ВЗАИМОСВЯЗЬ КОММУНИКАТИВНО-ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВЗАИМОСВЯЗЬ КОММУНИКАТИВНО-ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Кириенко М.С. 1
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет НИУ «БелГУ»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На фоне преобразований в экономике, перемен в сфере труда и трудовых ресурсов важны сформированные профессиональные интересы старшеклассников. Но сейчас наблюдается ряд проблем при профессиональном самоопределении учащихся старших классов, так, например, у большинства школьников отсутствует готовность к профессиональному выбору. Тем не менее, профессиональный интерес имеет важное значение при выборе специальности, поэтому немаловажно проводить работу по его развитию у старшеклассников с учетом складывающейся политической, социальной и экономической ситуации, формирующихся в обществе ценностных ориентаций, установок и т.п.

Следует принять во внимание, что успешность в ряде профессий, особенно, пользующихся в настоящее время популярностью, зависит от умения взаимодействовать с людьми, обладания коммуникабельностью и организованностью, т.е. от наличия сформированных коммуникативно-организаторских способностей.

Рассмотрим взаимосвязь коммуникативно-организаторских способностей и профессиональных интересов старшеклассников, а именно влияние уровня коммуникативно-организаторских способностей на сферу профессиональных интересов учащихся старших классов.

Старший школьный возраст представляет собой период становления личности, ее социального самоопределения, активного включения в общественную жизнь, формирования духовных качеств. Личность юноши и девушки формируется под влиянием совершенно нового положения по сравнению с подростком, которое они начинают занимать в обществе, коллективе[1, с.275]. Профессиональное самоопределение, становится центральным новообразованием ранней юности.

Процесс профессионального самоопределения включает формирование системы ценностных установок и ориентаций, развитие самосознания, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопределение осуществляется на основе освоениявыработанных обществом представлений о нормах поведения и деятельности.

Для самоопределения важным являются личностные качества. Их осознание происходит после долгого взаимодействия индивида и среды, в ходе которого человек отмечает в себе наличие определенного характерологического строя, более благоприятного в одних и менее благоприятного в других обстоятельствах.

Старший школьный возраст характеризуется продолжающимся развитием общих и специальных способностей детей на базе основных ведущих видов деятельности: учения, общения и труда. В учении формируются общие интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление. Это происходит за счет усвоения понятий, совершенствования умения пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно. В общении развиваются коммуникативные способности учащихся, включающие умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания. В труде идет активный процесс становления тех практических умений и навыков, которые в дальнейшем могут потребоваться для совершенствования профессиональных способностей [3,с.124].

В старшем школьном возрасте учащиеся обладают разным уровнем коммуникативных способностей. Отметим, что развитые коммуникативные способности могут иметь, как ярко выраженные лидеры, так и конформисты, восприимчивые к эмоциональному настрою группы и способные быстро адаптироваться в любых условиях [2, с.123].

Хорошо развитые организаторские способности повышают интенсивность познания, сокращают затрачиваемое время, а также определяют возможность включения учащихся в процесс самообразования, поскольку оно и представляет собой организацию человеком своего образования.

Эмпирическое исследование взаимосвязи коммуникативно-организаторских способностей и профессиональных интересов старшеклассников

Эмпирически проверим гипотезу: коммуникативно – организаторские способности оказывают воздействие на профессиональные интересы учащихся старших классов, а именно существует взаимосвязь между степенью сформированности данных способностей и выбираемой сферой профессиональных интересов.

Для достижения поставленной задачи в практической части исследования выбраны следующие методики:

  1. Методика выявления коммуникативных и организаторских способностей («КОС-1») Авторы: В. В. Синявский, Б. А. Федоришин.

  2. Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова.

Методика В.В. Синявского и Б.А. Федоришина направлена на выявление уровня развития коммуникативных и организаторских склонностей личности и основывается на принципе отражения и оценки человеком ряда особенностей своего поведения в различных ситуациях.

Методика «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А.Климовапредназначена для оценки профессиональных интересов и определяет подходящие типы профессий в соответствии с классификацией:«Человек-природа»,«Человек-техника», «Человек-знаковая система», «Человек-художественный образ».

Данная методика является опросником, состоящим из 20 пар утверждений о видах деятельности.

Базой исследования стал 9 класс МБОУ «Гимназия №2» г. Белгорода. В исследовании приняло участие 20 учащихся 9 «А» класса.

Форма проведения исследования – групповая. Испытуемым были выданы бланки ответов к соответствующим методикам, использованным в исследовании.

Затем произведена обработка полученных данных, заключавшаяся в первичной обработке протоколов, а именно в подсчете и сопоставлении результатов тестирования с табличными данными. Это позволило нам выявить уровень развития коммуникативных и организаторских способностей учащихся старших классов и определить их профессиональные интересы.

Посредством методики «КОС-1» были исследованы особенности коммуникативных и организаторских способностей учащихся старших классов.

Результаты, полученные после обработки данных, отражены в таблице 1 и в диаграммах(рис. 1 и рис.2).

Таблица 1.

Уровни развития коммуникативных и организаторских способностей старшеклассников

Тип способностей

Уровень

Коммуникативные способности

Организаторские способности

Низкий(1)

4(20%)

10(50%)

Ниже среднего(2)

4(20%)

6(30%)

Средний(3)

5(25%)

2(10%)

Высокий(4)

2(10%)

1(5%)

Очень высокий(5)

5(25%)

1(5%)

Рис.1. Организаторские способности старшеклассников

Рис.2. Коммуникативные способности старшеклассников

Из таблицы 1 видим, что в группе имеются испытуемые, имеющие низкий уровенькоммуникативных способностей – 20% и организаторских способностей– 50%, т.е. эти люди безынициативны и не обладают склонностями к коммуникативной и организаторской деятельности.

20% испытуемых имеют ниже среднего уровень коммуникативных способностей, и 30% учащихся с тем же уровнем развития организаторских способностей. Это говорит о том, что эти люди не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, предпочитают проводить время наедине с собой,испытывают трудности в установлении контактов с людьми и плохо ориентируются в незнакомой ситуации. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, чаще всего они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

25% учащихся обладают средним уровнем развития коммуникативных способностей, 10% испытуемых продемонстрировали средний уровень развития склонностей к организаторской деятельности. Люди со средним уровнем коммуникативных и организаторских способностей, как правило, стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, но потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Для этой группы испытуемых необходима дальнейшаяпланомерная воспитательная работа по развитию коммуникативных и организаторских склонностей.

Также выявлено 10% испытуемых, обладающих высоким уровнем коммуникативных способностей и 5% учащихся с высоким уровнем развития склонностей к организаторской деятельности.Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, проявляют инициативу в общении, принимают активное участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации.

Четверть испытуемых имеет очень высокий уровень проявления склонностей к коммуникативной деятельности и 5% учащихся обладают тем же уровнеморганизаторских способностей. Они испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и стремятся активно участвовать в ней. Они могут быстро ориентироваться в трудных ситуациях и обычно непринужденно ведут себя в новом коллективе. Для них характерны инициативность, принятие самостоятельных решений в сложных ситуациях. Как правило, самостоятельно ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникативной и организаторской деятельности.

В целом отметим, что у большинства учащихся выявлен средний уровень развития коммуникативных способностей. При этом большая часть испытуемых имеет низкий уровень проявления организаторских склонностей, т.е. достаточно высокий уровень коммуникативных способностей не гарантирует наличия склонностей к организаторской деятельности. Также можно отметить, только 1 из 12 девочек имеет уровень развития организаторских способностей, превышающий средний. 3 из 8 мальчиков (37,5%) имеют средний или более высокий уровень развития этих способностей. 58% девочек (7 из 12) и 62,5% мальчиков (5 из 8) обладают средним или более высоким уровнем развития коммуникативных способностей. Таким образом можно сказать, что в данной группе испытуемых коммуникативные и организаторские способности лучше развиты у мальчиков, чем у девочек.

Следует отметить, что методика «КОС-1» выявляет уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей, имеющийся лишь в данный период развития личности. Если при обследовании учащегося обнаруживается не очень высокий уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей, то это не говорит о том, что они останутся неизменными в процессе дальнейшего развития личности. При наличии надлежащих условий деятельности, положительной мотивации и целеустремленности данные склонности могут развиваться.

Что касается выявления профессиональных интересов старшеклассников посредством методики «ДДО» Е.А.Климова, то распределение испытуемых по выбранным типам профессий отражено в таблице 2.

Таблица 2.

Распределение старшеклассников по типам профессий

 

Человек-человек

Человек-природа

Человек-техника

Человек-знаковая система

Человек-художественный образ

Мальчики

4

1

3

0

1

Девочки

6

2

0

1

7

Всего

11(55%)

3(15%)

5(25%)

1(5%)

8(40%)

Из таблицы 2 видим,55% испытуемых выбрали профессии в сфере «Человек-человек». Психологические требования профессий «человек-человек» предполагают:

• стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;

• устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми, выдержка, умение сдерживать эмоции;

• способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей,

• способность находить общий язык с разными людьми, умение убеждать людей.

40% учащихся имеет склонности к профессиям в сфере «Человек-художественный образ». Психологические требования профессий «человек-художественный образ» включают в себя художественные, творческие способности, развитое зрительное восприятие, наблюдательность, знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

Для 25% испытуемых предпочитаемой профессиональной сферой оказалась «Человек-техника». Психологические требования профессий «человек-техника» включают развитое техническое и творческое мышление и воображение, наблюдательность.

Наименее «популярными» сферами оказались «Человек-природа»(15% испытуемых) и «Человек-знаковая система»(5%).

Психологические требования профессий «человек-природа»:развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать природные факторы, терпение, настойчивость, готовность работать вне коллектива, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.

Психологические требования профессий «человек-знаковая система»:

хорошая оперативная, механическая память, способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном материале, усидчивость, точность восприятия, логическое мышление.

Как можно заметить из таблицы 3, девочки больше предпочитают профессии в сфере «Человек-человек» и «Человек- художественный образ», а мальчики в данной группе испытуемых чаще выбирают такие сферы профессий, как «Человек- человек» и «Человек- техника».

Таким образом, анализ результатов исследования позволяет сделать вывод о существовании взаимосвязи между уровнем развития коммуникативных способностей и склонностями к определенной профессиональной сфере, а именно в большинстве случаев учащиеся, имеющие средний или более высокий уровень коммуникативных склонностей, чаще выбирают профессии в сфере «Человек-человек». Это связано с тем, что те, кто обладает развитыми коммуникативными способностями, умеют налаживать контакты с людьми и испытывают постоянную потребность в общении, что позволяет им успешно работать в сфере «Человек-человек». Так как в нашей группе слишком мало испытуемых со средним и более высоким уровнем организаторских способностей, то невозможно выявить точную взаимосвязь между организаторскими способностями и профессиональными интересами. Можно отметить, что наличие ниже среднего уровня организаторских способностей при достаточно высоком уровне проявления коммуникативных способностей является чаще всего достаточным условием для предпочтения испытуемыми профессий в сфере «Человек-человек».

Литература

  1. Крутецкий, В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ /В.А. Крутецкий— М: Просвещение, 1980. – С.352 .

  2. Медникова А.А. Особенности структуры коммуникативных способностей старших подростков. / А.А. Медникова. // Вестник ТГПУ, 2009, выпуск 2 (80). – С.120-124

  3. Немов, Р.С. Психология: Учеб.для студентов высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. Кн. 2: Психология образования/Р.С.Немов- 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.-С.496

Просмотров работы: 973