М. В. ЛОМОНОСОВ И ЕГО ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

М. В. ЛОМОНОСОВ И ЕГО ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ

Немич А.А. 1, Хабибулин Р.Г. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ.

Развитие мировой философии представляет собой единый процесс, закономерности которого определяются ходом истории и связаны с выявлением все новых и новых проблем, требующих философского осмысления. История философии в этом смысле также обладает существенной неоднородностью. Отсюда необходимость определения специфических черт той или иной национальной философской школы. Особое значение эта проблема имеет для России, потому что ее историческое и культурное развитие всегда отличалось существенной непредсказуемостью, не укладывалось в традиционные схемы и образцы: очень часто долгие периоды упадка и застоя в ее истории сменялись периодами экономического, политического и культурного расцвета. Это, безусловно, отражалось и на развитии философии.

Великий русский ученый - энциклопедист - Ломоносов оказал громадное влияние на развитие науки и культуры России, оставив глубокий след во всех областях знания своего времени.

1. Научная деятельность М.В. Ломоносова.

Ломоносов родился в 1711 г. в семье крестьянина-помора в деревне близ Холмогор (Архангельская губерния), расположенной в устье Северной Двины. В 1730 г. покинул отчий дом и был принят в Славяно-греко-латинскую академию в Москве, в которой проучился до 1736 г. После кратковременного восьмимесячного пребывания в Петербургской академии наук был командирован в Марбургский университет для изучения химии и горного дела. В этом университете его занятиями и занятиями двух его товарищей руководил Христиан Вольф.

По возвращении в Петербург в 1741 г. Ломоносов назначается адьюнктом, а с 1746 г. — профессором по кафедре химии Российской Академии наук. Все время вплоть до своей смерти в 1765 г. он много и напряженно работал в разных областях науки.

«Ломоносов был прежде всего естествоиспытателем, физиком и химиком. Из этого и следует исходить при изучении и квалификации его мировоззрения, которое может быть определено как естественнонаучный материализм. Он интересовался почти исключительно натурфилософией. Гносеологически проблематика не получила сколько-нибудь заметной разработки в его трудах, помимо провозглашения некоторых самых общих принципов научной методологии».

При всем том его труды положили начало материалистической традиции в воззрениях русских философов на природу. Однако материалистические взгляды Ломоносова на природу сочетались у него с верой в Бога. Для Ломоносова Бог оставался устроителем мира и источником движения. Это не мешало первому российскому ученому бороться с невежеством и попытками вмешательства религиозных деятелей в дела науки.

Внимание Ломоносова было сосредоточено на изучении общих законов движения материи и ее строения. Центральным пунктом мировоззрения мыслителя являлась атомно-молекулярная гипотеза и ряд основанных на ней теорий (теплоты, газов, электричества и т.д.). Все они были связаны принципом сохранения материи и движения. Ломоносов отождествлял материю с веществом. Он считал ее непроницаемой. При этом он утверждал: “…природа тел состоит в движении, и, следовательно, тела определяются движением”.

Ломоносов был близок к мысли, что движение есть изменение вообще. В целом его представления о движении соответствовали механистической форме материализма.

Он различал два вида материи: собственную и постороннюю. «Собственная материя — та, из которой тело состоит и известным образом определяется; при ее изменении неизбежно применяется и само тело. Посторонняя материя — та, которая заполняет в теле промежутки, свободные от собственной материи».

Согласно Ломоносову, материя состоит из корпускул, атомов, которые неделимы и неуничтожимы. Это мнение не было подкреплено опытным путем. Однако оно помогало ему совершить ряд открытий в физике и химии. Одно из главных открытий Ломоносова — обнаружение природы тепловых явлений. Он нашел, что «теплота тел состоит во внутреннем их движении» и возникает в следствие трения движущихся частиц. Другим значительным достижением Ломоносова была формулировка гипотезы о сохранении материи и движения, получившей статус теории с открытием закона сохранения и превращения энергии.

В поиске путей совершенствования методов познания, высоко оценивая значение эмпирического познания, Ломоносов отдавал себе также отчет о важности методов рационального познания.

Для социально-философских и этических представлений Ломоносова характерна озабоченность судьбами своей страны, своего народа, отечественной науки. Известна любовь Ломоносова к своему отечеству и народу. Ломоносов никогда не давал повода усомниться в его патриотизме. В качестве одних из важнейших нравственных принципов организации своей научной деятельности Ломоносов видел бескорыстное служение народу, беспристрастный и упорный поиск истин науки.

Мировоззрение и философские взгляды М.В. Ломоносова сформировались, прежде всего, на основе научных трудов его предшественников и современников, представителей механистического материализма 17-18 веков: Г. Галилея, Р. Декарта, Ф. Бэкона, И. Ньютона и других. В своих работах он неизменно опирался на их труды, хотя и относился к ним критически, подвергая утверждения этих ученых строгому научному анализу.

В основе всех работ М.В. Ломоносова в области физики, химии, и других отраслей естествознания лежат идеи атомизма. Его атомистическая концепция базируется на признании материального единства мира и всех его тел, от громадных планет до мельчайших частиц вещества - атомов. Единство мира ученый видел в его материальности, в непрерывном движении и ее субмикроскопических образований. Принцип материального единства Ломоносов распространял не только на неорганические вещества, но и на мир растений и животных.

М.В. Ломоносов внес существенный вклад в разработку теории познания - важнейшей области философии, рассматривающей отношение знания к реальным объектам и явлениям в природе. Ученый решительно выступал как поборник материалистического направления в теории познания. Материальный мир, природу он считал познаваемыми во всех их проявлениях. Он был глубоко убежден в полной познаваемости природы и всех ее явлений, происходящих в ней. Процесс познания рассматривал как «выпытывание правды» у самой природы. В этом состояло существо его научного метода. Первостепенное значение придавал опыту. В опыте он видел самое надежное средство познания природы.

Ломоносов в своем творчестве стремился преодолеть границы метафизического мировоззрения. В его трудах нередко встречаются элементы диалектики - первые гениальные догадки о процессах развития материи. Процесс непрерывного развития материального мира русский ученый прослеживал во всей природе её мельчайших образований до космических объектов. Мельчайшие частицы материи, элементы или атомы, образуют более сложные формы -- корпускулы, которые в свою очередь сочетаясь в разных комбинациях и количествах, дают все многообразие видимых тел, существующих в природе. Ломоносов в своем научном творчестве предвосхитил разработанную много лет спустя диалектическую теорию развития материалистического мира.

Признавая всеобщность движения, Ломоносов объяснил и его причину. В его время была распространена идея, что движение первоначально было сообщено миру божественным толчком. Ломоносов решительно отверг эту точку зрения. В своей работе «О тяжести тел и об извечности первичного движения» он выдвигает и доказывает принципиальное положение о том, что «первичное движение не может иметь начала, но должно существовать извечно».

В работе «О слоях земных» (1763) Ломоносов выдвинул догадку об эволюции растительного и животного мира и указал на необходимость изучения причин изменения природы. Ломоносов считал, что торф, почва, каменный уголь, нефть, янтарь возникают из ныне не существующих живых существ, а это значит, что живая природа меняется. Это эволюционное заключение было революционным для российской науки.

Идею о вечности материи и движения Ломоносов окончательно утвердил открытием закона сохранения вещества и количества движения.

Из всеобщей связи материальных тел и явлений природы Ломоносов выделяет, как особо важные, причинные связи, существующие независимо от человека в самих вещах. Эти связи имеются везде, где происходят какие- либо изменения, т.к. последние всегда причинно обусловлены. Значит, все причинно обусловлено. Связи вещей и явлений не существуют в неизменном мире. Они находятся в вечном и непрерывном развитии, как и сами вещи и явления.

В мировоззрении Ломоносова сочетаются естественнонаучный материализм и деизм. Рациональное обоснование атомистических представлений, по мнению Ломоносова, не противоречит религиозной вере, ибо «метод философствования, опирающийся на атомы», не отвергает Бога-творца, «всемогущего двигателя». Нет никаких других начал, «которые могли бы яснее и полнее объяснить сущность материи и всеобщего движения». Отводя в познании большое место опыту, Ломоносов в то же время полагал, что лишь соединение эмпирических методов с теоретическими обобщениями может привести к истине.

Признавая огромное значение мышления в познании мира, Ломоносов внимательно изучал его свойства. Для выражения и оформления мыслей большое значение имеет язык, т.к. мысли человека облекаются в словесную оболочку. Ученый был твердо уверен в том, что мышление человека, как и все в мире, способно на безграничное развитие и совершенствование. Это происходит через общение людей друг с другом по мере накопления опыта и расширения кругозора человека. Язык, будучи оболочкой мысли и средством общения людей между собой, несомненно, играет большую роль в развитии человеческого мышления.

Ломоносов также занимался и проблемами логики - науки о законах и формах правильного мышления. В основе его взглядов на логику лежит материалистическая философия и теория познания. Человеческое мышление, по Ломоносову, отражает материальный мир, поэтому и все формы мысли - понятия, суждения, умозаключения - своим содержанием имеют объективную действительность, ею они порождаются и определяются.

Большое значение Ломоносов отводил приемам доказательства. Он считал, что все выдвигаемые учеными предположения должны быть аргументированы и доказаны. Там, где наглядность уступает место рассуждению, легко может возникнуть отступление от истины. Поэтому и нужна проверка истинности суждений. Важнейшим средством такой проверки является доказательство. Сила его доказательства, по Ломоносову, заключается в самих явлениях природы.

Большое значение Ломоносов придавал выводам индуктивным. Индукцию он определял как умозаключение, где «прежде предполагается о видах какого рода или о частях целого подробну особливо, а потом целое или род представляется». Ученый понимал индукцию гораздо шире, чем его современники. Не только как вывод от вида к роду, но и от частей к целому. При этом считал, что наиболее ясные представления о предмете складывается тогда, когда исследователь познает части целого, а затем делает выводы о природе целого.

Сам Ломоносов широко использовал индукцию в своих научных исследованиях, использует два метода: различие и сходство. Он считал, что природу нужно познавать, подходя к ней с разных сторон и применяя для этого разные методы. Поэтому он не только требовал связи индуктивных приемов - метода сходства и метода различия, но и выдвигал единые совместные действия дедукции и индукции. Ломоносов считал, что каждый из этих двух видов, ни в коем случае не могут заменить один другого, а должны дополнять друг друга.

2. Московский университет.

В 1755 году по инициативе и проекту Ломоносова (при поддержке влиятельного при дворе и просвещенного вельможи И.И. Шувалова) был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян.

Московский университет всегда выделялся своими демократическими традициями. В университет могли поступать выходцы из различных сословий, за исключением крепостных крестьян. М.В. Ломоносов указал на пример западноевропейских университетов, где было покончено с принципом сословности: «В университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей он сын, в том нет нужды». Наиболее способных студентов для продолжения образования посылали в зарубежные университеты, укрепляя контакты и связи с мировой наукой.

Ломоносов предложил учредить три факультета: философский, юридический и медицинский. Науки в 18 веке дифференцировались еще довольно слабо, поэтому на философском факультете предполагалось изучение философии, математики, механики, физики, географии, филологии и истории. Философия преподавалась всем студентам университета, поскольку трёхгодичное обучение на философском факультете являлось необходимым условием продолжения образования на медицинском и юридическом факультетах. Философию считали матерью всех наук: она включала в себя гуманитарные и ряд естественнонаучных дисциплин, которые позднее развились в самостоятельные области знания, получая свою «прописку» на отдельных факультетах Московского университета. А программа медицинского факультета включала анатомию, химию и биологию.

«Мое единственное желание состоит в том, чтобы привести в вожделенное течение гимназию и университет, откуда могут произойти многочисленные Ломоносовы» - мечтал М. В. Ломоносов.

3. Философские познания М.В. Ломоносова.

От Ломоносова идет традиция русского научно-философского реализма. Ломоносов положил в основу объяснения явлений природы изменение материи, состоящей из мельчайших частиц – «элементов» (атомов), объединенных в «корпускулы» (молекулы). Корпускулы – это физические частицы, которые в свою очередь также являются телами, а поэтому состоят из определенного количества материи. Они разнородны, различаются массою и фигурою или тем и другим одновременно. Корпускулы находятся в движении и подчиняются механическим законам. Путем многочисленных экспериментов и рассуждений Ломоносов пришел к выводу, что все химические и физические явления производны от движения корпускул, которые обладают протяженностью, силой инерции и фигурой. Сами корпускулы по степени сложности подразделяются на несколько видов. Есть корпускулы, которые можно охарактеризовать, как простейшую структуру, в этом она равна понятию «элемент». Среди них могут быть первичные, состоящие из элементов, и производные, полученные путем сложения из меньших корпускул. Фактически введение градации корпускул отвечало делению частиц на молекулы и атомы. Получалась вполне стройная система природы, в которой все было закономерно. Природа оказывалась единым взаимосвязанным целым, в котором все было детерминировано движущейся материей. Логически отсюда вытекал принцип сохранения материи и движения, который Ломоносов сформулировал в письме к Л. Эйлеру (1748).

Свойствами материи, по Ломоносову, являются: протяженность, сила инерции, форма, непроницаемость и механическое движение. Он считал, что «первичное движение» существует вечно («О тяжести тел и об извечности первичного движения», 1748). Рациональное обоснование атомистических положений, по его мнению, не противоречит религиозной вере, ибо «метод философствования, опирающийся на атомы» не отвергает «Бога-творца», «всемогущего двигателя». Нет никаких других начал, «которые могли бы яснее и полнее объяснить сущность материи и всеобщего движения». Отводя в познании большое место опыту, Ломоносов в то же время полагал, что лишь соединение эмпирических методов с теоретическими обобщениями может привести к истине.

М.В. Ломоносов был основоположником новой для своего времени науки – физической химии; он первый установил, что планета Венера окружена атмосферой, ввел в химию способ количественного анализа в качестве метода исследования.

В трудах и образовательных проектах Ломоносова представлена светская, нерелигиозная трактовка философии, отличающейся от религии своей предметной областью и методологией: «Правда и вера суть две сестры родные… никогда между собою в распрю прийти не могут» Однако «вольное философствование» проникнуто скептицизмом, тогда как «христианская вера стоит непреложно». В «республике науки» властвует критическая мысль, несовместимая с догматизмом. Здесь позволено каждому «учить по своему мнению». Утверждая величие Платона, Аристотеля и Сократа, Ломоносов одновременно признает право «прочих философов в правде спорить», подчеркивая авторитет ученых и философов Нового времени в лице Декарта, Лейбница и Локка.

Улучшить жизнь общества, по Ломоносову, можно лишь посредством просвещения, совершенствования нравов и установившихся общественных форм, для России – самодержавия.

Именно благодаря самодержавию, считал он, Россия «усилилась… умножилась, укрепилась, прославилась». Историю Ломоносов понимал как процесс органический, где всякая предшествующая фаза связана с последующей. История – не «вымышленное повествование», а достоверное, основанное на конкретных источниках изучение опыта «праотцев наших», включающее исследование летописей, историко-географические сведения, статистику, демографию и т.п.

Исторические и философские понятия отражают, по Ломоносову, изменения, происходящие в мире, отсюда необходим их периодический пересмотр. История познания, таким образом, в определенном смысле и есть история образования понятий. Они сложились первоначально в мифологии, затем в религии, в философии и науке. Так, древняя религия зороастризма приписывает понятиям «некоторую потаенную силу, от звезд происходящую и действующую в земных существах». Средневековый спор между номиналистами («именниками») и реалистами («вещественниками») учит, утверждал Ломоносов, что формировать понятия нужно не просто путем познания отдельных имен, названия вещей и их качеств, но путем «собирания» имен, происходящих как от «подлинных вещей и действий», так и от «идей, их изображающих». Сложность здесь «не состоит в разности языка, но в разности времен», т.е. успешность и точность употребления понятий определяется общим уровнем культуры, науки и философии.

В «Российской грамматике» (1755) Ломоносов доказывал, что русский язык, сочетающий «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка», не менее других языков приспособлен к тому, чтобы отражать «тончайшие философские воображения и рассуждения».

«Если бы я хотел читать, не зная букв - бессмысленное дело. Если бы я хотел рассуждать о естественных вещах, не имея представления о началах их, это было бы столь же бессмысленно».

Михайло Ломоносов

Философия языка Ломоносова тесно связана с его теорией познания. Понятия или идеи, считал он, суть простые и сложные. Так, понятие «ночь» – простое. Но, например, представление о том, что люди ночью «после трудов покоятся», – сложное, так как включает идеи ночи, людей, труда и покоя. Идеи, далее, подразделяются на «первичные, вторичные и третичные». Искусство оперировать понятиями состоит в том, что можно миновать отдельные ступени (например, «вторичную») и перейти прямо к «третичной». Таким образом, можно миновать «материальные свойства» и перейти на более высокий уровень абстрагирования. Суть познания и состоит в том, чтобы учитывать разнокачественность идей, не перескакивая «без разбору» от одного понятия к другому. В этом также заключается механизм соотнесения опыта и гипотез.

Научное познание, по Ломоносову, есть некоторый идеал деятельности, полезной и возвышающей человека. Рационалистический оптимизм русского мыслителя с особой силой выражен в работе «О пользе химии» (1751). Своеобразный гимн науке и «художеству» (тоже разновидность познания) перерастает у него в гимн торговле, мореплаванию, металлургии и т. п.

В своих философских воззрениях Ломоносов стоял на позиции примирения научного и религиозного объяснения мира. «У многих глубоко укоренилось убеждение, что метод философствования, опирающийся на атомы, либо не может объяснить происхождение вещей, либо, поскольку может, отвергает Бога-творца. И в том, и в другом они, конечно, глубоко ошибаются, ибо нет никаких природных начал, которые могли бы яснее и полнее объяснить сущность материи и всеобщего движения, и никаких, которые с большей настоятельностью требовали бы существования всемогущего двигателя».

М.В. Ломоносов, как и И. Ньютон, провел четкую методологическую грань в подходе к объяснению конкретно-научных проблем. С точки зрения Ломоносова, нельзя решать конкретно-научные проблемы, скажем, в математике, механике, химии и т.п., все время ссылаясь на религиозные принципы. Воззрениям Ломоносова, как многих мыслителей его времени, был присущ деизм, согласно которому Бог - главный «архитектор» мироздания. «Нерассудителен математик, ежели он хочет Божескую волю вымерять циркулем. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтыре научиться можно астрономии или химии».

Влияние Ломоносова на развитие научного и философского знания в России общепризнано – от Пушкина, назвавшего его «первым русским университетом», и Белинского, сравнивавшего его с Петром Великим, до академиков В.И. Вернадского и С.И. Вавилова.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Таким образом, в русской философии работы Ломоносова явственно обозначили новое направление. Ломоносов был деистом, отодвигавшим акт сотворения вглубь времен, отказывался видеть какие-либо воздействия Творца на природу в ее нынешнем состоянии. Это открывало широкие возможности для его исследовательского поиска и открытий. Основными сочинениями являются: «Опыт истории о нечувствительных частицах тел и вообще о причинах частных качеств» (1743-1744), «Размышления о причинах теплоты и холода» (1749), «Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии» (1755).

Несмотря на то, что со времени, когда жил и работал великий русский учёный, прошло более двух столетий, его имя живёт в памяти народов нашей страны и за рубежом.

Его жизни и деятельности посвящено много книг и статей; его образ запечатлён в произведениях живописи, графики, скульптуры; его имя носят в нашей стране города и села, улицы и площади, учебные заведения и школы. Имя Ломоносова присвоено открытому Российскими учёными подводному горному хребту в бассейне Северного Ледовитого океана; одному из кратеров на обратной стороне Луны; экваториальному течению в Атлантическом океане.

Список использованных источников.

1. Банников Н.В. Три века русской поэзии.- М.: Просвещение, 1986.

2. Барулина Е.Н. Великий философ-материалист. - М.: Издательство МГУ, 1961.

3. Белявский М.Т. Ломоносов и основание московского университета. - М.: Издательство МГУ, 1955.

4. Белявский М.Т. Ломоносов - наш первый университет. - М.: Издательство МГУ, 1961.

5. Вавилов С.И. Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1961. - М.: Издательство Академии наук СССР, 1961.

 

Просмотров работы: 6267