РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В ХМАО-ЮГРЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В ХМАО-ЮГРЕ

Березенкова Я.И. 1, Бердияну К.М. 1, Рубан Ю.В. 1
1ГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Человечеству на протяжении всей его многовековой истории было свойственно стремление к путешествиям с целью развития торговли, и завоевания и освоения новых земель, поиска ресурсов и т.д. Путешествие - термин, характеризующий перемещение людей в пространстве независимо от цели такого перемещения. Разновидностью путешествия является туризм.

Туризм (фр.tourism, отtour– прогулка, поездка) – явление, с одной стороны, относительно молодое, ставшее массовым только после Второй мировой войны, с другой – имеющее глубокие исторические корни, поскольку путешествия известны с древнейших времен. В истории туризма принято различать четыре этапа:

1) до начала XIXв. – элитарный туризм, зарождение специализированных предприятий по производству туристских услуг;

2) XIXв. – Первая мировая война – революционные изменения в развитии транспорта, создание первых бюро путешествий;

3) период между двумя мировыми войнами – начало становления массового туризма;

4) после Второй мировой войны – современный этап – массовый туризм, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма.

Туризм является важным источником повышения благосостояния государства. Его можно рассматривать как систему, предоставляющую все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны и ее народа, и дающую доход государству, не говоря уже о том, что эта система “кормит” очень много физических и юридических лиц, так или иначе связанных с оказанием туристских услуг.

Современный туризм отличается разнообразием форм, видов и разновидностей. Форма туризма связана с пересечением туристом государственной границы своей страны. В связи с чем выделяют туризм внутренний (т.е. путешествия внутри своей страны) и туризм международный (поездки с туристскими целями в другие страны).

Манильская декларация по мировому туризму гласит: «Ту­ризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на соци­альную, культурную, образовательную и экономическую облас­ти жизни государств и их международные отношения». Тем са­мым подчеркнуто все большее «вторжение» туризма в различные сферы жизни общества.

Туризм выполняет ряд функций экономического, социаль­ного и гуманитарного характера. Экономическая функциятуризма проявляется через спрос и потребление на туристические услуги. Потребности туристов, находящихся вне места постоянного проживания, подразделяются на три группы:

  • основные;

  • специфические;

  • дополнительные.

Основные потребности туристов– это потребности в передви­жении, проживании и питании. Следовательно, услуги средств размещения, предприятий питания и транспортных организаций являются обязательными для осуществления туристской деятельности. Средства размещения (гостиницы, мотели, частные квартиры и т.д.) и предприятия питания (рестораны, кафе, бары) обеспечивают условия для нормальной жизнедеятельности туристов. Транспортные средства осуществляют их доставку к местам отдыха и обеспечивают внутримаршрутные передвижения. Потребление основных услуг является предпосылкой для удовлетворения специфических потребностей туристов, являющихся главной целью поездки – потребностей во впечатлениях, развлечениях, деловых встречах, курортном обслуживании. Дополнительные потребности туристов удовлетворяются услугами предприятий сервиса, торговли, культурных и развлекательных учреждений.

Туризм несет в себе глубокую социальную функцию. Дело в том, что научно-технический прогресс коренным образом изменил жизнь современного общества. Характерными ее особенностями являются повышение интенсификации труда, автоматизация и компьютеризация производства, увеличение стрессовых ситуаций на работе и в быту, анонимность городской жизни и изоляция от природы. Все это способствует накоплению в человеке усталости физического и психологического характера, что ведет к снижению жизненной и трудовой активности. «Социальная значимость туризма обусловлена возможностью удовлетворения одной из важнейших потребностей человека – восстановления и пополнения его физических, духовных, эмоциональных сил», – отмечается в Манильской декларации по мировому туризму. Гуманитарная функция туризма заключается в использовании его возможностей для формирования всесторонне развитой личности. Туризм расширяет кругозор человека, повышает его интеллект и позволяет совместить отдых с познанием окружающего мира.

Туризм в современном мире проявляется в различных явлениях, связях и отношениях, что определяет необходимость его классификации (рис.1), т.е. группировки по отдельным однородным признакам, зависящим от определенных практических целей.

Рис.1. Классификация видов туризма

Таким образом, туризм – это временные выезды граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно – оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально – деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания.

К показателям, характеризующим объем туристского потока, относятся: общее количество туристов (в том числе организованных и самодеятельных), количество туродней, ночевок, койко-дней, среднемесячное количество туродней, продолжительность пребывания, количество прибывших (выбывших) посетителей.

Общее число туристов измеряется количеством человек, которые приняли участие в путешествиях. Этот показатель характеризует масштабы охвата населения туристскими мероприятиями и определяется путем суммирования количества туристов за определенный период, принятых на обслуживание по дням регистрации, то есть в первый день обслуживания.

Среднемесячное количество туродней определяется путем деления годового количества туродней на 12 месяцев. Количество туродней измеряется в человеко-днях и определяется путем умножения общего количества туристов на среднюю продолжительность (в днях) пребывания одного туриста в стране (регионе).

Количество ночевок — это натуральный показатель. Ночевка рассматривается как место назначения (в статистике средств размещения), и тогда какое-либо лицо подлежит учету как ночевавшее в посещаемом месте, если даты его прибытия и убытия в этом месте различаются. Если ночевка рассматривается с точки зрения происхождения (для обследования домашних хозяйств), то считается, что лицо осуществляло ночевку в ходе соответствующей поездки, если даты его выезда и возвращения различаются, а также, если это лицо фактически ночевало. Под ночевкой понимают одни сутки.

Продолжительность пребывания измеряется в часах для однодневных поездок и в ночевках — для посещений-пребываний.

Количество прибытий (выбытий) посетителей. Посетитель — это любое лицо, которое отправляется в какое-либо место, находящееся за пределами его обычной среды, на срок, не превышающий 12 месяцев подряд, и его занятия не оплачиваются из источника в посещаемом месте. Посетители классифицируются как туристы, если они ночуют за пределами дома, или как однодневные посетители, если они этого не делают. В статистике туризма учитываются внутренние и международные посетители. Количество прибытий (выбытий) равно числу зарегистрированных посетителей, прибывших (выбывших) в страну за определенный период времени, и учитывается в абсолютном выражении.

Количество поездок — это показатель, отражающий число отъездов какого-либо лица из своего обычного места жительства. Поездки туриста называют туристскими поездками, а его посещения — туристскими посещениями.

Туризм в ХМАО с каждым годом набирает обороты. Рассмотрим состояние туриндустрии в ХМАО за последние 3 года (таблица 1).

По состоянию на 1 января 2016 года в автономном округе действуют 148 туристских предприятий: 16 туроператоров состоят в федеральном реестре туроператоров, имеют финансовую гарантию, из них: 11 туроператоров специализируются по внутреннему туризму, 5 – по международному и внутреннему. Количество коллективных средств размещения в автономном округе 219 единиц (из них 164 гостиницы, 49 баз отдыха, 6 - санаториев, профилакториев).

Таблица 1

Показатели развития туризма в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

Показатели

Единица измерения

2014 год

2015 год

2016 год

Общий объем туристического потока,

в том числе:

тыс. чел.

514,2

500,3

530

- граждане России

тыс. чел.

494,7

490,4

521

- иностранные граждане

тыс. чел.

19,5

9,9

9

Численность туристов обслуженных коллективными средствами размещения, в том числе:

тыс. чел.

462,2

435,4

475

- граждане России

тыс. чел.

442,7

425,5

466

- граждане стран вне СНГ

тыс. чел.

6,2

6,4

5,4

- граждане стран СНГ

тыс. чел.

13,3

3,5

3,6

Число туристов обслуженных не в коллективных средствах размещения,

в том числе:

тыс. чел.

52,0

55,0

55,0

- граждане России

тыс. чел.

52,0

55,0

55,0

- иностранные граждане

тыс. чел.

-

-

-

Число туристических фирм

единиц

148

150

148

Среднесписочная численность занятых в сфере туризма

тыс. человек

26,5

27

27,5

Жителям и гостям автономного округа предлагается 286 туристских программ (в том числе экскурсионные маршруты, программы и туры), из которых 37 - экологической и этнографической направленности.

Примеры таких туристских программ по городу Сургуту:

  • маршрутная тематическая экскурсия по городу «Сургут: вчера, сегодня» (экскурсия знакомит с историей города, его достопримечательностями);

  • маршрутная экскурсия «Все дороги ведут в Храм» (мероприятие знакомит с богатой духовной культурой города: с историей храмового строительства в дореволюционном Сургуте; с современными религиозными объектами, действующими в настоящее время);

  • маршрутная экскурсия на Автодорожный мост через реку Обь (информационная часть содержит сведения об инженерно-архитектурных особенностях и специфике строительства сооружения; показывает роль водной артерии в становлении и развитии экономики города);

  • обзорная экскурсия по городу Сургуту «Город черного лиса» с посещением историко-культурного центра «Старый Сургут» (маршрутная экскурсия для школьников, в ходе которой экскурсанты узнают подробную историю основания Сургута, познакомятся с его основными достопримечательностями);

  • экскурсия по выставке «Дом купца Г. С. Клепикова» (знакомство с подлинными атрибутами купеческого быта; предметами, использовавшимися в быту сургутского зажиточного населения в конце ХIХ – начале ХХ вв.);

  • «У Югорской мастерицы» (экскурсионная программа с элементами мастер-класса, посвященная особенностям одежды Ханты и Манси с посещением дома культуры коренных народов Севера);

  • музейная программа «Русская старожильческая культура» (цикл музейных игр, занятий и мастер-классов, направленных на популяризацию традиционной русской культуры).

Таблица 2.

Динамика туристского потока в ХМАО – Югре

Годы

Туристский поток, тыс. чел.

Темп роста, %

Абсолютный прирост, тыс. чел.

2010

429,3

---

---

2011

365,4

85

-63,9

2012

448,4

123

83,0

2013

506,8

113

58,4

2014

514,2

101

7,4

2015

500,3

97

-13,9

2016 оценка

530

106

29,7

2017 прогноз

561,7

106

31,7

2018 прогноз

584,5

104

22,8

       

В целом, туристский поток в ХМАО-Югре рос, однако темпы его роста существенно замедлились и к 2015 году показали отрицательную величину. Такая ситуация, прежде всего, связана с кризисным развитием экономики, общим снижением уровня жизни населения. Среднегодовой темп роста составил 85,1 %, среднегодовой прирост – 14,9 %.

Таблица 3.

Динамика туристических услуг в ХМАО – Югре

Годы

Туристские услуги, млн.руб.

Темп роста, %

Абсолютный прирост, млн.руб.

2010

985,2

---

---

2011

1040,4

106

55,2

2012

755,1

73

-285,3

2013

1444,2

191

689,1

2014

1498,9

104

54,7

2015

1644,7

110

145,8

2016 оценка

1764,3

107

119,6

2017 прогноз

1917,5

109

153,2

2018 прогноз

2070,7

108

153,2

На рынке туристских услуг ХМАО за рассматриваемый период наблюдается преимущественный рост оказываемых туристических услуг, на что указывают положительные темпы роста и абсолютный прирост. Среднегодовой темп роста составил 105,6 %, среднегодовой прирост – 5,6 %.

Отмеченные тенденции подтверждают очевидную привлекательность туризма в ХМАО-Югре. Активный туристский интерес к региону проявляют иностранные гости. Важным событием для туристской отрасли ХМАО стал визит китайских гостей.

Округ стал центром для проведения многих международных спортивных состязаний, куда съезжаются не только российские, но и известнейшие мастера спорта международного уровня. Для этого в Югре есть все возможности. Центр зимних видов спорта в Ханты-Мансийске имени А.В. Филипенко - стадион международной категории по классификации IBU (Международный союз биатлонистов) на котором проходят соревнования по биатлону, летнему биатлону, лыжным гонкам, арчери-биатлону. Центр лыжного спорта находится в географическом центре Ханты-Мансийска на высоте 83 метра над уровнем моря, в 7,5 км от Международного аэропорта Ханты-Мансийска, и в 2,5 км. от центральной площади города. Участки лыжной трассы пролегают в промежутке от 63 до 114 метров над уровнем моря. Ханты-Мансийский Центр Лыжного Спорта – одна из самых динамично развивающихся территорий мирового биатлона.

Самобытная и разнообразная культура обских угров позволяет активно развивать такой вид туризма, как этнический. На территории округа расположены многочисленные музейно-этнографические комплексы, а также стойбища и национальные поселения, которые открыты для туристов. Среди популярных - окружной этнографический музей под открытым небом «Торум Маа» (г.Ханты-Мансийск). Экспозиция представляет собой комплекс строений традиционного летнего стойбища обских угров и святилище. В фондах музеев находится около двух тысяч экспонатов.

Замечательные природные условия зимой, высокий устойчивый снежный покров, отличный рельеф, холмы и долины способствуют тому, что в округе развиваются и приобретают все больше поклонников экстремальные и нетрадиционные виды спорта: горные лыжи, сноуборд. В летнее время года туристы могут сплавляться по рекам на байдарках, катамаранах. Весьма популярны джипинги и поездки на снегоходах.

Ежегодно в Югре проходят уникальные и привлекательные с точки зрения событийного туризма мероприятия и праздники, которые стали своеобразными брендами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

С 11 по 13 ноября 2016 года в городе Ханты-Мансийске состоялся Всероссийский конкурс в области событийного туризма в рамках ежегодной Всероссийской открытой Ярмарки событийного туризма «Russian open Event Expo», организаторами которых стали Министерство культуры Российской Федерации и Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Конкурс проводился по 9 номинациям: «Культура», «Народные традиции», «Патриотическое воспитание», «Мероприятия для молодёжи и молодежных субкультур», «Спортивные мероприятия и экстрим», «Экотуризм», «Инновационный событийный проект», «Бизнес-проекты», «Исторические реконструкции», а также по 2 специальным номинациям: «Столица событийного туризма» и «Лидер событийного туризма».

В 2016 году на Конкурс событийного туризма было подано 350 заявок из 52 субъектов Российской Федерации, из них в очный тур Конкурса прошли 224 проекта, в том числе 9 проектов от автономного округа. Чтобы оценить привлекательность видов туризма и будущие направления для развития туризма в ХМАО-Югре необходимо использовать матричный метод.

Таблица 4.

Привлекательность видов туризма в ХМАО-Югре

Высокий уровень привлекательности

         
           

Средний уровень привлекательности

           

Низкий уровень привлекательности

 

Этно туризм

Свадебный туризм

Спортивный туризм

Экологический туризм

Лечебно-оздоровительный туризм

Где ХМАО-Югра, Краснодарский край, Центральный федеральный округ

Алтайский край

Популярны рыболовно-охотничьи туры. Хорошее егерское обслуживание, трансфер, проживание в комфортабельном охотничьем домике, оформление лицензии на отлов, обработка трофеев, аренда охотничьего снаряжения и полной экипировки привлекают все большее количество туристов в округ. Экологический туризм - отдых в сельской местности, маршруты по заповедным зонам, речные круизы по рекам Сибири.

Югра обладает хорошей базой для развития этнографического и этнического туризма. Интерес представляет древняя культура ханты и манси, с которой можно познакомиться при непосредственном общении с ее носителями в национальных поселках и стойбищах, пожить в чуме, прокатиться на оленьей упряжке, узнать секреты национальной кухни. Поверить в мифы, сказки, чудеса, сибирский шаманизм. Посетить эколого-этнографические музейные комплексы, их насчитывается более 41 , более 4000 памятников истории и культуры.

С использованием матрицы было проведено сравнение четырех привлекательных для туризма регионов России с различными природно-климатическими и рекреационными условиями. В ХМАО-Югре преобладает этнический и спортивный туризм. Так, например, для активного зимнего отдыха (лыжи, сноуборд, зимняя рыбалка) в ХМАО имеются все необходимые условия, длинная зима, оборудованные лыжные трассы, много озер, рек и водохранилищ. Так же спортивный туризм хорошо развит в Алтайском крае. Там намного больше оборудованных лыжных трасс, есть горы, в горах климат более благоприятный для активного отдыха. В ХМАО климат зимой холодный, что может отпугивать туристов зимой.

На территории ХМАО имеются собственные минеральные источники, что позволяет развивать лечебно-оздоровительный туризм, строить санатории, профилактории, лечебно-оздоровительные учреждения. Это может привлечь больший поток туристов. А вот свадебный туризм развивать нет необходимости, т.к. большинство молодых пар предпочитают отдыхать за границей в медовый месяц.

Негосударственное регулирование в сфере туризма осуществляют социально ориентированная некоммерческая организация "Союз турпредприятий Югры" (26 турпредприятий), Молодежная общественная организация "Федерация спортивного туризма Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" и "Ассоциация экскурсоводов Югры" (154 члена), объединяющие субъекты предпринимательской деятельности автономного округа в области туристского бизнеса, гидов-переводчиков, экскурсоводов, инструкторов.

Меры государственной поддержки, направленные на развитие туризма (принятие НПА, проведение выставок, ярмарок, гранты за формирование туристического продукта, в том числе этнографической направленности, информационное сопровождение и т.п.), и отразить конкретные результаты проведенных мероприятий (увеличение числа туристов, туристических маршрутов, и т.п.)

Начальник управления туризма в ХМАО И.Г. Арканова выделят следующие проблемы развития:

  1. Неширокий ассортимент и отсутствие комплексности внутрирегиональных туристских продуктов, предлагаемых туристскими фирмами.

  2. Сложная транспортная схема в некоторых муниципальных образованиях автономного округа, в т.ч. отсутствие постоянных автомобильных дорог.

  3. Высокие тарифы на проездные билеты авиа- и автотранспорта.

Начальник управления выдвигает следующие предложения по решению проблем развития туризма:

  • формирование туроператорами автономного округа «пакетных» туров;

  • подготовка предложений по турпродуктам автономного округа для включения их в системы продаж крупных туроператоров;

  • подготовка предложений по детским и семейным программам в рамках проведения Года детства в Югре;

  • заключение соглашений туроператоров автономного округа по внутреннему и въездному туризму с авиакомпаниями о формировании специальных тарифов для туристских групп, приезжающих в автономный округ;

  • продвижение туристских возможностей автономного округа в сети Интернет.

Существенное влияние на развитие туризма в автономном округе оказывают ряд факторов, которые условно подразделяются на внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные). Внешние факторы воздействуют на региональный туризм посредством природных, социальных и экономических изменений. Данная группа факторов включает: возраст населения региона; увеличение числа работающих женщин, изменение дохода на каждую семью; рост пропорции одиноких людей; тенденции к более позднему вступлению в брак и образованию семьи; рост числа бездетных пар в составе населения региона; уменьшение иммиграционных ограничений; увеличение оплаченных командировок и более гибких графиков рабочего времени; более ранний выход на пенсию, увеличение осознания туристских возможностей. Практически все перечисленные выше показатели в той или иной степени влияют на структуру свободного времени населения, которая создает объективные социально-демографические условия развития туризма.

К числу внешних факторов, воздействующих на региональный туризм, относятся экономические и финансовые факторы: улучшение (ухудшение) экономической ситуации, увеличение (снижение) персонального дохода: более высокая (низкая) туристская активность в зависимости от выделенной на отдых части доходов, возрастание (снижение) доли общественно выделяемых средств на покрытие расходов на туризм и путешествия.

К социально-экономическим факторам, влияющим на увеличение масштабов регионального туризма, относится повышение уровня образования, культуры, эстетических потребностей населения. Как элемент эстетических потребностей можно рассматривать стремление людей познакомиться с бытом, историей, культурой, условиями жизни в различных странах. Кроме того, к внешним факторам относятся изменения политического и правового регулирования; технологические изменения: развитие транспортной инфраструктуры и торговли, а также изменения условий безопасности путешествий.

Внутренние (эндогенные) факторы - это факторы, воздействующие непосредственно в сфере регионального туризма. К ним относятся материально-технические факторы, имеющие важнейшее значение для развития туризма в регионе. Главные из них связаны с развитием средств размещения, транспорта, предприятий общественного питания, рекреационной сферы, розничной торговли и т. д.

К внутренним факторам относятся также факторы туристского рынка:

-процессы спроса, предложения и распространения турпродукта (в качестве особенности современных рыночных факторов можно выделить, например, превращение спроса на турпродукты в постоянный спрос, а также рост индивидуального туризма);

-возрастание роли сегментации рынка (появление новых внутрирегиональных туристских сегментов, увеличение расстояний путешествий, разнообразие форм проведения каникул, рост краткосрочного пребывания, возрастание диверсификации туристского развития в устоявшемся туристском пространстве и т. д.);

-возрастание роли координации деятельности в туризме и процессов монополизации (усиление горизонтальной интеграции, т. е. рост партнерских отношений крупных фирм со средним и малым бизнесом, вертикальной интеграции через создание стратегических туристских союзов и т. д.);

-возрастание роли средств массовой информации и связей с общественностью в продвижении, рекламе и реализации разрабатываемых турпродуктов;

-возрастание роли кадров в туризме (увеличение численности работников, развитие профессионально-квалификационной структуры, повышение значения профессиональной подготовки, улучшение организации труда и т, д.);

-возрастание роли частного туристского бизнеса (создание условий, при которых на рынке действует ограниченное число больших транснациональных операторов и значительное количество малых предприятий, осуществляется эффективная реализация турпродукта на основе профессионального маркетинга, что порождает потребность в повышении квалификации персонала).

Указанные предпосылки позволяют рассматривать автономный округ как туристский регион, имеющий определенную перспективу на региональном, внутреннем российском и международном туристских рынках. В 2014 году начались структурные изменения российской туриндустрии, происходит активное развитие внутреннего и въездного туризма. В настоящее время основным направлением в развитии туризма в автономном округе является удержание и повышение конкурентоспособности туристского комплекса в условиях возросшей межрегиональной конкуренции за перераспределение туристских потоков.

В настоящее время существует около 220 методов прогнозирования, но чаще всего на практике используются не более 10, среди них: фактографические (экстраполяция, интерполяция, тренд-анализ), экспертные (в т.ч. опрос, анкетирование), публикационные (в т.ч. патентные), цитатно-индексные, сценарные, матричные, моделирование, аналогий, построение графов и т.д.

Экстраполяция - это метод научного исследования, который основан на распространении прошлых и настоящих тенденций, закономерностей, связей на будущее развитие объекта прогнозирования. Мы выбрали данный метод, т.к. владеем информацией о прошлых периодах (2010-2016 гг). Преимущество метода экстраполяции перед другими методами прогнозирования заключается в использовании относительно несложного инструментария для обработки данных и совмещения собственно прогнозирования с фазой сбора исходной информации об его объекте. Данные таблиц 2 и 3 позволят нам спрогнозировать данные в 2017-2018 годах.

Рис. 2 Прогноз туристского потока

Рис. 3 Прогноз объема туристических услуг

На графиках изображены логарифмические линии тренда. Так как коэффициент аппроксимации близок по значению к 1 (0,83 и 0,87), ошибка аппроксимации минимальна, а значит, прогноз является более-менее точным.

Верификация - процедура оценки достоверности прогноза. Прогнозу присуща значительная степень неопределенности, которую необходимо измерить, прежде чем принимать управленческое решение, использовать в экономическом анализе информацию о будущем и гипотезы о перспективах развития тех или иных больших систем. Разрабатывая прогнозы, специалисты заинтересованы в повышении их надежности. Существует несколько методов верификации прогноза: инверсная, консеквентная, косвенная, оппонентом, повторным опросом, прямая, учетом ошибок, экспертом. В данном прогнозе приведена инверсная верификация. Верификация прогноза путем проверки адекватности прогностической модели на материалах ретроспективного периода, что как раз нам и нужно, так как имеются данные за прошлые года. Полученная относительная ошибка может быть критерием эффективности прогноза и одновременно величиной для расчета доверительных интервалов прогноза.

Таблицы 5

Туристский поток

 

Туристические услуги

Года

Прогноз

Верификация

Погрешность

 

Года

Прогноз

Верификация

Погрешность

2010

429,3

404,2

-6%

 

2010

985,2

839

-15%

2011

365,4

427,0

17%

 

2011

1040,4

992,2

-5%

2012

448,4

449,8

0%

 

2012

755,1

1145,4

52%

2013

506,8

472,6

-7%

 

2013

1444,2

1298,6

-10%

2014

514,2

495,4

-4%

 

2014

1498,9

1451,8

-3%

2015

500,3

518,1

4%

 

2015

1644,7

1605

-2%

2016

530,0

540,9

2%

 

2016

1764,293

1758,2

0%

2017

561,7

563,6

0%

 

2017

1917,496

1911,4

0%

2018

584,5

586,4

0%

 

2018

2070,699

2064,6

0%

Верификация показала, что данный метод прогнозирования имеет высокую точность Погрешность маленькая, за исключением 2012 года, скорее всего этот год был кризисным для туристского бизнеса.

Прогнозные значения показывают, что туристская активность в ХМАО будет расти до 560 тыс.чел. к 2017 и 580 тыс.чел. к 2018 году, объём туристических услуг увеличится до 1917,5 млн.руб. и 2070,7 млн.руб. к 2017 и 2018 году соответственно.

Рассмотрим линии сопротивления и поддержки факторами прогнозного уровня (рис 2.).

1917,5 млн. руб. это прогноз объема туристических услуг на 2017 год.

Факторы, которые поддержат прогноз на 2017 год:

  • рост доходов населения;

  • технологические изменения: развитие транспортной инфраструктуры и торговли, а также изменения условий безопасности путешествий;

  • разнообразие форм проведения каникул, а так же больше предложений по туристским программам;

  • расширение материально-технической базы туризма, строительство новых отелей, освоение новых курортов.

Факторы, которые препятствуют достижению прогноза на 2017 год:

  • невысокое качество, малая оригинальность, неширокий ассортимент и отсутствие комплексности внутри региона туристских продуктов, предлагаемых туристскими фирмами;

  • недостаток информации о туристских возможностях автономного округа у российских и иностранных участников туристского рынка;

  • недостаток инвестиций, направленных на поддержание и развитие туризма, его инфраструктуры, на продвижение туристских возможностей;

  • невысокий уровень сервиса, несоответствие цен на предлагаемые услуги качеству этих услуг.

Развитие туристско-рекреационного комплекса требует создания современного, совершенного механизма управления туристскими ресурсами и туристской отраслью Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Вместе с тем, механизм управления должен обеспечивать эффективное развитие туризма как межотраслевого комплекса, объединяющего и генерирующего развитие нескольких отраслей экономики автономного округа.

Концепция развития туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре предусматривает установление основных направлений развития туристской отрасли, определение и способы создания конкурентоспособных региональных турпродуктов и продвижения их на российский и международный рынки, развитие инфраструктуры туристской отрасли в автономном округе с учетом обеспечения экологической безопасности, охраны биологического и ландшафтного разнообразия, сохранения и рационального использования природного наследия, развитие системы повышения квалификации, переподготовки и подготовки кадров для предприятий туризма региона, а также повышения эффективности системы их регулирования и саморегулирования.

Богатый туристско-рекреационный, историко-культурный, этнографический, социально-экономический потенциал автономного округа и наличие туристской инфраструктуры определяет роль туристской отрасли в экономике автономного округа в качестве одного из экономических секторов, успешное развитие которых окажет стимулирующее воздействие на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги коллективных средств размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, общественное питание, а также выступит катализатором социально-экономического развития муниципальных образований автономного округа.

Развитие событийного и бизнес-туризма является важным фактором роста городов автономного округа. В первую очередь это касается самого Ханты-Мансийска, в котором уже созданы необходимые условия для проведения международных и общероссийских деловых, научных, культурных и спортивных мероприятий и накоплен немалый опыт в их организации и проведении. Например, чемпионаты мира и России по биатлону, Международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня», Международная экологическая акция «Спасти и сохранить», Кубок мира и этап кубка России по шахматам, Всемирная Шахматная Олимпиада, Всемирный конгресс финно-угорских народов, фестиваля искусств, труда и спорта «Самотлорские ночи». Конгрессно-деловой туризм сегодня развивается в суженной форме как деловые поездки в автономный округ. В перспективе на этой основе, на созданной инфраструктуре для размещения предпринимателей, проведения международных конгрессов, конференций, семинаров, тематических выставок будет развиваться туризм, более длительный по времени пребывания в автономном округе, более насыщенный по «неделовой» программе посещения. Можно назвать это стратегией трансформации коротких сугубо утилитарных бизнес-визитов в познавательный, нередко семейный и более длительный по дням посещения туризм. Существенную роль в такой трансформации сыграет система льгот, которая поощрит предпринимателей проводить выходные дни с семьями в округе. Возможности расширения деловых контактов будут дополнены отдыхом и знакомством с жизнью коренного населения, приобретением предметов народных промыслов в качестве сувениров, участие в мастер-классах по изготовлению национальных сувениров, приготовление блюд северной кухни и др.

Общее экономическое развитие, строительство новых и модернизация существующих предприятий в различных отраслях экономики, привлечение на региональный рынок иностранных компаний, оптимизация событийного ряда с точки зрения увеличения туристских прибытий будут определять дальнейший рост делового туризма в городах и районах автономного округа.

Необходимо разнообразить и событийный календарь автономного округа, выйти за рамки уже сложившегося перечня, с другой стороны, создать знаковые для въездного туризма события в новых районах и городах автономного округа, и здесь выйти за рамки привычного перечня «событийных» городов округа. Событийные туры, в основу которых включать посещение национальных праздников коренных малочисленных народов Севера.

Большинство проводимых в настоящее время крупных мероприятий в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре являются в большей или меньшей степени дотационными, но для каждого мероприятия должен разрабатываться бизнес-план, предполагающий постепенный перевод его на самоокупаемость с последующим выходом на определенный уровень рентабельности. Исключение могут составлять социально приоритетные мероприятия, ознакомительные туры и мероприятия по привлечению инвесторов.

Развитие круизного туризма в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре рассматривается как одно из перспективных направлений внутреннего и въездного туризма. Речную сеть автономного округа формируют крупнейшие судоходные водные артерии (реки Обь и Иртыш), пересекающие 6 субъектов Российской Федерации, что позволяет разрабатывать и продвигать не только межмуниципальные, но и межрегиональные речные маршруты. Период организации речных круизов в автономном округе составляет около 6 месяцев (конец весны, лето, начало осени). На сегодняшний день, туроператорами по внутреннему и въездному туризму автономного округа предлагаются различные по продолжительности круизные программы: от экскурсионных программ (средняя продолжительность 4-6 часов) до многодневных туров (средняя продолжительность 6-7 дней).

Список источников:

  1. Официальный сайт Администрации ХМАО-Югры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tourism.admhmao.ru

  2. Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому АО - Югра [Электронный ресурс]. - Режим доступа: khmstat.gks

  3. Информационный портал "Страна.Ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://strana.ru/places/25870/info

  4. Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elibrary.ru/

Просмотров работы: 2663