ОСОБЕННОСТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ ПОДРОСТКАМИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ ПОДРОСТКАМИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность данной темы обусловлена изменениями, которые происходят в нашем современном мире. Бешеный ритм жизни, подкидывает всё новые и новые жизненные ситуации, ставит задачи, которые человеку постоянно приходится решать и преодолевать. Всё это способствует возникновению у личности постоянных стрессов, которые если неправильно преодолевать, могут привести к неприятным, нежелательным последствиям.

Ещё большую актуальность теме придаёт то обстоятельство, что большое внимание будет уделяться подростковому возрасту, так как именно подростки подвергаются ежедневно сваливающимися на них трудными ситуациями и стрессами. Это один из периодов в развитии человека, которому свойственны беспокойство, противоречивость чувств, тревога, диспропорции в физическом и психическом развитии, агрессивность, снижение работоспособности, меланхолия.

Подростковый возраст есть критический возраст, если его рассматривать с точки зрения становления личности. На его протяжении должны формироваться достаточно сложные механизмы, которые знаменуют переход от внешней детерминации с жизни и деятельности к личностной саморегуляции и само детерминации. В свете вышесказанного, развитие у подростков высокого уровня жизнестойкости и стрессоустойчивости становится одной из важнейших задач психологов, педагогов и родителей. В силу возраста и недостаточной опытности, как например, у взрослого человека, трудности, с которыми сталкивается наше подрастающее поколение, если их неправильно преодолевать, могут вызвать серьёзные проблемы как психологического, так и физиологического здоровья ребёнка. Однако преодолевать трудные жизненные ситуации возможно благодаря таким жизненно важным ресурсам, как жизнестойкость и стрессоустойчивость.

Прежде всего, стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Поэтому важным фактором качественной жизнедеятельности является стрессоустойчивость.

Стрессоустойчивость человека – это умение преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, проявляя выдержку и такт. Стрессоустойчивость определяется совокупностью личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

Ежедневно мы сталкиваемся со сложностью и многообразием решаемых задач в условиях дефицита времени и избытка информации, из-за чего подвергаемся влиянию отрицательных эмоциональных состояний. Однако подростки больше других возрастных групп людей подвержены стрессам. Источниками подростковых стрессов становятся и физиологические изменения тела, и начавшиеся поиски индивидуальности, зачеты, экзамены и давление родителей, неуверенность в себе и т.п.

Подростковый возраст – самый сложный период в жизни человека. Этот возраст исследовали многие видные психологи. Впервые описал психологические особенности подросткового возраста С. Холл, который указал на противоречивость поведения подростка (например, интенсивное общение сменяется замкнутостью, уверенность в себе переходит в неуверенность и сомнения в себе). Он ввел в психологию представления о подростковом возрасте как кризисном периоде развития. Он исходил из представления о биологической обусловленности процессов развития в подростковом возрасте [3, с. 190].

Как указывает В.И. Слободчиков, основания для такого объяснения очевидны. Подростковый возраст характеризуется бурными изменениями в анатомии и физиологии подростка [4, с. 219].

Причины стресса в подростковом возрасте.

  1. Он интенсивно растет, увеличивается масса тела, интенсивно растет скелет. Многие начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими, появляются обеспокоенность внешним видом.

  2. Это время, когда все чувства обострены: если любишь, то со всей страстью; если ненавидишь, то со всей злостью; если дружишь – со всей душой.

  3. Самые сильные стрессы происходят, когда они сталкиваются с ситуацией опасности или насилия.

  4. Не менее значимыми для подростка являются сложные ситуации в школе, приводящие к стрессу. Это изменение характера учебной деятельности.

  5. Близко к сердцу воспринимают даже малейший конфликт в семье.

  6. Проблемы с друзьями являются самым настоящим несчастьем. Ссоры с друзьями могут стать причиной не только стресса, но и более серьёзных психических расстройств.

  7. Постоянно утомлённое состояние. Вы практически не спите, не едите или же наоборот активно «заедаете своё горе» и целыми днями пребываете в сонном состоянии.

Частые эмоциональные взрывы (не важно эмоции положительные или отрицательные) могут приводить к нервному истощению. А это приводит к:

  • снижению иммунитета и учащению простудных заболеваний;

  • начинаются проблемы со сном;

  • ухудшается память, страдает внимание, повышается рассеянность;

  • возникают проблемы с пищеварение и даже болезни желудочно-кишечного тракта;

  • могут начаться проблемы с аппетитом (от нежелания есть до чрезмерного потребления пищи);

  • могут начаться нервные расстройства, депрессия.

Если подросток успешно борется со стрессом, то со временем возникает своего рода иммунитет на внешние раздражители, и он начинает более спокойно реагировать на различные жизненные ситуации. Это бережет его нервы, нервы окружающих и позволяет спокойно решать проблемы, которых возникает в жизни не мало.

Целью нашей работы было изучение особенностей преодоления трудных жизненных ситуаций подростками с различным уровнем жизнестойкости и «стрессоустойчивости».

Для достижения поставленной цели мы воспользовались следующими методиками: 1) Индикатор копинг-стратегий (Д. Амирхан); 2) Список жизненных событий для подростков (Р.Д. Кодингтон, адаптированная Прихожан А.М.); 3) Опросник жизнестойкости (С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой). В исследовании приняли участие 30 подростков в возрасте 15-17 лет одной из школ с. Майма Республики Алтай.

Таким образом, в результате исследования было выявлено, что у подростков, принимавших участие в исследовании, высокий уровень жизнестойкости (23 человека - 72 %) (см. Рисунок 1), а также у большинства (26 человек - 87 %) нормальный уровень стресса (см. Таблица 1), необходимый для адаптации и продуктивной деятельности [2].

Жизнестойкость представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Это диспозиция, включающая в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Мадди подчеркивает важность выраженности всех трех компонентов для сохранения здоровья и оптимального уровня работоспособности и активности в стрессогенных условиях [1]. Компоненты жизнестойкости развиваются в детстве и отчасти в подростковом возрасте, хотя их можно развивать и позднее. Их развитие решающим образом зависит от отношений родителей с ребенком. В частности, для увеличения вовлеченности принципиально важно принятие и поддержка, любовь и одобрение со стороны родителей. Для развития компонента контроля важна поддержка инициативы ребенка, его стремления справляться с задачами все возрастающей сложности на грани своих возможностей. Для развития принятия риска важно богатство впечатлений, изменчивость и неоднородность среды.

Рисунок 1 – Результаты проведенного Опросника жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой

Таблица 1 – Результаты методики «Список жизненных событий для подростков» Р.Д. Кодингтон, адаптированная Прихожан А.М.

Очень высокий уровень стресса

Нормальный уровень стресса

Низкий уровень стресса

1 человек - 3 %

26 человек - 87 %

3 человека - 10 %

Однако, что касается вопроса о выборе стратегий поведения в жизненных ситуациях, то большинство испытуемых (90 %) показали очень низкий уровень стратегия избегания (см. Рисунок 2). Подростки не стараются избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем. Однако у 70 % подростков отмечен очень низкий уровень и стратегии разрешения проблем, и стратегии поиска социальной поддержки.

Рисунок 2 – Итоговая гистограмма по результатам методики Индикатор копинг-стратегий (Д. Амирхан)

Эти дети не спешат проявлять активность в разрешении жизненных ситуаций, использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы, а также не стремятся обращаться за помощью и поддержкой к окружающей его среде: семье, друзьям, значимым другим. Большинство детей понимают, что они попали в такую жизненную ситуацию, которая требует своего разрешения, но не совсем понимают как, каким способом с ней справиться.

Таким образом, современный подросток нуждается в помощи со стороны взрослого в поддержке поиска эффективного реагирования на жизненные ситуации, повышении уровня жизнестойкости, в преодолении проблем взаимодействия с социумом, с окружающими его взрослыми и сверстниками.

Список литературы:

  1. Наливайко, Т.В. К вопросу осмысления концепции жизнестойкости С. Мадди [Текст] / Т.В. Наливайко // Вестник интегративной психологии: журнал для психологов. – Ярославль, 2006. – № 4. – С. 211–216.

  2. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А.М. Прихожан. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 304 с.

  3. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие [Текст] / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2001. - 460 с.

  4. Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Учебное пособие [Текст] / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. – 384 с.

Просмотров работы: 1326