КИНО КАК ДИАЛОГ КУЛЬТУР - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

КИНО КАК ДИАЛОГ КУЛЬТУР

Староверова Е.В. 1, Попкова О.В. 1
1Владимирский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Диалог культур – понятие, получившее широкое распространение в философской публицистике 20 в. Чаще всего оно понимается как взаимодействие, влияние, проникновение или отталкивание разных исторических или современных культур, как формы их конфессионального или политического сосуществования.

Вся история человечества - это диалог. Он является по своей действительности средством осуществления коммуникационных связей, условие взаимопонимания людей. Взаимодействие культур, их диалог - наиболее благоприятная основа для развития межэтнических, межнациональных отношений. И наоборот, когда в обществе есть межэтническое напряжение и тем более, межэтнические конфликты, то диалог между культурами затруднен, взаимодействие культур может носить ограниченный характер в поле межэтнической напряженности данных народов, носителей данных культур. “Диалог - это общение с культурой, реализация и воспроизводство ее достижений, это обнаружение и понимание ценностей других культур, способ присвоения последних, возможность снятия политической напряженности между государствами и этническими группами. Он - необходимое условие научного поиска истины и процесса творчества в искусстве. Диалог - это понимание своего “Я” и общение с другими. Он всеобщ и всеобщность диалога общепризнана”1. Взаимодействие культур и цивилизаций предполагает и какие-то общие культурные ценности. Диалог культур может выступать как примиряющий фактор, предупреждающий возникновение войн и конфликтов. Он может снимать напряженность, создавать обстановку доверия и взаимного уважения. Понятие диалога особенно актуально для современной культуры. Сам процесс взаимодействия и есть диалог, а формы взаимодействия представляют собой различные виды диалогических отношений. Идея диалога имеет своё развитие в глубоком прошлом. Древние тексты культуры Индии наполнены идеей единства культур и народов, макро- и микрокосмоса, раздумьями о том, что здоровье человека во многом зависит от качества его взаимоотношений с окружающей средой, от сознания силы красоты, понимания как отражение Вселенной в нашем бытии.2

В настоящее время диалог культур тесно связан с глобализацией. Государства Запада и Востока пытаются взаимодействовать между собой, и в скорое время создать единую культуру. Глобализация затронула почти все сферы, в том числе культуру и искусство. Одним из примеров служит кинематограф как буквально новый вид искусства.

Кинематограф является неотъемлемой частью жизни людей. Кинематограф был изобретен в конце XIX века и стал крайне популярным в XX веке. В XXI веке кино одним из важных видов искусства. Появилось много жанров, технологии и спецэффектов.

В идеале глобальность кинопроцесса означает, что фильмы производятся во всех или почти всех странах, а лучшие из них распространяются и потребляются в любой другой стране мира. Глобализация кинопроцесса означает его интернационализацию. Она заключает в себе огромные позитивные возможности для каждой национальной кинематографии и киноаудитории.3

Принято считать, что кино является зеркалом общества. В известном смысле так оно и есть, ибо в любом случае кинематограф создает и распространяет определенную идеологию, пусть даже сильно искаженную. Если предлагаемая зрителю картина мира создана в его собственной стране, воссоздает ее реалии, словом, национальна по своему характеру, кинематограф может выступать средством трансляции от поколения к поколению социального опыта данного общества, средством познания народом своей истории и культурной самобытности. Если же кинематографическая картина мира в основном импортируется, формирование средствами кино социокультурной идентичности индивида и народа в целом утрачивает национальные корни.

После самого изобретения фильмов, другие страны начинают заимствовать идеи, технологии и специфические черты. Примером может служить мультипликации Дисней и Аниме. Аниме берет начало с первых экспериментов японских кинорежиссёров с техниками мультипликации, изобретёнными на Западе. Например, Осаму Тэдзука заимствовал у Диснея и развил манеру использования больших глаз персонажей для передачи эмоций. Следующий пример – это голливудские фильмы. Голливудские фильмы стали вдохновением для многих стран. В Индии появился Болливуд, на юге страны находятся две другие крупные киноиндустрии: Толливуд (фильмы на языке телугу) и Колливуд (фильмы на тамильском языке). В России кинорежиссёры пытаются создать похожие фильмы с такими же спецэффектами и сюжетами как в голливудских фильмах. Так же некоторые страны берут главные идеи голливудских фильмов, и пытаются сделать пародии, но со своими особенности. Например, на фильм «Кошмар на улице вязов» в Индии и в Советском союзе были сделаны пародии. Эта специфическая черта кинематографа служит доказательством, что с помощью него происходит взаимодействие и заимствование стран, которое можно оценивать как «диалог культур».

Конечно наибольшей конкурентоспособностью на мировом рынке обладает американское кино. Соответственно и позитивные возможности глобализации кинопроцесса реализованы прежде всего им. Давно уже сложилась ситуация, когда фильмы, производимые в одной стране (США), распространяются и потребляются практически во всем мире.

Кинематограф стал тем искусством, где можно увидеть национальные и культурные особенности других стран. В основном Запад в кинематографе пытается представить восточную жизнь, их обычай и традиции. В современном мире мусульманские страны беспокоится о том, что Европа агрессивно настроена против мусульман. В восточных странах режиссеры снимают фильмы, где стараются стереть различие между Западом и Востоком. Например, на конкурсе X Казанского международного фестиваля мусульманского кино, режиссеры рассказали на пресс-конференции о диалоге культур в своих работах. «На фестивале поднимаются темы взаимодействия мусульманской и западной культур. Наш фильм посвящен как раз этому – снижению той пропасти между культурами Запада и Востока», — рассказал продюсер фильма «Калифорнийские мусульмане» (Франция, 2013) Абдеррахме Хеджоуже. «В Европе сегодня много фобий, связанных с мусульманами. Нам хотелось показать, как мусульмане чувствуют себя в Америке, в обществе, где много разных конфессий, и все культуры сосуществуют более спокойно, — рассказал он. — Мы, создатели кино, стараемся сблизить различных людей, показывая культуры этих народов. Это и есть решение будущих проблем, которые могут возникать при взаимодействии разных культур». 4

Со времени появления самого кинематографа вставал вопрос о качественной оценке фильмов и работы отдельных членов съёмочной группы. Один из объективных показателей успеха кинофильма — это кассовый сбор с проката. Для решения указанных проблем оценки кино в мире регулярно проводится множество кинофестивалей, разыгрывается множество кинопремий. Кинофестивали призваны продемонстрировать современные веяния в кинематографе, избрать лучшие фильмы года, оценить работу членов съёмочных групп. Кинопремии, в отличие от кинофестивалей, не сопровождаются публичными показами фильмов-номинантов, но их задачи те же. Конечно, никакой кинофестиваль не может претендовать на объективность оценок, оценки фильмов на кинофестивалях сугубо субъективны. Благодаря появлению кинофестивалей страны могут показать всему миру свое кино и свою культуру.

С недавних пор глобальность в сегодняшнем ее виде стала определяющим моментом и в кинематографической жизни России. Многие решения, определяющие многоканальный прокат фильмов и их освоение зрительскими аудиториями, принимаются, по сути, далеко за пределами страны.

Кинематограф занимает значительную часть современной культуры многих стран. Во многих странах киноиндустрия является значимой отраслью экономики. Производство кинофильмов сосредоточено на киностудиях. Фильмы демонстрируются в кинотеатрах, по телевидению, распространяются «на видео» в форме видеокассет и видеодисков, а с появлением скоростного интернета стало доступным скачивание кинофильмов в форме видеофайлов на специализированных сайтах. Также, кинематограф начинает стирать грани между Западом и Востоком, являясь способом сближения разных народов и культур.

Список использованной литературы:

  1. Сайко Э.В. О природе и пространстве “действия” диалога // Социокультурное пространство диалога. - М., 1999. -С.9

  2. Глобализм и функции кино в обществе. М.И. Жабский

  3. Экран и сцена. 2000. №41—42

  4. Кино: пути от фильма к зрителю / Под общ. ред. М.И. Жабского. М., 1999.

  5. Н.В. Кокшаров. Взаимодействия культур: Диалог культур (http://credonew.ru/content/view/352/55/)

  6. http://kazan-mfmk.com/archives/3980

1 Сайко Э.В. О природе и пространстве “действия” диалога // Социокультурное пространство диалога. - М., 1999. -С.9

2 Н.В. Кокшаров. Взаимодействия культур: Диалог культур

3 Глобализм и функции кино в обществе. М.И. Жабский

4 http://kazan-mfmk.com/archives/3980

Просмотров работы: 794