прав на изъятый земельный участок прежнего правообладателя прекращаются залог, сервитут, а также договоры. Сервитуты, сохраняются, когда, пользование данным участком на условиях сервитута не противоречит целям, для которых осуществляется изъятие.

-Если изъятие земельного участка для муниципальных или государственных нужд делает невозможным исполнение правообладателем земельного участка других обязательств перед третьими лицами, решение об изъятии земельного участка для муниципальных либо государственных нужд будет основанием для прекращения этих обязательств.

-Правообладателя земельного участка должны уведомить о принятом решении об изъятии участка для муниципальных государственных нужд в соответствии с земельным законодательством

-Сроки, размер возмещения и другие условия, определяются договором об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд подробно раскрыт в главе VII.1 Земельного Кодекса Российской Федерации, рассмотрим его поэтапно:

1) принятие уполномоченным органом власти решения об изъятии земельного участка для использования в целях удовлетворения публичных нужд, перечень которых приведен в ст. 49 ЗК РФ;

2) уведомление (извещение) указанным органом собственника изымаемого земельного участка или иных землевладельцев о предстоящем изъятии;

3) проведение оценки стоимости изымаемого земельного участка или соответствующего права на него;

4) заключение соглашения об изъятии между компетентным органом и правообладателем участка, и в том числе об определении размера возмещения за изымаемый земельный участок, либо принятие судебного решения об изъятии по иску органа власти при недостижении соглашения между сторонами;

5) равноценное возмещение собственнику (иному землевладельцу) стоимости изымаемого земельного участка (права на него);

6) фактическое изъятие земельного участка и регистрация прекращения права собственности прежнего правообладателя и возникновения права собственности у публично-правового образования.

Рассмотрим проблемы собственника участка при изъятии с двух позиций: Административной и судебной.

Если смотреть административную сторону процесса, то после принятия решения об изъятии участка самым распространенным нарушением прав собственника является намеренное занижение со стороны органов власти суммы компенсации, и что характерно данные органы редко идут на компромиссы и контакт с собственником, что часто порождает судебные споры касательно размера компенсации. Когда дело доведено до суда обратимся к судебной практике: нарушение легального порядка принудительного изъятия земельных участков лишает публичные органы возможности изъятия в судебном порядке. Например, при отсутствии надлежащего решения об изъятии, не направлении землепользователю соглашения о выкупе, не уведомлении его о изъятии, и др.).

Основные нарушения в практике с которыми сталкивается собственник земельного участка при его изъятии для государственных или муниципальных нужд со стороны гос. органов или органов муниципалитета являются:

- Нарушение процедуры изъятия земельного участка. Несоразмерная оценка стоимости земельного участка органами МСУ или органами государственной власти. Фактическое незаконное занятие земельного участка без его официального изъятия органами гос. власти или органами МСУ (не стоит путать с временным пользованием земельным участком).

Способами защиты прав собственника земельного участка при его изъятии для государственных или муниципальных нужд являются:

- признание недействительными (не соответствующих законодательству) актов исполнительных органов гос. власти или актов органов муниципалитета;

- приостановление исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления, строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения работ;

- восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

- возмещение убытков в полном объеме;

- принуждение к исполнению обязанности в натуре, например, к восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств.

Эффективными способами защиты вещных прав собственника при изъятии являются «универсальные» способы защиты вещных прав, например, компенсация за причиненный ущерб, понуждение к исполнению обязанности по компенсации возмещения за изъятый земельный участок в натуре и возвращения первоначального положения земельного участка до его незаконного изъятия причинителем вреда

Список использованных источников и литературы:

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 20.01.1996 № 14-ФЗ (в ред. 28.12.2016);

2. Земельный Кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (в ред. 03.07.2016);

3. М. И. Григорьев «Фактическое изъятие земельных участков для публичных нужд: способы защиты прав землевладельцев» / «Вестник Арбитражного суда» 2015г. №1.

Просмотров работы: 270