СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ВОЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ В РОССИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ВОЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ В РОССИИ

Гришаев Р.С. 1, Абдулмуталинова Т.А. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение.

Актуальность темы исследования. В последнее время заметно вырос интерес к истории возникновения, развитию и преподаванию военной социологии среди не только военных, но и гражданских социологов.

Современная военно-социологическая наука – сложная, динамично развивающаяся область научного знания. Её развитие требует большой организационной работы, гибкого и квалифицированного управления и распределения труда. Постоянно расширяясь, она уверенно преодолевает границы между отдельными отраслями знания, сближается с другими формами научного освоения окружающей действительности, обогащает их своими методологическими подходами.

Военно-социологическая наука стремится гармонически сочетать познавательные, мировоззренческие, эстетические, нравственные аспекты, отвечать универсальному характеру исследовательского труда, содействовать всестороннему развитию личности. Она все глубже проникает в диалектику объективной действительности, познает законы взаимодействия армии и общества.

В силу того, что познавательная деятельность людей чрезвычайно многогранна, структура любой науки – общественной, естественной, технической, военной и т. п. – также многоаспектна. Она обусловлена задачей изучения и исследования различных сторон функционирования того или иного объекта. Каждая наука объединяет в себе различные, относительно самостоятельные теории, изучающие и исследующие отдельные стороны её объекта, которые находятся в конкретных взаимосвязях, отношениях и зависимостях, образующих её предметную область.

Цель работы – изучить становление и развитие военной социологии.

Задачи работы:

  1. Раскрыть формирование военной социологии.

  2. Охарактеризовать становление военной социологии.

  3. Обозначить современные проблемы военной социологии.

Теоретическую основу работы составили труды следующих авторов: Р. Арон, А.М. Беляева, В.Ф. Бондаренко, В.Я. Воробьева, Л.Г. Егорова, Г.А. Кабакович, А.С. Скок, В.А. Ядова и др.

1. Формирование военной социологии.

Социологические воззрения в том числе и по проблемам войны, мира и Вооруженных Сил, возникали в рамках общефилософской науки издревле. Мы их обнаруживаем в ранних учениях Востока, Индии, Китая, Египта, Древней Греции и Рима, в религиозных трактатах средневековья, и все-таки элементы военной социологии как науки складываются с ее вычленением из философии в середине прошлого века. Известно, что два важнейших направления социологии — контовское (позитивистское), ставшее в нашем веке функционалистским, и марксовское, пошедшее в русле конфликтологии, берут свое начало от военного мыслителя графа Анри де Сен-Симона, чьи идеи впоследствии научно доказывались и Контом, и Марксом, и Энгельсом.

Определенный вклад в создание военной социологии внесли Н. Макиавелли, А. Смит, Ф. Энгельс, К. Клаузевиц и некоторые ученые XX. В своей «двухсерийной» публикации И.В. Образцов справедливо ставит вопрос «мы первые?» и отвечает: «Первые, но не мы одни...». Подходы к военной социологии наблюдались со стороны представителей и военной, и общественной наук, но именно подходы. Однако вряд ли следует считать создание графом, профессором Императорской академии Генерального штаба, а позднее генерал-фельдмаршалом и военным министром курса военной статистики вкладом в военную социологию в 40-е годы XIX века. Это еще не последовательный военно-социологический анализ.

Можно сказать, что ни в Германии, ни в России не возникло военно-социологических и других социологических концепций раньше, чем возникла сама социологическая теория. Как показывает лаконичная и объемная работа Е.И. Кукушкиной по истории отечественной социологии конца XIX — начала XX века, социологические концепции проникают в Россию лишь в 60—80-е годы прошлого века. Вышедшие в 1847—1848 гг.

«Первые опыты военной статистики» графа Д.А. Милютина можно считать в числе первых подходов к военной социологии. Так же, как и определение войны в работе «О войне» (1832) Карла фон Клаузевица — немецкого военного теоретика, одно время служившего в Российской армии. В числе подступов к военной социологии следует назвать работы Фридриха Энгельса «Возможности и перспективы войны Священного Союза против Франции в 1852 году» и его статью «Армия» для «Новой американской энциклопедии» 1857 года, где им дается классическое определение армии1.

Лишь в конце 90-х годов, в широком подходе к военной стратегии как философии и социологии войны, мы наблюдаем проникновение контовских идей в работы офицеров академии Генерального штаба — начальника кафедры генерала Н.П. Михиевича и барона капитана Н.А, Корфа, касающихся военной социологии. Но в них, скорее, очерчиваются контуры военной социологии, чем развивается сама ее теория. Подлинным вкладом в военную социологию, по всей видимости, следует считать работы полковника Режепо Петра Александровича — члена комиссии при Главном управлении Генерального штаба — по статистике генералов и полковников (1903—1905) и офицерскому вопросу (1909—1910); статьи В.И. Ленина «Падение Порт-Артура» (1909); «Статистика и социология» (1917), «Пролетарская революция и ренегат Каутский» (1918), а также работы П.А. Сорокина по социологическим проблемам войны и мира, выполненные еще в российский период его творчества. В этот же период публикуются и работы голландского военного социолога Р.С. Штейнметца «Война как социологическая проблема» (1899) и «Философия войны» (1907). Именно этот период можно считать этапом формирования теории военной социологии в нашей стране и за рубежом.

Таким образом, военная социология в России возникла на рубеже XIX-XX веков в начале на основе изучения социологических особенностей войны.

Формирование новой научной дисциплины происходило в контексте развития социальной философии, общей социологии и военной науки. В этот период все эти отрасли отечественной науки уже находились на уровне мирового развития.

Философско-социологический подход к изучению войны реализовывался преимущественно путем теоретического анализа характера и последствий ее воздействия на различные сферы общественной жизни.

Внимание к данной проблематике проявляли многие известные отечественные ученые: В.М. Бехтерев, С.Н. Булгаков, Н.И. Кареев, П.А. Сорокин, А.И. Стронин и др.

Формирование принципов и методов социологического анализа причин, сущности и последствий войны происходило в рамках различных научных школ. При этом наиболее интенсивно эта работа осуществлялась сторонниками биологического подхода к объяснению социальной природы войн.

2. Становление военной социологии.

Отечественная военная социология, ведущая отсчет своей новейшей истории с середины 1960-х гг., изначально формировалась и развивалась в качестве «ведомственной» научной отрасли: разработка ее теоретико-методологических и методических основ, подготовка профессиональных кадров, проведение социологических исследований в армии и на флоте осуществлялись исключительно в структуре Министерства обороны. Ведомственное же развитие, прежде всего связанное с неоправданной закрытостью результатов проводимых исследований, способствовало определенной изоляции этой отрасли, выражавшееся в ограниченных контактах военных социологов с представителями академической науки и весьма незначительном числе публикаций в научной периодике. Кроме того, это ставило перспективы развития военной социологии в прямую зависимость от воли ограниченного круга высокопоставленных должностных лиц, имевших весьма смутное представление о потенциальных возможностях данной отрасли научных знаний.

Помимо этого, определенной отчужденности военной социологии от академической науки способствовало отсутствие исследований, раскрывающих истоки возникновения и особенности развития этой отрасли социологических знаний в России. В частности, долгое время было принято вести отсчет исторического пути военной социологии начиная исключительно с октября 1917 г., а значительное научное наследие наших соотечественников периода конца XIX – начала XX в. попросту игнорировалось и в научном обиходе не использовалось2.

За период своего существования военная социология в России переживала как периоды бурного развития и подъема, так и годы полного забвения и трудного существования в жестких идеологических рамках, неоправданной закрытости и невостребованности результатов социологических исследований органами военного управления. В ее истории, неразрывно связанной с процессом возникновения и развития социологической науки в целом, можно выделить несколько этапов.

I. Этап возникновения и становления социологического подхода к изучению войны: конец XIX в. — первая мировая война (до 1917 г.).

II. Этап становления методики и техники военно-социологических исследований и формирования теоретико-методологических основ социологии войны: 1917 г. – середина 1930-х гг.

III. Этап институционального запрета: конец 1930-х – начало 1960-х гг.

IV. Современный этап — возрождения и институционализации военной социологии: середина 1960-х гг. по настоящее время.

Все они были тесно взаимосвязаны и имеют важное значение для анализа современного состояния этой отрасли научных знаний. Рассмотрим содержание каждого этапа более подробно.

Первый этап характеризуется появлением первых теоретических работ, введением в научный обиход понятия «военная социология» (1897 г.) и проведением в армии эмпирических прикладных исследований. Этот период аналогичен этапу в мировой военной социологии.

Для второго этапа характерно наличие двух разрозненных ветвей развития военно-социологического знания: а) в Советской России: вытеснение «буржуазной» социологии, формирование марксистского подхода; рост прикладных исследований в войсках и силах флота на фоне отсутствия теоретических работ;

б) в русском зарубежье: разработка теоретико-методологических основ социологии войны.

На третьем этапе социология утрачивает статус самостоятельной науки, она подменяется абстрактно-теоретическими положениями исторического материализма и запрещается проведение прикладных исследований.

На четвертом этапе происходит окончательное оформление военной социологии в специальную отрасль социологического знания, интенсивное развитие прикладных исследований и разрабатываются теоретико-методологические основы. Выделяются два периода: а) 1965–1988 гг. — это годы возрождения военной социологии, отождествляемой преимущественно с прикладными военно-социологическими исследованиями, это время бурного роста последних ввиду формирования и функционирования в структуре Вооруженных сил штатных социологических подразделений и создания базы для подготовки кадров военных социологов; б) с 1989 г. по настоящее время идет интенсивное развитие военной социологии на основе разработки теоретико-методологических основ и становления ее в качестве учебной дисциплины в системе военного образования, накопление значительного опыта широкомасштабных прикладных исследований, функционирует многоуровневая система подготовки кадров военных социологов3.

Мнений о том, что военная социология является суверенной наукой и включает в себя политологию, политэкономию, социальную философию и целый ряд других общественных наук, было высказано В.Н. Ведерниковым.

Значительно ближе к верной точке зрения находится выпусник Гуманитарной академии И.В Образцов, статья которого вносит значительный вклад в исследование становления военной социологии4. Он рассматривает «расширенный» подход к пониманию общей и военной социологии проф. Н.Д. Табуновым и другими авторами и делает вывод: «наиболее предпочтительным с точки зрения управленческих задач представляется «зауженный» подход» и, в частности, формулировка, предложенная В.Я. Воробьевым — автором статьи, опубликованной в Социологическом словаре минского издательства «Университетское» в 1991 г. Мы благодарны автору за рекламу этого словаря, где социологов академии называют чуть ли не основоположниками отечественной военной социологии. Однако

В.Я Воробьев сужает не только предмет, но и объект военной социологии: «Социология военная — специальная социологическая теория, объект изучения которой - Вооруженные Силы в целом, их различные подструктурные звенья, воинские коллективы; воинская деятельность как в мирное, так и в военное время. Основной предмет социологии военной — военно-социальные отношения и процессы, складывающиеся в армии как относительно целостном организме и вместе с тем как неотъемлемой части общества»5.

Следует сразу отметить, что, идя от описанного к сущностному определению предмета социологии вообще и военной социологии в частности, за основу следует брать именно социальные отношения и процессы. Но спецификой военной социологии является то, что она имеет два объекта изучения: с одной стороны, вооруженные силы, вся военная организация общества, с другой — войны и вооруженные конфликты. О том, что эта реальная объективная позиция не только наших, но и зарубежных социологов, свидетельствует переименование (на Международном социологическом конгрессе в Мехико, 1982), исследовательского комитета «Вооруженные Силы и разрешение конфликтов». Именно поэтому в 1989 г. на конференции «Актуальные проблемы развития военной социологии в условиях армии и флота» нами было сформулировано следующее определение: «Предметом военной социологии является функционирование и развитие вооруженных сил, всей военной организации как социального института, а также социальных аспектов войн и вооруженных конфликтов, их социальных последствий и социальных конфликтов в них»6.

В современной мировой социологии следует отметить стремление к объединению не только функционалистского и конфликтологического подходов, но также широко и узкоспециального. Мирный, восходящий к О. Конту и Г. Спенсеру, рассматривает общество какцелостную социальную систему, как живой социальный организм. Раймон Арон называл его «синтетическим», и поначалу он действительно мог быть понят как охватывающий все общественные науки (кстати, сам Р. Арон явно включает в социологию и социальную философию)7, Второй — современный — все более подходит к тому, что социология изучает реально существующее общество как целостную систему, но, в отличие от социальной философии и других общественных наук, именно через социальные отношения, общности и институты. На мой взгляд, именно в этом направлении претерпел изменения взгляд на социологию В.А, Ядова8. Вспомним его определение социологии в первом и последнем изданиях книги «Социологическое исследование: методология, программа, методы». При этом следует заметить, что его последняя публикация опередила работы зарубежных коллег и является более четкой по содержанию.

С учетом расширяющегося преподавания курса социологии, в том числе и военной, представляется возможным наметить следующий подход к определению предмета этой науки: социология изучает общество как целостную систему, как живой социальный организм, а также социальные отношения, социальные общности и институты, социальные процессы и явления. То есть именно изучая социальные образования в статике и социальные процессы в динамике, социология изучает и все общество как целостную реально функционирующую систему. Таким образом охватывается весь круг социальных явлений, через которые социология изучает и общество в целом. При этом исследуются и общесоциологические законы, относящиеся ко всему обществу, и отдельные специальные и частные социальные закономерности социальной сферы (общесоциологическими, специальными, отраслевыми и частносоциологическими теориями, как это предлагается в структуре социологии В.А. Ядовым).

3. Современные проблемы военной социологии.

Изучение военного управления включает различные исследовательские подходы: организационные, политические, экономические, технические, социологические, психологические, правовые, педагогические и др. Иными словами, военное управление может рассматриваться в качестве объекта изучения целого ряда дисциплин. Так, только собственно военно-гуманитарные дисциплины рассматривают военное управление как один из своих объектов, выделяя вместе с тем в нем свои предметные стороны.

Отмечая специфику социологического подхода, следует отметить, что существуют различные формы и способы применения социологической науки к исследованию процесса военного управления.

Это определяется прежде всего самим объектом изучения, его сложностью, спецификой функционирования, местом и ролью в структуре военной организации государства.

Объектом военной социологии выступает система военного управления, включённая в военную организацию как её необходимый элемент, обеспечивающий эффективное управление процессами, связанными с военной деятельностью.

Объект военной социологии как определённая социальная действительность всегда реален и может функционировать вне поля зрения исследователя. Дело в том, что при его анализе, при изучении проблем, возникающих в процессе его развития нельзя обойтись без выделения предметной стороны, на которую, собственно, и направлено внимание ученого.

Предмет науки – необходимый элемент, определение которого диктуется научнопознавательными целями и задачами. Это, как правило, идеализация в форме теоретических определений и понятий, отражающих существенные свойства и отношения изучаемой социальной реальности.

Предметная сторона военного управления для каждой из отмеченных дисциплин соотносит его с историческими или экономическими, психологическими или правовыми, педагогическими или социологическими и другими аспектами. Социологические аспекты военного управления отражают различные стороны деятельности людей в системе военного управления.

К ним относятся вопросы улучшения структуры внутриколлективных связей, изучения поведения личности в воинском коллективе и взаимоотношений между членами коллектива, сочетания интересов решения служебных задач с интересами работников органов управления, привития им чувства долга, ответственности и дисциплины и т.п..

Однако для определения предмета военной социологии недостаточно выделения какой-либо стороны или характеристики объектной области.

Одной из главных особенностей формирования предмета исследований в военной социологии (как, впрочем, и любой другой науки) является рассмотрение этой области через «призму» категорий и понятий социологической науки, описание её в системе того категориально-понятийного аппарата, которым пользуются военная социология и социология управления, формируя тем самым свой, специфический терминологический словарь социологии военного управления9.

Поскольку категориально-понятийный аппарат военной социологии сформирован из категорий и понятий не только социологических дисциплин, но и других (собственно военных, управленческих, естественных, технических и т.д.), то и предмет этой науки выражен в этих терминах, подтверждая тем самым специфику военно-социологического подхода к анализу проблем военно-управленческой деятельности.

Объектно-предметная сторона военной социологии определяется тем, что военное управление есть тот реальный процесс управления войсками, без которого невозможно функционирование военной организации в целом. Подобно тому, как в основе функционирования военной организации находятся военный человек и воинский коллектив, так и в основу военно-управленческой деятельности положены специфические действия по руководству людьми и воинскими подразделениями.

Военная социология представляет собой единство и взаимосвязь теоретического и эмпирического уровней социологического знания. В зависимости от исследовательской задачи в одних случаях необходимо теоретическое осмысление того или иного явления, в других главной целью ставятся поиск конкретных факторов, их описание, классификация и т.д. Практический смысл военной социологии заключается в том, что она позволяет выявить социальные условия и факторы, влияющие позитивным или негативным образом на процесс военного управления, предоставляет военно-управленческим структурам информацию о потребностях, интересах, настроениях различных групп военнослужащих, их социально-ценностных ориентациях и, соответственно, о возможностях влиять на развитие военной организации в целом.

По мере развития самой военной организации и её компонентов совершенствуются и методы управления ею. Военное управление в этом случае рассматривается как необходимый её атрибут, изучение которого возможно с разных позиций.

Социологический аспект в этом плане заключается в применении специфических методов военно-социологической науки к решению задач военно-управленческой деятельности.

Основу метода, используемого военной социологией, составляет конкретное военно-социологическое исследование, которое следует рассматривать в разных аспектах.

Во-первых, оно является одним из основных способов развития социологического знания, поставляя для его теоретического уровня новые научные факты, определяя конкретные проявления социологических законов в исследуемых областях, в конечном итоге обеспечивая преемственность научного познания10.

Во-вторых, военно-социологическое исследование обусловлено общественной потребностью в социальном знании, является составной частью научного и общественного процесса, напрямую зависит от уровня развития общества.

В-третьих, военно-социологическое исследование является видом профессиональной деятельности, требует специальной подготовки для его проведения, включающей владение методами и приёмами исследовательской работы, глубокое знание предмета исследования.

В-четвёртых, военно-социологическое исследование следует рассматривать не только как вид деятельности, но и как метод, позволяющий изучать окружающую социальную реальность присущими только ему специфическими приёмами как на уровне теоретического осмысления объекта и предмета исследования, так и на уровне процедуры измерения и анализа полученных результатов.

Как вид деятельности и как метод познания военно-социологическое исследование имеет свои особенности, среди них:

  • строгая организационная процедура и этапы;

  • высокая профессиональная подготовленность исследователя;

  • наличие моральных, а нередко и юридических норм, регламентирующих деятельность исследователя;

  • высокая социальная ответственность за полученные результаты.

Рассматривая военно-социологическое исследование как метод или способ познания военно-социальной реальности, следует отметить тот факт, что его особенности являются производными от специфики самой военно-социологической науки, её строения, функций и принципов.

С позиций социологической науки в военном управлении действуют три относительно самостоятельных объекта – человек (индивид), группа людей и организация. Задача социологических исследований в области военного управления состоит в том, чтобы выработать наилучшие методы решения проблем по каждому из этих объектов.

Военная социология как самостоятельная отрасль социологического знания реализует все присущие общественной науке функции. Основная из гносеологических функций военной социологии – теоретико-познавательная.

Она состоит в том, что военная социология накапливает объективные знания об основных социальных проблемах развития современной военной организации общества, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в ней. Реализуя эту функцию, военная социология дифференцированно подходит к изучению военно-социальной действительности, показывая, что можно и нужно сохранить, упрочить, развить, а что действительно требует радикальных преобразований.

Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих в военной организации в целом и в разных её сферах, об изменении её социальной структуры, социальных отношений и т.п., без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных военно-социальных общностей или объединений людей, обеспечить эффективное военное управление невозможно. Степень системности и конкретности знаний военной социологии определяет эффективность реализации её прикладной функции. Прикладная функция военной социологии заключается также в обеспечении надёжной информацией государственных и военных управленческих органов и учреждений, полученной в результате проведения социологических исследований.

Описательная функция военной социологии – это систематизация, описание исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчётов, статей, книг и т.п., в которых наблюдаются попытки воссоздать идеальную картину военно-социального объекта, его действие, взаимосвязи и т.д. При исследовании социального объекта требуется высокая нравственная чистота и порядочность ученого, потому что на основе данных, фактов и документов делаются практические выводы и принимаются управленческие решения. Эти материалы служат точкой отсчёта, источником сравнения для будущих поколений исследователей. Военная социология не только познает военно-социальную реальность, она позволяет людям внести в неё коррективы. Но человек должен всегда помнить, что преобразование военной организации и всего общества не является самоцелью. Преобразования нужны тогда, когда соответствуют потребностям и ценностям людей, ведут к улучшению их благосостояния. Какой бы значимой ни была полученная социологами социальная информация, автоматически она не превращается в решения, рекомендации и прогнозы.

Суть преобразовательной функции военной социологии состоит в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния социального объекта служат основанием для выработки и принятия определённых решений. Всем понятно, что при реализации крупных инженерных проектов требуется не только технико-экономическое, но и социально-экономическое обоснование, но социология лишь наука, и её функция – разработка практических рекомендаций, что же касается их реализации и внедрения – это прерогатива органов управления, конкретных руководителей.

Именно этим и объясняется то обстоятельство, что многие, весьма ценные и полезные рекомендации, разработанные социологами по преобразованию современного общества, таки не нашли на практике своего применения.

Прогностическая функция военной социологии – это разработка социальных прогнозов. Как правило, социологические исследования завершаются образованием краткосрочного или долгосрочного прогноза развития изучаемого объекта. Прогноз опирается на вскрытую тенденцию развития социального явления или на зафиксированную закономерность в открытии фактора, который оказывает решающее воздействие на прогнозируемый объект11.

В современных условиях развития общества, когда научному обоснованию социальных проблем придаётся большое значение, социальный прогноз занимает важное место в исследованиях о развитии того или иного социального объекта. Изучая реальную проблему, социолог ставит цель выявить оптимальные пути её решения, стремясь при этом показать перспективу и конечный результат, который за ней последует.

Информационная функция военной социологии представляет собой сбор, систематизацию и накопление информации, полученной в результате проводимых социологических исследований.

Социологическая информация – самый оперативный вид социальной информации. В крупных социологических центрах она концентрируется и хранится в памяти электронно-вычислительных машин. Ею могут пользоваться социологи, руководители объектов, где проводились исследования. В установленном порядке информацию получают государственные и другие управленческие учреждения.

Функция социального контроля заключается в воспроизводстве господствующего типа общественных отношений, социальных структур. Она реализуется посредством нормативного (в т.ч. Правового) регулирования и саморегулирования системы, обеспечивающих упорядоченное взаимодействие составляющих её элементов. Её направленность и содержание зависят от исторически обусловленных социально-экономических, политических, идеологических, моральных и иных социокультурных характеристик данной социальной системы.

Мировоззренческая функция военной социологии вытекает из её объективного участия в социально-политической жизни общества и содействия своими исследованиями его прогрессу. Данная функция выражается в использовании действительно корректных, выверенных количественных данных, фактов, способных в чем-либо убедить современного человека. Как совокупность устоявшихся взглядов и идей, выражающая интересы какого-либо социального слоя, социальной общности, мировоззрение основывается на тех или иных социологических концепциях, выступающих в определённые исторические периоды ведущими в общественном развитии.

Современная военная наука как система знаний о характере и закономерностях войны, о подготовке к ней и способах её ведения изучает войну как сложное социально-политическое явление совместно с другими науками – историей, философией, экономикой, социологией, психологией и т.д.

Основу разработок и исследований современной военной науки составляют существующая военная организация и вооружённая борьба, изучаемые со всех сторон разными науками. Этим обусловливается сложность её структуры, важнейшими составными частями которой являются теория военного искусства, теория строительства вооружённых сил, теория оперативной и боевой подготовки войск (воинского обучения и воспитания), теория военной экономики и тыла и другие теории, включая теорию управления войсками.

Вместе с тем по мере усложнения самого объекта исследования и углубления знаний о нем возрастают потребности практики в расширении рамок его познания. Формируются новые научные дисциплины, как правило, на стыке уже сложившихся наук или научных теорий, что взаимообогащает их, расширяя объектно-предметные области и пополняя категориально-понятийный аппарат. Это в полной мере относится к военной науке, а также её составным частям12.

Характерной особенностью развития военной науки, как и других общественных, естественных и технических наук, является интенсивный процесс её дифференциации. Вместе с тем происходит и процесс интеграции, когда на стыке ранее разобщённых теорий появляются новые, относительно самостоятельные теории, границы которых очерчиваются все более чётко.

Взаимодействие военной науки и социологии – давно свершившийся факт, результатом которого стало возникновение военной социологии, которую рассматривают, с одной стороны, как одну из специальных социологических теорий, а с другой – как составную часть военной науки, изучающую специфические военно-социальные связи и отношения, формирующиеся в военной организации.

Военная социология – относительно молодая, но самостоятельная область знаний, имеющая свою объектно-предметную область, категориально-понятийную систему и метод исследования, позволяющий добывать новые знания, используя различные социологические приемы и технологии.

Военная социология – отрасль социологического знания, изучающая законы, закономерности и тенденции формирования и развития военно-социальных отношений, военно-социальные явления и процессы как результат управленческой деятельности в военной организации.

Курс военной социологии изучается во взаимосвязи с другими дисциплинами гуманитарного и военного профилей такими, как философия, психология, экономика, тактика, оперативное искусство, стратегия, и др., с соответствующей опорой на знания и социальный опыт слушателей, накопленные в период предшествующей служебной деятельности. Основное внимание при этом уделяется формированию у слушателей прочных навыков в области подготовки и проведения конкретных военно-социологических исследований по основным проблемам управленческой деятельности в частях и подразделениях.

В структуре социологического знания военная социология рассматривается как дисциплина, включающая в себя результаты различных военно-социологических исследований.

Их получение, аккумулирование и распространение среди военного социума призваны сформировать общее направление военно-социологической мысли в области военного управления. Результаты многочисленных прикладных исследований проблем военно-социальной практики были положены в основу разработки теоретических положений о возможных управленческих решениях, которые принимаются органами военного управления, соответствующими командирами и начальниками различного уровня.

В свою очередь решение многих социальных проблем, связанных с функционированием современной системы военного управления, видится в дальнейшей разработке и совершенствовании научных методов исследования её структуры и функций, в создании системы прикладных средств анализа деятельности входящих в её состав компонентов в целях выработки широко-масштабных и целенаправленных мер по формированию новых военно-социальных институтов, форм и способов социального взаимодействия, направленных на изменение образа, стиля и условий жизни военнослужащих в соответствии с динамично меняющимися социально-политическими и экономическими реалиями.

Такой подход позволяет определить важное направление исследований в рамках военной социологии, а именно социологическую теорию военного управления, или социологию военного управления.

Заключение.

Военная социология еще нe может считаться самостоятельной социологической наукой, а является одной из специальных социологических теорий, включающей в себя социологию войны и вооруженных конфликтов, а также отраслевую социологическую теорию вооружённых сил, всей военной организации общества с целым рядом частных военно- социологических теорий (социологию воинского труда, воинских коллективов, личности воина, воинской дисциплины, культуры, быта и семейных отношений воинов, управления социальными процессами в воинских объединениях, частях и подразделениях и т.п.)

На сегодняшний день термин «военная социология» вновь прочно входит в научный обиход отечественной социологии.

В настоящее время ведущим исследовательским органом в области военной социологии является Социологический центр Вооруженных Сил РФ.

Роль научно методического центра продолжает выполнять кафедра Социологии Военного университета Министерства обороны РФ.

Весьма интенсивно это направление развивается также в институте социально-политических исследований РАН, где в центре социологии национальной безопасности проводится серьезная работа по теоретическому осмыслению практики военно-социологических исследований, истории и теории военной социологии.

Все это создает большие потенциальные возможности для дальнейшего развития в России военной социологии, обретения ею общественного признания и полноправного статуса специальной отрасли социологических знаний.

Список использованных источников и литературы

  1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 2013.

  2. Беляев А.М. Генезис метода военной социологии на рубеже XIX–XX веков. М., Воен.ун-т, 2002.

  3. Бондаренко В.Ф. Социология военного управления: учеб. пособие. М.: Воен. ун-т, 2009.

  4. Воробьев В.Я. Социология военная //Социологический словарь Минск: Университетское, 1991.

  5. Егоров Л.Г. Военная социология и управление социальными процессами в С.А. и ВМФ // Актуальные проблемы развития военной социологии в условиях перестройки армии и флота. М.: ВПА, 2010.

  6. Кабакович Г.А. Социальные аспекты воспроизводства кадрового потенциала Вооруженных Сил в системе высшей школы России. Уфа: УГАТУ, 1985.

  7. Скок А.С. Технологические основы военно-социологического исследования. М.: АПС, 2002.

  8. Образцов И.В. Военная социология: проблемы исторического пути и методологии//Социол. исслед. 1993. № 12; 1994. № I.

  9. Энгельс Ф. Возможности и перспективы войны Священного Союза против Франции в 1852 году // Маркс К , Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 7.

  10. Энциклопедический социологический словарь / под общ. ред. Г.В. Осипова. М.: ИСПИ РАН, 2010.

  11. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.:Наука, 2011.

1 Энгельс Ф Возможности и перспективы войны Священного Союза против Франции в 1852 году // Маркс К , Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 7.

2 Скок А. С. Технологические основы военно-социологического исследования. М.: АПС, 2002. С.76.

3 Кабакович Г. А. Социальные аспекты воспроизводства кадрового потенциала Вооружен-

ных Сил в системе высшей школы России. Уфа: УГАТУ, 1985. С.46.

4 Образцов И.В. Военная социология: проблемы исторического пути и методологии//Социол. исслед. 1993. № 12; 1994. № I.

5 Воробьев В Я. Социология военная //Социологический словарь Минск: Университетское, 1991. С. 379.

6 Егоров Л. Г. Военная социология и управление социальными процессами в С.А. и ВМФ // Актуальные проблемы развития военной социологии в условиях перестройки армии и флота. М.: ВПА, 2010. С. 52.

7 Арон Р Этапы развития социологической мысли. М., 2013. С. 90-91,

8 Ядов В А Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.:Наука, 2011. С.25.

9 Бондаренко В.Ф. Социология военного управления: учеб. пособие. М.: Воен. ун-т, 2009. С.84.

10 Беляев А.М. Генезис метода военной социологии на рубеже XIX–XX веков. М., Воен.ун-т, 2002. С.52.

11 Энциклопедический социологический словарь / под общ. ред. Г.В. Осипова. М.: ИСПИ РАН, 2010. С.422.

12 Воробьев В.Я. Социология военная: Социологический словарь. Минск: Университетское, 1991. С.47.

Просмотров работы: 2796