СРАВНИТЕЛЬНО – ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СРАВНИТЕЛЬНО – ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА

Хубуа Л.А. 1, Косован О.Л. 1
1Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Научная парадигма, сформировавшаяся на рубеже тысячелетий, определилановые задачи в исследовании языка, требует новых методик его описания,новых подходов при анализе его единиц, категорий, правил. В 1962 годаамериканским ученым Томасом Куном было введено понятие парадигма. Т.Кун рассматривает парадигму как научное сообщество, котороеруководствуется в своей исследовательской деятельности определеннойсовокупностью знаний и подходом к объекту исследования. Давайтерассмотрим определение парадигмы. Парадигма (от греч. «пример, модель,образец») — словоизменительная парадигма — в лингвистике списоксловоформ, принадлежащих одной лексеме и имеющих разныеграмматические значения.Либо парадигма (по Куну) - это определенный эталон, задающий стильмышления и исследования ученого, которая воспринимаете в процессеобучения.Обычно выделяют три научные парадигмы — сравнительно-историческая,системно-структурная и антропоцентрическая.Сравнительно-историческая парадигма является первой научной парадигмойв лингвистике, поскольку сравнительно-исторический метод был первымспециальным методом исследования языка. Весь XIX в. прошел под эгидойэтой парадигмы.При системно-структурной парадигме особое внимание было ориентированона вещь, предмет, имя, по этой причине в центре внимания находилось слово.Даже в третьем тысячелетии можно исследовать язык все еще в рамкахсистемно-структурной парадигмы, поскольку эта парадигма продолжаетсуществовать в лингвистике, а число ее последователей довольно велико. Врусле данной парадигмы по-прежнему строятся учебники и академическиеграмматики, пишутся различного рода справочные издания.Фундаментальные исследования, выполненные в рамках данной парадигмы,считается ценнейшим источником сведений не только для современныхисследователей, но и для будущих поколений лингвистов, работающих уже виных парадигмах.Антропоцентрическая парадигма - это переключение интересовисследователя с объектов познания на субъекта, т.е. анализируется человек вязыке и язык в человеке, так как, по словам И. А. Бо-дуэна де Куртэне, «языксуществует только в индивидуальных мозгах, только в душах, только впсихике индивидов или особей, составляющих данное языковое общество».Я хочу остановиться на сравнительно-исторической парадигме.Сравнительно-историческая парадигма имеет связь с господством сравнительно-исторического метода в исследовании языка. Наука занималась вопросами происхождения языков, реконструкцией праязыка, установлением соотношения между родственными языками и описанием их эволюции, а также создавались сравнительно-исторические грамматики и словари.Сравнительно-историческая – это первая научная парадигма в лингвистике.Распространение получила в 19в. Вводятся разграничения синхронического идиахронического подходов к изучению языка. В компаративном планерассматриваются эволюции двух или более обществ . Опора на принциписторизма и рассматривают язык в его возникновении и развитии, т.е.направленном, необратимом изменении во времени в соответствии свнутренними законами самого языка и условиями его функционирования.Установка на выявление разного рода сходств между родственными языками,сравнение языков с учетом фактора времени, т.е. исторически. Цельюсравнительно-исторической парадигмы было показать родственные связи,существующие между языками, отразив их происхождение и развитие.Основы сравнительно-исторического метода формировались висследовательской практике ученых, которые работали в разныхевропейских странах. Важнейшие установочные принципы сравнения языковна исторической основе были сформулированы и применены в практикелингвистического описания в трудах ученых:1814г. – Расмус Раск – «Исследование древнеисландского языка в сравнениис другими языками. Сопоставляет отдельные классы слов в исландском,гренландском, кельтском, баскском, финском, славянском, фракийских(латинском и древнегреческом)языках. Он описывает отдельные классы слов(термин родства, животные, цвета). А так же сопоставление данных классовлексических единиц и имеющихся в языках форм помогали выявить сходныезвуковые соответствия в разных языках.1816г – Франц Бопп – описание индоевропейских языков, изучаетглагольные окончания, родство греческого, санскрита, латинского,персидского и германских языков. Анализирует структуру корня в языке, откоторого появились все индоевропейские языки.1818г – Якоб Гримм «Немецкая грамматика». Исследования на материалегерманских языков. Так же выводит первый закон передвижения согласныхв индоевр. и герман. языках. p,t,k–f,th,h.1820г – А.Х. Востоков – «Рассуждения о славянских языках». Показываетсходства между славянским и русским языками.В 1861г – А. Шлейхер - «Компендий сравнительной грамматикииндоевропейских языков». Концепция о существовании индоевропейскогопраязыка. Этот язык-основа представляет собой гипотетически восстанавливаемую языковую модель, которая служит для того, чтобы выяснить, что сохраняется в каждом языке от древнейшего языковогосостояния. Из теории праязыка оформилась схема «родословного древа», всоответствии с которой считалось, что все языки индоевропейской семьипроизошли в результате последовательного распада индоевропейского языка.Из этого появилась генеалогическая классификация языков – группировкаязыков мира на основании определения родственных связей между ними.Общим методом сравнительно-исторической парадигмы являетсяреконструкция.Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод о то что ,сравнительно-исторический парадигма – это научная парадигма, с помощьюкоторой при помощи сравнения выявляется общее и особенное висторических явлениях, достигается познание различных историческихступеней развития одного и того же явления или двух разныхсосуществующих явлений; разновидность исторического метода.Сравнительно-историческая парадигма позволяет выявить и сопоставитьуровни в развитии изучаемого объекта, произошедшие изменения,определить тенденции развития.

1.Маслова В.А “Лингвокульторология”

2.Томас Кун “Структура научных революций”

3.Марина Владимировна Пимекова , Ольга Николаевна Кондратьева

“Концептуальные исследования .Введение.

Просмотров работы: 4166