Самосознание в психологической науке рассматривается как сложная психологическая структура, которая включает в себя особые компоненты. По мнению В.С. Мерлина, это, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного «я» как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно [4].
А.Г. Спиркин дает следующее определение: «самосознание - это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни» [8].
Исследование генезиса самосознания, по мнению И.С. Кона, концентрируются вокруг четырех проблем. Во-первых, переход младенца от реактивности к активности и связанное с этим формирование механизмов психической саморегуляции. Во-вторых, распознавание ребенком своего образа и овладение личными местоимениями. В-третьих, эволюция детских самооценок. И, в-четвертых, формирование сознательного «Я» и социальное самоопределения [3].
Спиридонова С.Б., анализируя подходы к определению самосознания в своей работе отмечает, что самосознание является венцом развития высших психических функций [7].
Рубинштейн описывает термин самосознания так: «Самосознание - не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития; при этом самосознание не имеет своей отдельной от личности линии развития, но включается как сторона в процесс ее реального развития …» [6]. Таким образом, большинство авторов рассматривают самосознание как средство саморегуляции субъекта деятельности на основе самопознания и эмоционально - ценностного отношения.
В.С. Мухина предложила теорию исторического и онтогенетического развития структурных звеньев самосознания, в систему которых включила:
- эмоционально-ценностное отношение человека к себе телесному, к своему имени, к индивидуальному психическому «Я»;
- притязание на признание;
- половую идентификацию;
- психологическое время личности (прошлое, настоящее, будущее);
- социально-нормативное пространство личности - её права и обязанности [5].
Половая идентификация - третье звено структуры самосознания. Она несет в себе ценностные ориентации человека на свой пол как социальную роль, как сексуальную потенцию и сексуальное поведение, а также включает психологическое признание своей идентичности со своим полом в физическом, социальном и психологическом плане [5].
Психологическое обретение пола происходит с раннего возраста до взрослости. Уже в детстве человек представляет себя среди других людей как будущий мужчина или как будущая женщина, как мальчик или как девочка. Первичное представление о собственной половой принадлежности формируется у ребенка уже в 1,5 года, причем именно это представление занимает место наиболее устойчивого и стержневого компонента самосознания. С возрастом гендерная идентичность развивается, происходит расширение ее объема и усложнение структуры. Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не может определить причины своего выбора. В 3-4 года он уже способен осознанно определять пол окружающих людей, но зачастую связывает его с внешними, случайными признаками; кроме того, половая принадлежность считается детьми данного возраста изменяемой характеристикой. Необратимость половой принадлежности осознается детьми примерно к 6-7 годам, что сопровождается усилением половой дифференциации поведения и установок [1].
Содержательные составляющие и психологического пола, и гендерной идентичности, как правило, раскрываются через категории «маскулинность» (мужественность) и «фемининность» (женственность).
Маскулинность – это то, что следует добавить к анатомии, чтобы получить мужскую гендерную роль.
Фемининность (феминность, женственность) – характеристики, связанные с женским полом, или характерные формы поведения, ожидаемые от женщины в данном обществе, или же социальное выражение позиции, внутренне присущие женщине по мнению общества [1].
Кроме маскулинности и фемининности, моделей психологического пола, в психологической литературе представлено и описание андрогинной модели гендерной идентичности, которая характеризует людей, успешно сочетающих в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские психологические качества [2].
Нам было интересно посмотреть, какие представления имеют современные дети о себе как о представителе определенного пола. Для этого мы в рамках студенческих исследований использовали адаптированный для младшего школьного возраста опросник «Исследование маскулинности-фемининности личности» (С. Бем), методику «Половозрастная индефикация» Н.Л. Белопольской, проективную методику «Рисунок человека» (гендерный аспект). В исследовании приняли участие 22 человека (10 девочек и 12 мальчиков 9-10 лет) – учащиеся начальных классов одной из школ г. Горно-Алтайск.
Результаты диагностики по методике Бэм показали, что у 82 % девочек сформированный психологический пол - фемининный, в то время как психологический пол определен как маскулинный только у 55 % мальчиков. Так же у 18 % девочек и у 18 % мальчиков прослеживается андрогинность. По результатам методики Белопольской выявлено, что 76 % учеников правильно индефицировали себя по полу и возрасту, 24 % учеников не смогли идентифицировать себя по полу и возрасту. Результаты, полученные по методике «Рисунок человека» (гендерный аспект), показывают, что, дети изобразили фигуру человека своего пола с соответствующими половыми признаками отчетливой выраженности, позитивно воспринимающиеся самим ребенком, не выявлено детей с нарушениями или затруднениями в сфере половой идентификации.
У детей в возрасте 9-10 лет продолжается процесс становления полового самосознания, половой поляризации. Поэтому важно проводить целенаправленную работу по формированию представлений у детей о себе как о мальчике или как о девочке, демонстрации мужского или женского поведения. В связи с этим нами были предложены рекомендации педагогу и родителям по формированию полового самосознания в младшем школьном возрасте.
Список литературы:
Булычев, И.И. Гендерная структура / И.И. Булычев // Теоретический журнал «CREDONEW». - №5. - 2008.- С. 12-21.
Бэм, С.Л. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов = The lenses of Gender. Transforming the debat on sexual inequality: пер. с англ. / Ин-т соц. и гендер. политики. - М.: РОССПЭН, 2011. – 314 с.
Кон, И.С. Открытие «Я» / И.С. Кон. – М.: Политиздат, 1978. – 367 с.
Мерлин, В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание / В.С. Мерлин. - Пермь, 1990. - 107 с.
Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2006. - 456 с.
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2009. - 713 с.
Спиридонова, С. Б. Проблема развития самосознания в детском возрасте [Электронный ресурс] // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2009. №10. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/problema-razvitiya-samosoznaniya-v-detskom-vozraste (дата обращения: 08.05.2016).
Спиркин А.Г. Сознание и самосознание / А.Г. Спиркин. - М.: Перспектива, 1997. - 218 с.
4