ТРАДИЦИИ И ВОИНСКИЕ РИТУАЛЫ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТРАДИЦИИ И ВОИНСКИЕ РИТУАЛЫ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Чусанков С.С. 1, Наумлюк А.Г. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение.

Традиции и воинские ритуалы формировались веками и весьма многообразны. Они проводились в повседневной жизни войск, в быту, в процессе обучения и воспитания воинов.

Традиции сопровождают человека всю жизнь. Каждому обществу присущи свои традиции. Многие наши нынешние традиции представляют собой совокупность устойчивых идеалов, обычаев, норм и правил поведения, в которых запечатлен богатейший опыт борьбы и созидания. Традиции - это духовный кодекс, передающийся из поколения в поколение, оберегаемый и поддерживаемый неукоснительным соблюдением требований, изложенных в нем. Другими словами, традиция - это разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и повторяемостью из поколения в поколение. Традиции в нашей стране - это краткая летопись всех народов России. Это сплав духовной культуры с трудовым и боевым опытом. В качестве традиций выступают правила и нормы поведения, взгляды, обычаи и общественные установки. Все традиции буквально дышат историей. На протяжении веков одни из них крепли и развивались - другие постепенно теряли свое значение и отмирали.

Воинские традиции являются частью национально-государственных традиций. Под ними понимаются устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы общественных отношений в армии и на флоте в виде порядка, правил и норм поведения военнослужащих, их духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением учебно-боевых задач, организацией военной службы и воинского быта.

Воинские традиции подразделяются: по степени общности - на общие (характерные для всех военнослужащих) и частные (характерные для Вооруженных сил РФ, военных округов, соединений, воинских частей); по степени устойчивости - на устоявшиеся, отмирающие, возрождающиеся; по степени общественной значимости - на прогрессивные и реакционные; по сферам воинской деятельности - на боевые традиции, традиции процесса обучения и воспитания, традиции воинского быта. Воинские традиции зарождались во времена образования княжеских дружин. Военное обучение тогда еще не носило систематического характера, но современные историки отмечают уже в то время существование таких традиций, как любовь к родной земле, верность клятве Родине, ратному долгу, массовый героизм в сражениях. Неписаным правилом для русских воинов было стоять насмерть за отца и брата, за мать и жену, за своих родителей, за родную землю. Свою верность воинскому долгу они скрепляли устной присягой, клятвой на оружии и перед богом. В военных походах и сражениях среди русских воинов воспитывались такие качества, как взаимовыручка, товарищество, смелость, героизм, презрение к смерти во имя спасения Отечества. Постепенно эти качества стали основой патриотизма как важнейшего явления в социально-политической и духовной жизни россиян.

Многое для укрепления в армии духа патриотизма и героизма сделали наши известные военачальники П. Румянцев, А. Суворов, М. Кутузов, П. Нахимов, М. Драгомиров, С. Макаров, М. Скобелев, А. Брусилов, Г. Жуков и другие. Исповедуя преимущества морального фактора перед материальным, высокий моральный дух солдат и матросов, они вырабатывали и вводили в систему обучения войск новые подходы, в основе которых были заложены требования воспитывать в воинах преданность Отечеству, дисциплинированность, умение переносить трудности военной службы.

Смелость, героизм в бою как основополагающие черты нашего патриотизма - удел большинства наших соотечественников. Это подтверждают и многочисленные примеры. В Отечественной войне 1812 года в бою у Салтановки русские войска дрогнули под напором французских драгун. Тогда генерал Н.Раевский лично повел пехоту в атаку. С ним шли его сыновья, ставшие в последующем полковниками русской армии. Старший сын нес знамя Смоленского полка, младший шел с отцом. Пример генерала Н.Раевского вдохновил россиян: в штыковой атаке противник был отброшен.

Навсегда в народной памяти останется легендарная эпопея Цусимского сражения, обороны Порт-Артура, боя и гибель крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». Благодарная Россия высоко оценила доблесть и мужество героев русско-японской войны: 28 частей были награждены Георгиевскими знаменами и Георгиевскими трубами «За отличие 1904-1905 гг.», 75 воинских формирований были отмечены особыми отличительными знаками; 610 отличившимся в боях воинам было вручено золотое Георгиевское оружие. Примеры героизма и отваги проявляли русские офицеры и солдаты на фронтах Первой мировой войны. Имена героев этой войны - одно из белых пятен нашей истории. Тем не менее, многие имена героев войны дошли до нас и хорошо нам известны. Это штабс-капитан П. Нестеров - автор знаменитой «мертвой петли»». Он погиб в неравном бою, применив воздушный таран. Величайшей проверкой на патриотизм, на мужество и героизм нашего народа явилась Великая Отечественная война. Как образец патриотизма и героизма наших бойцов и командиров в первые дни войны вошла в историю стойкость защитников Брестской крепости, Перемышля, Могилева, военно-морской базы Лиепая, Таллина, Моонзундских островов. А дальше были не менее героические сражения за Одессу, Киев, Севастополь, Москву, Сталинград и Ленинград. Вспоминая тяжелые дни Московской битвы, Г.К. Жуков отмечал, что «не грязь и не морозы остановили гитлеровские войска после их прорыва к Вязме и выхода на подступы к столице. Не погода, а люди, советские люди! Это были особые незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Родину и величайший патриотизм поднимали людей на подвиг».

1. Сущность и содержание.

Военные традиции и ритуалы всегда играли и играют важную роль в становлении и развитии Вооруженных Сил России. Они в значительной степени служили важной предпосылкой блестящих побед в сражениях Русской армии и флота, во многом определяли облик Российской армии и ее личного состава.

Термин «традиция» (от лат. traditio - передача) характеризует устойчивый, передающийся из поколения в поколение социальный опыт в виде привычек, норм поведения, обычаев, идей, сохраняющийся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени. Традиции как устойчивые явления общественной жизни распространяются на все ее сферы. В военной области функционируют воинские традиции, под которыми понимаются исторически сложившиеся в армии и на флоте, передающиеся из поколения в поколение идеи, правила, обычаи, нормы поведения, связанные с выполнением боевых задач, воинской службой, с обучением личного состава, с бытом военнослужащих. Они выступают важным средством воспитания и обучения военнослужащих.

Закреплению и распространению воинских традиций служат воинские ритуалы - исторически сложившиеся формы поведения военнослужащих при совершении воинских обрядов, торжественных и траурных церемоний. Обряды и церемонии являются составными компонентами системы ритуалов. Основным признаком, характерным для воинских ритуалов, являются эмоциональное воздействие, торжественная приподнятость, красота и величественность. Воинский ритуал - это своеобразное зрелище, массовое театрализованное представление, создающее необходимое настроение, эмоционально-психологическое воздействие на людей. С помощью воинских традиций и ритуалов осуществляется связь между прошлым и настоящим, старшее поколение передает молодому свой практический опыт, взгляды и представления, нормы поведения, свои чувства.

Воинские традиции и ритуалы охватывают три основные сферы воинской деятельности: боевые традиции; традиции обучения и воспитания; традиции воинского быта (см. схему).

Воинский труд, разнообразный по своему содержанию, проявляется преждевсего в боевой деятельности. В этой сфере осуществляются и боевыетрадиции. В них раскрывается сущность Вооруженных Сил России какорудия защиты своего Отечества. Соответственно боевым традициям ввозвышенной, эмоциональной форме проводятся ритуалы принятия военнойприсяги, вручения боевых знамен и государственных наград, торжественногочествования героев, торжественно-траурных захоронений павших воинов.Благодаря всему этому материализуются традиции беспредельной любви ксвоей Родине, братской взаимопомощи и выручки в бою, выполнениявоинского долга.

Высокий уровень подготовки воинов к боевым действиям достигается в ходе боевой учебы еще в мирное время. Важное место в этой сфере учебно-боевой деятельности занимают традиции обучения и воспитания личного состава.

Ритуалы повседневной учебно-боевой службы, закрепленные в уставах, наставлениях, инструкциях, положениях, позволяют формировать у воинов высокие морально-боевые качества, необходимые для победы в современном бою. Заступление на боевое дежурство, развод и смена караулов, строевые смотры, парады, общие полковые вечерние поверки, учения и боевые стрельбы раскрывают взаимосвязь армейских будней, боевой учебы с условиями боевой обстановки, воспитывают необходимые качества бесстрашного защитника Отечества.

Значительное влияние на состояние и подготовку войск оказывают традиции воинского быта - уклад и организация повседневной жизни войск, которые связаны с удовлетворением насущных материальных и культурных потребностей воинов.

Важной особенностью Российской армии было развитие частных воинских традиций и ритуалов, связанных с родом оружия, местами их расположения, присущих отдельным частям. Среди них следует отметить традиции и ритуалы гвардейских частей, характерной особенностью которых являлись близость к императорскому двору, специфическое комплектование их личным составом, высокий уровень боеспособности подразделений, льготные условия прохождения службы личным составом и т.п.

Особое место в системе традиций и ритуалов в Российской армии принадлежит полковым традициям, способствующим проведению полковых праздников, поддержанию чести мундира полка, проводам убывающих из полка офицеров, встречам и приему молодого пополнения, уважительному отношению к героям-однополчанам, деятельности полковых офицерских собраний и многому другому.

Перечисленные воинские традиции и ритуалы, охватывающие основные сферы деятельности войск, - участие в боевых операциях, процессе обучения и воспитания, воинский быт - не изолированы друг от друга. Они тесно взаимосвязаны и переплетены. Умелая опора на их воспитательный потенциал позволит целенаправленно вести работу по формированию морально-боевых и нравственных качеств защитников Отечества.

Боевые традиции - это исторически сложившиеся в Армии и на Флоте и передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих, связанные с образцовым выполнением боевых задач, несением воинской службы (ВЭС). Они впитали в себя все лучшее из героического прошлого русской армии и флота. Важнейшими боевыми традициями являются: любовь к Родине, непримиримость к ее врагам, постоянная готовность к защите Отечества; верность военной присяге, Боевому знамени воинской части (Военно-морскому Флагу), воинскому долгу; массовый героизм в бою; крепкое войсковое товарищество; уважение к командиру и защита его в бою; постоянное стремление к совершенствованию воинского мастерства и укреплению воинской дисциплины; высокая бдительность и боевая готовность; чувство коллективизма и интернационализма.

Героическая история наших Вооруженных Сил полна ярких примеров беззаветной преданности наших воинов своей Родине, постоянной готовности к защите Отечества. Примером беззаветной верности воинскому долгу, отваги и массового героизма служат бессмертные подвиги защитников Брестской крепости, Одессы и Севастополя, Москвы, Ленинграда и Киева, Сталинграда, Новороссийска и других городов, принявших на себя удары немецко-фашистских полчищ в первые дни и месяцы Великой Отечественной войны. Подвиг Александра Матросова повторили около 300 советских воинов.

За боевые подвиги в Великой Отечественной войне более 11 тысяч воинов удостоены звания Героя Советского Союза, более 2 тысяч награждены орденом Славы трех степеней - в их числе сыны и дочери всех народов нашей Родины. 104 воина стали дважды Героями Советского Союза, летчики И.Н. Кожедуб и А.И. Покрышкин трижды удостоены этого высокого звания, а Г.К. Жуков - четырежды.

Верны традициям дружбы, войскового товарищества и нынешние воины Российской армии и флота. Об этом свидетельствует повседневная жизнь войск. В Афганистане в ходе боя тяжелое ранение получил командир саперного подразделения старший лейтенант Ю. Харитончик. На помощь ему бросился сержант В. Штрак. Истекая кровью, В. Штрак из своего автомата уничтожил огневую точку противника, затем перетащил командира в безопасное место. Но и оттуда он продолжал вести огонь по противнику. Автомат сержанта замолчал лишь тогда, когда он потерял сознание.

Многие солдаты и матросы за самоотверженное выполнение воинского долга в Чеченской Республике награждены боевыми наградами. Рядовой А.

Ведерников награжден орденом Мужества. При штурме дома печати в Грозном он уничтожил дудаевского снайпера. Вынес с поля боя двоих раненых товарищей и оказал им неотложную медицинскую помощь. Сам при этом был ранен. И это только некоторые примеры боевых подвигов наших воинов. Они подтверждают, что славные боевые традиции российского воинства и сегодня живы.

Воинский коллектив - объединенная группа людей, занятых несением военной службы, выполнением задач, вытекающих из функций Вооруженных сил Российской Федерации. Как правило, это различные по предназначению и численности воинские формирования. Их состав обычно определяется организационной структурой поиск. Воинские коллективы бывают первичные (воинские подразделения) и вторичные (воинские части, военно-учебные заведения). В первичньгх воинских коллективах происходит постоянное межличностное общение и взаимодействие. Коллектив обладает как официальной (формальной), так и социально-психологической (неформальной) структурой, складывающейся на основе личных симпатий и антипатий. Характер отношении между формальной и неформальной структурами существенно влияет на жизнь и деятельность воинского коллектива, на выполнение его членами своего воинского долга. Через первичный воинский коллектив воин входит в коллектив части, ощущает свою принадлежность к соответствующему соединению, объединению, роду войск и виду Вооруженных сил. Всем укладом армейской жизни воины подразделения поставлены в такие условия, когда на занятиях, в походах, на боевом дежурстве, в казарме и на отдыхе они действуют сообща, чувствуют локоть друг друга, пульс своего коллектива. Служебная деятельность и поведение военнослужащих, их взаимоотношения регулируются законами, воинскими уставами, инструкциями, наставлениями, приказами и распоряжениями начальников. Юноша, призванный в Вооруженные силы Российской Федерации, находясь в составе воинского коллектива (отделения, экипажа, взвода, роты, боевой части), обязан выполнять свой конституционный долг. Он должен быть верен Военной присяге, умело, мужественно, не щадя своей жизни защищать Родину. Во многом этому способствует воинский коллектив, где взаимоотношения строятся на высокой нравственности и взаимном уважении. Гласность, социальная справедливость, взаимное доверие, дружба между воинами различных национальностей, уважение их чувств, религий, традиций (обычаев) - вот норма его жизни и деятельности. Руководителем воинского коллектива является командир-единоначальник. Он отвечает за сплочение подразделений, воинское воспитание подчиненных, за создание в коллективе товарищеской обстановки и боевого настроения. Командир выступает перед воинами не только как воспитатель, но и как товарищ, член единого воинского коллектива, которому дороги его честь, успехи в учении и бою. Воинский коллектив обладает большими воспитательными возможностями, влияет во многом на поступки воинов, их поведение. Воспитательная роль коллектива определяется силой его воздействия, целенаправленностью практической деятельности, взаимной требовательностью, характером отношений между воинами, сложившимися традициями и т.д. Сила воинского коллектива - в его моральном воздействии, выраженном в форме общественного мнения. Оценка коллектива - сильный моральный стимул деловой и общественной активности воина, побуждающий к постоянному самосовершенствованию, равнению на передовых, развитию коллективизма. Каждый военнослужащий проникается чувством ответственности не только за свое дело, но и за работу всего воинского коллектива. Важное средство воспитания военнослужащих в коллективе - положительный пример.

Дух товарищества, красота человеческих взаимоотношений всегда способствовали победе.

2. История развития воинских традиций и ритуалов.

Воинские традиции и ритуалы Российских Вооруженных Сил находятся в постоянном развитии. Этому способствуют самые различные условия: исторические условия жизни; способ комплектования вооруженных сил; общественно-политический характер государства; уровень развития военного дела; национальные качества личного состава; характер войн, которые велись Российским государством.

История русского народа сопровождалась титанической борьбой за национальную независимость, в ходе которой активно складывались и развивались ратные, боевые традиции. Не меркнет в веках слава бранных подвигов князей Киевской Руси, русских князей Александра Невского и Дмитрия Донского, боярина Дмитрия Пожарского и земского старосты Козьмы Минина. Основу военной организации того времени составляли княжеские дружины. Торжественно и строго проходил ритуал смотра дружины перед выступлением в боевой поход. «Не пощадим жизни своей за землю русскую» - обращался князь к своей дружине. Именно так звучит важнейший из всех военных лозунгов нашего народа, когда он с оружием в руках защищает свою страну.

В ходе смотра проверялось оружие и снаряжение. Дружинники практиковались в выполнении военных сигналов, производстве различных перестроений, разучивали приемы использования оружия. Князья как самые искусные воины личным примером обучали и воспитывали своих ратников, что стало одной из важнейших традиций для командного состава последующих поколений. Церемония выступления в поход проходила под музыку, колокольные звоны, с благословения священника.

Воинское ремесло на Руси всегда было делом почетным и многотрудным. Воин должен быть храбр, быстр и решителен, вынослив в походах, искусен в ратном мастерстве. Именно здесь, в княжеских дружинах зародился обряд испытаний воина, оформившийся впоследствии в ритуал посвящения в воины. В ритуал посвящения входил и обряд клятвы на верность князю. В это время на первый план выступали такие качества воина, как его преданность князю, стойкость, неподкупность, готовность к подвигу. Формированию таких качеств способствовали весьма распространенные наказы родителей, односельчан, поучения великих людей, в которых давались советы, говорилось о нормах поведения воина. Так, в «Наставлении отца к сыну» говорилось: «Сын мой, когда на рать с князем едешь, то езди с храбрыми впереди, и роду своему честь добудешь и себе доброе имя. Что мешает лучше быть, чем перед князем умереть доведется.

Окружающая среда и военные походы формировали воинов-защитников родной земли. В условиях, когда еще не сложилось специальное военное законодательство, регламентирующее военную службу и поведение воина в бою, военные испытания рождали традиции патриотизма, стойкости, товарищества, взаимовыручки и победы в бою. Летопись и литературные источники подтверждают, что еще в Древней Руси начинают складываться традиции почитания стяга, хоругви как воинской святыни, с особой торжественностью проходили ритуалы чествования победителей, захоронения с воинскими почестями и религиозными обычаями погибших в боях ратников и князей.

Необходимо отметить, что религия, особенно после крещения Руси, освящала самопожертвование человека, примиряла его со смертью, давала надежду на получение небесного венца в случае гибели на поле брани. Такие убеждения способствовали осознанию воином веры -неотъемлемой составляющей воинского духа. Русские воинские традиции не раз приводили к победам в войнах, потому что были освящены именем Бога, что давало сильную поддержку сражающемуся. Был разработан ритуал принятия клятвы на верность царю. Каждый военный человек приводился к крестному целованию - приносил присягу государю «верно служить» и «во всем послушным и покорным быть и делать по его велению». Всякий нарушивший эту клятву признавался теперь не только клятвопреступником, но и вероотступником, так как, целуя крест, брал в свидетели своей верности и преданности царю Бога. Религиозность длительное время выступала важнейшей стороной нравственного облика русского воина и определяла духовное содержание воинских традиций.

Многие традиции и ритуалы возникли в эпоху Петра I, в период его реформ. «В службе честь» - вот основной завет Петра, вошедший в плоть и кровь каждого воина и положенный в основу многих воинских традиций и ритуалов. В торжественной обстановке, при развернутых знаменах проходил ритуал принятия военной присяги, оформился и получил законодательное закрепление ритуал развода почетного караула. В честь побед русского оружия начали проводиться в те годы триумфальные шествия войск; с боевыми знаменами, под оркестровую музыку совершались церемониальные прохождения полков.

Петру ( принадлежит заслуга создания русского военно-морского флота и формирования флотских традиций и ритуалов, которые начали складываться в ходе морских походов и сражений со шведами. Особое значение в этом имел Морской устав 1720 г., в котором обоснованно излагались славные традиции русских моряков: действовать в морских сражениях с максимальной самоотверженностью; кораблям категорически запрещалось спускать перед любым противником флаги, самовольно выходить из боя, а в случае невозможности защитить судно, вменялось сжигать его. Храбрость экипажа в морской баталии являлась незыблемым правилом поведения.

Важное место в оценке героизма, подвигов воинов на полях сражений в признании заслуг русского воинства имела традиция боевых награждений. При Петре I начали чеканить специальные медали, которыми награждались участники сражений в память о победах, одержанных над неприятелем. Таких медалей в то время было выбито около двадцати. К примеру, участники первой победы над шведами в море были награждены медалью с надписью «Небываемое бывает». В 1714 г. серебряными медалями были награждены солдаты пехотных полков и матросы за победу в морском бою у мыса Гангут, в котором русский галерный флот разгромил шведскую эскадру.

Ритуалы вручения наград воинам играли важную роль в их воспитании. Аналогичным по содержанию и значимости был ритуал награждения воинских частей за мужество и храбрость личного состава в боях памятными царскими реликвиями. Наиболее распространенными из них были стяги, штандарты, серебряные оркестровые трубы.

В Русской армии во все времена высоко ценилась традиция верности боевому знамени. В Древней Руси знамена назывались стягами и служили местом сбора войск. Во время сражения стягами подавались сигналы войскам. Защитить свой стяг в бою считалось доблестью, захватить вражеский - геройством. С начала XVI века слово «стяг» постепенно стало заменяться словом «знамя». Роль и значение знамен особенно высоко поднял Петр I. Они становятся подлинным символом воинской чести, доблести и славы. Была разработана единообразная форма знамени, его расцветка и рисунок. От воинов требовалось защищать знамя в бою, не щадя жизни. Утрата воинской святыни считалась величайшим позором и преступлением. Русская военная история знает немало подвигов, совершенных офицерами и солдатами, отстаивающими честь своих знамен.

Боевые знамена для воинов Российской армии всегда были символом духовного единения людей, символом чести и славы. С боевыми знаменами у них связывались любовь к Отечеству, национальная военная гордость. И в мирное время традиция верности воинскому знамени находит воплощение в практических делах, в успехах боевой подготовки, в безупречной дисциплине, высокой бдительности и организованности. Пост № 1 у знамени части, у флага корабля по праву доверяется лучшим из лучших воинов.

Одним из самых почетных поощрений для воина является фотографирование его у развернутого Боевого Знамени части.

Проходили годы, совершенствовались оружие и боевая техника, развивались тактика и стратегия, но неизменными на протяжении веков оставались героизм и стойкость в бою русских офицеров и солдат, их верность воинскому долгу и незапятнанная честь. Военная история российского Отечества - это богатейшая сокровищница ярчайших примеров мужества, стойкости, боевого мастерства и героизма русских воинов. Боевые подвиги проявлялись в индивидуальных и коллективных формах в наиболее сложных и опасных боевых ситуациях при защите Отечества под руководством замечательных полководцев петровской школы П.А. Румянцева, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова, М.И. Кутузова, П.И. Багратиона, А.П. Ермолова, М.И. Драгомирова, СО. Макарова и многих, многих других. Все они прекрасно понимали роль и значение боевых традиций и воинских ритуалов в деле зашиты Отечества, в обучении и воспитании войск и многое сделали для их развития и пропаганды.

Особое место в истории Отечества занимает период социалистического развития страны. Воины Красной армии и Флота продолжали следовать героическим традициям своих славных предков. С особой силой это проявилось в годы Великой Отечественной войны, которые стали новым этапом в развитии традиций массового героизма воинов. Такой любви к Родине, духовной стойкости, героизма и мужества, которые проявили воины армии и флота, защищая свою страну в годы Великой Отечественной войны, история еще не знала. Об этом свидетельствуют примеры беспредельной стойкости защитников Брестской крепости, Одессы и Севастополя, Москвы и Ленинграда, Сталинграда и Новороссийска, мужества и героизма воинов в сражении на Курской дуге, при освобождении Украины и Белоруссии, в битве за Берлин.

В тяжелейших условиях оборонительных боев наши воины проявили себя настоящими патриотами и на деле показали высокие морально-боевые и нравственные качества. «Стоять насмерть!», «Ни шагу назад!» - так были сформулированы требования к воинам в приказах народного комиссара обороны. Эти лозунги на разных фронтах трансформировались в конкретные задачи частей и соединений. Так, во время обороны Москвы по всей стране пронесся призыв: «Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва». В период Сталинградской битвы основным лозунгом был «За Волгой для нас земли нет». История хранит примеры верности воинскому долгу. Высшим проявлением стойкости воинов в боях стал подвиг 28 панфиловцев у подмосковного разъезда Дубосеково, 58-дневная оборона Дома Павлова в Сталинграде и множество других.

На волне массового героизма родилась гвардия, ставшая олицетворением мужественного служения 62 Родине. Первыми гвардейскими соединениями стали в боях под Ельней 100-, 127-, 153- и 161-я дивизии. Святое чувство патриотизма, любви к Родине, проявившееся в годы войны, стало источником многих морально-боевых качеств советских людей. Среди них: верность воинскому долгу и военной присяге, мужество и стойкость, героизм и воинское мастерство, инициатива и самопожертвование.

В этом году мы отметили 60-летие Великой Победы над фашистской Германией. Из многих парадов, состоявшихся в Москве, наш народ выделяет два легендарных. Один из них - парад советских войск на Красной площади 7 ноября 1941 года, когда фашистские полчища стояли у стен столицы и Гитлер на весь мир объявил, что он в этот день будет проводить парад своих войск на Красной площади. Не удалось. Прямо на фронт уходили советские войска с Красной площади. Ноябрьский парад 1941 г. стал предшественником парада Победы. Враг был разбит под Москвой, под Ленинградом и в Сталинграде. Знамя Победы водружено над рейхстагом. 24 июня 1945 г. в Москве состоялся исторический Парад Победы, в ходе которого фашистские знамена, захваченные в боях, были повержены к подножию Мавзолея как символ краха фашизма.

В послевоенные годы в войсках и на флотах установилась благородная традиция - молодые воины принимали присягу, давали клятву на верность Родине у памятников и в музеях боевой славы, в местах героических битв, в присутствии фронтовиков-ветеранов части, корабля, родных и близких, что создавало эффект принятия эстафеты выполнения воинского долга у старшего поколения.

С принятием на вооружение сложной боевой техники неизмеримо повышалась ответственность каждого воина за освоение своей специальности, четкую и слаженную работу расчета в целом. Во всех частях со сложной боевой техникой в целях более совершенного овладения ею широко использовались ритуалы посвящения в боевую специальность, передачи молодым воинам боевых постов, состязания на лучшего специалиста, лучшее отделение или расчет, закрепление за специалистами военной техники. Широким был арсенал награждений лучших специалистов, расчетов, отделений, взводов и других подразделений. За отличные показатели в боевой и политической подготовке военнослужащие награждались знаками отличия: «Отличник Советской Армии», «Отличник Военно-Морского Флота», в гвардейских частях - знаками «Гвардия», за служебную квалификацию и классность «Специалист 1 (2 и 3) класса», «Воин-спортсмен» и др. Лучшие расчеты, отделения, взводы награждались вымпелами, а части, корабли и соединения переходящими Почетными знаменами, правительственными наградами. Вручение орденов, памятных знамен, других правительственных наград производилось в торжественной обстановке, что воодушевляло воинов на новые подвиги в ратном труде.

В 1972 году был учрежден Вымпел министра обороны СССР, которым награждались части, корабли, соединения за мужество и воинскую доблесть, проявленные при выполнении заданий советского правительства и министра обороны.

Именно в эти годы в подразделениях и частях Ракетных войск стратегического назначения, Войск ПВО, на кораблях Военно-Морского Флота зародились некоторые новые традиции и ритуалы, связанные с несением боевого дежурства. Так, выработке у личного состава высокой ответственности за порученное дело способствовал разработанный ритуал заступления на боевое дежурство. На заранее определенном месте выстраивалась дежурная смена, на правом фланге находились Боевое Знамя части, оркестр. Поименно объявлялись расчеты, заступавшие на боевое дежурство, проверялось знание личным составом своих обязанностей, умение действовать по боевой тревоге. На флагштоке поднимался Вымпел дежурного подразделения. Звучала величественная мелодия гимна. Подразделение торжественным маршем уходило к месту несения боевого дежурства.

Этот ритуал, с некоторыми особенностями, широко используется в Российских Вооруженных Силах и в настоящее время. Кроме того, в некоторых воинских частях поднимают Вымпел в честь лучшей смены, лучшего боевого расчета (экипажа). Прочно вошел в практику отдельных частей и другой ритуал - торжественное вручение номерам дежурных смен и расчетов памятных лент «100 (200,300) суток боевого дежурства».

В Сухопутных войсках прочно закрепились такие традиции, как: смело вступать в бой с превосходящим по силе противником; беречь и защищать командира в бою; проявлять отвагу и смелость в бою; выполнять наиболее ответственные задачи, связанные с риском для жизни и т.д.

В Военно-Морском Флоте каждый матрос в своей флотской службе свято чтит свои традиции. Среди них такие, как: бороться за живучесть корабля до последней возможности; гибнувший корабль последним покидает командир; отдавать воинские почести при прохождении мест героических подвигов отечественных моряков; не спускать флаг корабля перед противником ни при каких обстоятельствах, предпочитая гибель сдаче в плен.

В Российских Вооруженных Силах идет определенный поиск возможностей для оживления старых традиций нравственного характера, связанных с православной религией.

Успехи армии как школы боевой и духовно-нравственной подготовки защитников Отечества во многом зависят от ее способности следовать лучшим традициям прошлого, внимать мудрым заповедям и советам лучших ее представителей. Эти традиции, заповеди и советы могут быть результативны лишь в том случае, если будет использоваться весь арсенал форм, методов средств духовно-нравственного воздействия на воинов.

3. Примеры воинских традиций и ритуалов.

Порядок приведения к военной присяге в российской армии. До октября 1917г. присяга принималась, как правило, в православном храме, перед лицом Божьим. В заключение каждый новобранец осенял себя крестным знамением, целовал евангелие и крест спасителя. После этого солдат всегда помнил о данной им клятве и ответственности за нее перед Богом. В соответствии с ныне действующим законодательством, к военной присяге приводятся граждане РФ, впервые поступившие на военную службу или не проходившие ее, но впервые призванные на военные сборы. Происходит это перед Государственным флагом РФ и Боевым знаменем воинской части. Время приведения к военной присяге объявляется в приказе командира воинской части. До этого с приводимыми к военной присяге проводится в подразделениях разъяснительная работа о значении военной присяги и требованиях законодательства по вопросам защиты Отечества. В назначенное время воинская часть при Боевом знамени и Государственном флаге Российской Федерации и с оркестром выстраивается в пешем строю в парадной, а в военное время в полевой форме одежды с оружием. Военнослужащие, приводящиеся к Военной присяге, находятся в первых шеренгах. Принимая присягу, каждый военнослужащий читает вслух перед строем подразделения ее текст: «Я, (фамилия, имя, отчество), торжественно присягаю на верность своему Отечеству - Российской Федерации. Клянусь свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Клянусь достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество». После этого подписью удостоверяет акт принятия Военной присяги. Нередко принятие воинами присяги проводится в исторических местах, местах боевой и трудовой славы, а также у братских могил воинов, павших в боях за свободу и независимость Отечества, что придает событию особую торжественность, эмоциональность.

Также, на протяжении всей отечественной истории парады являлись одним из главных воинских ритуалов. Они вызывали у воинов гордость за принадлежность к могуществу и славе русского оружия, причастность к героизму и мужеству, проявленным их предшественниками. История возникновения триумфального прохождения войск уходит в далекое прошлое. Так, еще в Древнем Риме проводились так называемые триумфы-торжественные смотры войск и их прохождение в честь одержанных побед. Подобные церемонии существовали и в Древнерусском государстве. К началу XX века установилась довольно стройная система подготовки и проведения парадов: они делились на церковные и строевые. Строевые условно подразделялись на три части: построение войск; встреча лица, принимающего парад; объезд частей, прохождение церемониальным маршем. Навсегда останется в народной памяти парад 7 ноября 1941 г. По Красной площади стройными рядами в полной боевой готовности прошли части 2-й Московской стрелковой дивизии, кавалерия, артиллерия, танки. Участники парада прямо с Красной площади направлялись на фронт на защиту родной столицы. Народ никогда не забудет и Парад Победы 24 июня 1945 г. На Красную площадь пришли воины-победители после разгрома фашизма, чтобы триумфальным шествием отметить Великую Победу.

Неразрывно с парадами связаны и салюты. Салютуют оружием - саблей, шашкой и карабином. Наиболее распространенной формой салюта в ознаменование особо выдающихся событий является салют выстрелами. Салюты вошли в нашу жизнь как неотъемлемая часть всенародных торжеств, знаменательных дат нашей истории. Первый в истории салют был дан 21 декабря 1709 г., когда русское войско во главе с Петром I вступило в Москву после Полтавской битвы. Особое значение они приобрели в годы Великой Отечественной войны. Первый салют в городе Москве был произведен 5 августа 1943 г. в честь освобождения советскими войсками городов Орел и Белгород. Всего в годы войны было произведено 354 торжественных артиллерийских салюта в честь советских войск. И сегодня, когда небо расцвечивается яркими цветами разрывов, воздух оглашается радостным «Ура!». Этот ритуал, как и многие другие, вызывает подъем, радость и восторг у всех, кто становится его свидетелем.

Хотелось бы напомнить не менее важный ритуал такой, как «Упоминание на вечерней поверке фамилий военнослужащих, навечно зачисленных в списки подразделений», порядок которого определён Уставом внутренней службы ВС РФ. В начале поверки должностное лицо, которое проводит ее, называет звания, фамилии военнослужащих, зачисленных за совершенные ими подвиги в списки роты навечно. При названии фамилий указанных военнослужащих заместитель командира первого взвода докладывает: «Такой-то (воинское звание и фамилия) пал смертью храбрых в бою за свободу и независимость Отечества». Зачисление павших в списки личного состава частей и соединений - акт высокой духовности, проявление особой чуткости к подвигу, самоотверженности, готовности нести через десятилетия и века память о героях, держать на них равнение.

Несение боевого дежурства является выполнением в мирное время боевой задачи. На площадке выстраиваются смены. Раздается мелодия Государственного гимна. Звучат слова боевого приказа, доклады начальников расчетов о готовности личного состава и техники к боевому дежурству. Как всенародный наказ и напутствие обращены к воинам слова командира: «Для защиты нашей Родины... сменам на боевое дежурство заступить!». Каждый понимает, что заступление на боевое дежурство - тот рубеж, за которым начинается служба, подчиненная особым законам, проникнутая высокой ответственностью за безопасность нашей Родины.

4. Память поколений - дни воинской славы России.

Победы русского оружия над врагами Отечества всегда широко отмечались российской общественностью. В дооктябрьский период Русской Православной Церковью были установлены так называемые викториальные дни, в которые совершались молебны и другие праздничные мероприятия. Это были особые дни, когда общество, чествуя армию и флот, воздавало дань воинскому подвигу, славе и доблести своих защитников, а служивые люди, поднимаясь над буднями, по-особому представляли смысл ратной службы, глубже ощущали свою сопричастность к славным деяниям наших предков.

Возрождая одну из лучших российских военных традиций, 13 марта 1995 г. был принят Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России» (№32-Ф3), в список которых вошли часть викториальных дней и наиболее выдающиеся события военной истории как дооктябрьского, так и советского периодов. В соответствии с данным законом установлены дни воинской славы России:

18 апреля - День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 г.).

21 сентября - День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 г.).

7 ноября - День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 г.);

10 июля - День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении (1709 г.).

9 августа - День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра I над шведами у мыса Гангут (1714 г.).

24декабря - День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (1790 г.).

8 сентября - День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812 г.).

1 декабря - День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 г.).

23 февраля - День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 г.) - День защитника Отечества.

5 декабря - День начала контрнаступления советских войск под Москвой (1941 г.).

2 февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 г.).

27января - День снятия блокады города Ленинграда (1944 г.).

9 мая - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (1945 г.).

Заключение.

Жизнь показывает, что воспитательные возможности воинского коллектива находятся в прямой зависимости от числа положительных традиций и ритуалов в нем. Нержавеющее и нестареющее оружие воинской доблести и славы. В них уроки прошлого, опыт настоящего и слава будущего. Они всегда зовут к подвигу, и потому они не подвластны времени. Они вечно живы в наших делах, в наших подвигах. Армия не будет таковой без соблюдения военных традиций и ритуалов. Каждый из них неповторим и очень важен для каждого солдата. Каждое мероприятие - это не обыденный строй, а праздник, который уважают и чтут военнослужащие. В данной статье были рассмотрены все виды воинских ритуалов, которые проводятся на данный момент. Они заряжали силой и энергией не одно поколение воинов, они призваны поднимать боевой дух солдат, настраивать их на нужную волну. В настоящее время воинские ритуалы воспитывают солдат, учат их этикету и проявлению уважения. Парня, который произносит присягу, переполняют чувства, потому что через несколько минут он станет военнослужащим. Знаменщик, который выносит боевое знамя, горд, так как ему выпала честь быть участником великого события. Абсолютно все ритуалы воинской части помогают военным осознать весь груз ответственности и радости от того, что они выбрали этот путь и отдают долг своей Родине.

Список использованной литературы.

  1. «Вопросы воинского воспитания», Сборник статей, Москва, Воениздат -1985 г.,-178 с.

  2. «О долге и чести воинской в Российской Армии», Собрание материалов, документов и статей, Воениздат, Москва - 1990 г.

  3. «Проблемы воинского воспитания», Воениздат, Москва-1979 г. - 273 с.

  4. Нравственные основы воинской дисциплины. М. 87 г.

  5. Серых В.Д. «Воинские ритуалы» М. 86 г.

Просмотров работы: 15619