ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГОВ О СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКАХ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГОВ О СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКАХ

Булатова М.А. 1
1ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современные подростки по-другому воспринимают мир, мыслят по-другому, проявляют агрессию, когда их заставляют что-то делать, не хотят выполнять указания взрослых, они требовательны и настойчивы, очень подвижные и гиперактивные.

Подростковый возраст – сложный и во многом противоречивый период жизни ребенка. Резкие изменения, происходящие в физическом и психологическом облике, особенно бросаются в глаза родителям и педагогам. Особенности личности подростка можно довольно точно охарактеризовать в двух словах – стремление к самостоятельности. Оно накладывает отпечаток на все стороны личности, поведение, чувства.

Итак, подросток уже не ребенок, вместе с тем он еще не взрослый. Он не терпит ограничений своей самостоятельности, нередко проявляет резко отрицательное отношение к требованиям взрослых.

Для многих педагогов это самый любимый возраст их учеников. Но у некоторых преподавателей, наоборот, возникают проблемы с подростками, просто потому, что их точка зрения не совпадает с представлениями самих подростков. Представления взрослых о жизни переделать практически невозможно, а подростковые – в какой-то степени реально. Так вот именно этим и занимаются преподаватели «старой закалки», они пытаются изменить современных подростков, сделать из них подростков того, советского, времени и образца. Возможно, именно поэтому между ними и возникают конфликты.

Изучение представлений педагогов о современных подростках становится актуальным в наше время. Ведь учителям в последнее время становится все труднее, подобрать подход к современным подросткам. Кроме того, меняется время и меняются взгляды подростков на мир и на то, как необходимо жить, у учителей же, наоборот, проявляются уже сложившиеся мировоззрение и взгляды.

В данной статье мы хотим представить сравнительный анализ представлений педагогов о психологических особенностях современных подростков.

Объект исследования – психологические особенности современных подростков. Предмет исследования – представления педагогов о психологии современных подростков.

Задачи исследования:

  1. Охарактеризовать качества современного подроста.

  2. Выявить отношение педагогов к современным подросткам (на базе МБОУ СШ №18 и МБОУ СШ №15 в г. Заволжье).

В процессе решения данных задач мы получили следующие результаты.

  1. Подростковый возраст – это сложный возраст, когда не только родители, но и учителя могут потерять контакт с ребенком, вступать с ним в конфликтные ситуации. Подростки склонны к импульсивным, необдуманным решениям, они порой не задумываются о последствия совершенных поступков.Характерной чертой подросткового возраста является любознательность, стремление к познанию и учению, подросток стремится овладеть большим количеством новых знаний, которые необходимо систематизировать. Подростки стремятся узнать как можно больше информации в той сфере, которая им больше интересна и увлекательна.

Одним из самых главных новообразований подросткового возраста является чувство взрослости. Подростки стремятся отойти от родительской опеки. У них появляется собственная позиция, и они стремятся, чтобы родители и учителя относились к ним как к взрослым.

На подростков значительное влияние оказывает мнение сверстников, учитель для них не является авторитетом, как для младших школьников. Подростки начинают оценивать деятельность, поведение и личные качества учителя. На этой основе они и выстраивают тактику общения с педагогом.

  1. Изучение отношения педагогов к современным подросткам проводилось в апреле 2016 года на базе МБОУ СШ №15 и МБОУ СШ №18 г. Заволжье.

В опросе приняли участие в общей сложности 24 человека, в школе № 15 – 9 человек, в школе № 18 – 15 человек. В опросе приняли участие учителя в возрасте от 27 до 55 лет, женского пола.

Нами было использовано анкетирование (открытое и закрытое). Первая анкета включает в себя 6 вопросов с самостоятельным написанием ответа, которая показывает, какой на взгляд учителя должен быть современный ученик, какими качествами он должен обладать.

Вторая анкета включает 30 вопросов, на которые необходимо ответить «да» или «нет», с её помощью можно составить портрет современного подростка.

В ходе проведенных исследований было установлено что:

  1. 60-70 % учителей видят одними из лучших качеств современных подростков внимательность, ответственность. Несколько реже учителя отмечали такие качества, как любознательность, трудолюбие: 20-30 %.

  2. Установлено, что 50-70 % учителей считают лень одним из непривлекательных качеств современного подростка. 30-40 % учителей заметили у современных подростков такие негативные качества, как безответственность, грубость, невнимательность.

  3. Установлено, что 60-70 % учителей довольны теми учениками, которые хотят учиться и получать новые знания, выполняют свои обязательства. 30-40 % учителей высказали мнение о том, что они довольны учениками, которые активны, умеют слышать и слушать.

  4. 80-90 % преподавателей считают, что подростки стремятся к самостоятельности. 50-60 % учителей считают, что ученики не доверяют родителям, кажутся отрешенными и безразличны к окружающим. 20-30 % сказали, что подростки живут по принципу «Я взрослый, а поэтому взрослым не доверяю», самокритичен.

Из полученных результатов можно сделать вывод о том, что педагоги видят современного подростка так: это человек, который хочет учиться, аккуратен в работе, ответственен в выполнении дел, но в то же время подросток импульсивен. Педагогам хочется работать с учениками, которые задают много вопросов, активно работают на занятиях и способны правильно и ясно излагать свои мысли.

Выявленные представления учителей о подростках позволят улучшить взаимопонимание педагогов с современными подростками и избежать ряда конфликтных ситуаций. Вместе с тем, данная тема требует еще более глубокого изучения, ведь разногласия между учителем и учеником встречаются везде, различается лишь причина конфликта.

Просмотров работы: 981