ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВА (НА ПРИМЕРЕ ЦБ РФ) - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВА (НА ПРИМЕРЕ ЦБ РФ)

Кабиров Д.С., Новикова Л.В. 1
1ВлГУ, преподаватель
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Центральный Банк как особый государственный орган имеет ряд актов, регулирующих его деятельность. И.В. Целыковский говорит, что все источники правового регулирования возможно разделить на две группы, в первую группу входят НПА, регулирующие специальные положения конституционного-правового статуса ЦБ РФ, во вторую группу относятся НПА, непосредственно не определяющие его конституционно-правовой статус, но определяют, регулируют или конкретизируют функции Банка России, которые входят в его конституционно-правовой статус.

Особый конституционно-правовой статус ЦБ РФ устанавливается в ст. 75 Конституции РФ, там же определяется его исключительное право на осуществление денежной эмиссии и как основная функция – защита и обеспечение устойчивости рубля. Именно так определяется конституционно-правовой статус Банка России на официальном сайте вышеупомянутого банка, а именно через цели, задачи, функции и свойства.

Так же там говорится, что Банк России не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.1

По данному вопросу существуют различные точки зрения, часть ученых утверждает, что Банк России возможно предписать к органам государственной власти, так как он обладает полнотой признаков, присущих данным органам:

  1. наделен государственно-властными полномочиями, о чем говорит ст. 4 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации», где перечислены его функции;2

  2. образован в установленном государством порядке;

  3. уполномочен государством осуществлять его задачи и функции;

  4. действует в установленном законом порядке;

  5. является составной частью единой системы органов государственной власти, примером может служить взаимодействие ЦБ РФ с Правительством РФ при разработке и проведении единой государственной денежно-кредитной политики.

Однако большинство исследователей относят Банк России к органам государственной власти с особым статусом. Особый статус подразумевает, что такой орган не относится к законодательной, исполнительной или судебной властям. К таким органам относятся Банк России, Генеральная прокуратура РФ, Центральная избирательная комиссия РФ и Счетная палата РФ. Но статус их неодинаков, различия заключаются в том, что функции перечисленных органов устанавливаются Конституцией РФ, что говорит о их конституционном статусе. Важно упомянуть, что Центральная избирательная комиссия РФ не упоминается Конституцией, ее формирование определено рядом ФЗ.

А. Э. Казанцева приводит такие аргументы в пользу того, что Банк России следует считать государственным органом: во-первых, Банк России подотчетен Государственной Думе РФ. А Государственная Дума в свою очередь назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента РФ. Во-вторых, государственно-властный характер деятельности Банка России подтверждает точка зрения Конституционного Суда РФ, данное мнение выражено в определении: «Полномочия, обозначенные в статье 75 Конституции, по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения».3

Однако, это не единственные точки зрения статуса ЦБ РФ, А. О. Лозинский отмечает, что некоторые ученые делают попытку определить организационно-правовую форму банка на основе анализа гражданского законодательства: одни относят его к унитарным предприятиям, другие – к государственным корпорациям, а третьи – к государственным учреждениям (большинство ученых склоняются именно к последней точки зрения).4

И. В. Целыковский выделяет такую особенность, что единственным законодательным актом, относительно подробно регламентирующим деятельность Банка России, является ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации» и данный закон отличается нестабильность, Целыковский предлагает определить статус ЦБ РФ путем принятия Федерального конституционного закона «О центральном банке Российской Федерации».5

Из выше сказанного следует несколько выводов, а именно, Центральный Банк РФ имеет правовое достаточно большую правовую базу, НПА, которые входят в нее возможно разделение на группы, однако, законодательная база правового регулирования Центрального Банка РФ устарела и требует от законодателя приведение ее к более современной форме (хотя далеко не все исследователи и учены с этим согласны). Таким образом, если первый вопрос о правовом регулировании банка можно оставить на дальнейшее изучения учеными-исследователями, то вопрос о законодательной базе должен решать сам законодатель, а результат может также поставить точки в дискуссиях о статусе и правовом регулировании ЦБ РФ.

Список литературы:

  1. ФЗ от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. 30.12.2005), ст. 4, «О Центральном банке Российской Федерации», ГАРАНТ информационно-правовое обеспечение;

  2. http://www.cbr.ru // официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации, раздел Правовой статус и функции Банка России;

  3. Загривный В.А. Правовая природа и конституционно-правовой статус Центрального Банка Российской Федерации // Современное право, 2009, № 6, С. 28;

  4. Казанцева А.Э. Особенности реализации правового статуса Центрального Банка Российской Федерации // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире, С. 137-139;

  5. Лозинский А.О. О некоторых вопросах правового положения Центрального Банка Российской Федерации // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире, 2015, № 12-4, С. 145-147;

  6. Целыковский И.В. Источники регулирования конституционно-правового статуса Центрального Банка Российской Федерации // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление, 2013, № 10 (41), С. 44-55;

  7. Загривный В.А. Конституционная экономика и перспективы совершенствования правового статуса Банка России // Пробелы в российском законодательстве, 2009, № 4, С. 14-18.

1 http://www.cbr.ru // официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации, раздел Правовой статус и функции Банка России

2 ФЗ от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. 30.12.2005), ст. 4, «О Центральном банке Российской Федерации», ГАРАНТ информационно-правовое обеспечение

3 Казанцева А.Э. Особенности реализации правового статуса Центрального Банка Российской Федерации // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире, С. 138

4 Лозинский А.О. О некоторых вопросах правового положения Центрального Банка Российской Федерации // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире, 2015, № 12-4, С. 146

5 Целыковский И.В. Источники регулирования конституционно-правового статуса Центрального Банка Российской Федерации // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление, 2013, № 10 (41), С. 46

Просмотров работы: 288