МЕСТО СТЕРЕОТИПОВ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВОСПРИЯТИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МЕСТО СТЕРЕОТИПОВ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВОСПРИЯТИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одним из важных вопросов общественного развития является исследование личности как составляющей общества. Некоторые современные ученые указывают на то, что нельзя отделять изучение личности от общества, нельзя сначала изучить личность, а лишь потом вписать ее в систему социальных связей. Сама личность, по их мнению, с одной стороны, уже «продукт» этих связей, а с другой, она их создатель, активный творец [5, с. 69-76].

Природа общественных отношений имеет существенные отличия от природы межличностных отношений. Эмоциональная основа является специфической чертой, присущей межличностному взаимоотношению. Данный факт говорит о том, что межличностные отношения возникают и складываются только на основе определенных чувств, которые люди испытывают по отношению друг к другу. Одним из центральных факторов, обусловливающих высокую продуктивность общения, является способность человека адекватно отражать личностные и индивидуальные особенности окружающих людей [1, с. 96].

Стереотип – это упрощенное, зачастую искаженное, характерное для сферы обыденного сознания представление о какой-либо социальной группе или отдельном человеке, принадлежащем к той или иной социальной общности [3, с. 174]. Стереотип возникает на основе ограниченного прошлого опыта в результате стремления строить выводы на базе недостаточной информации. Чаще всего стереотипы возникают относительно групповой принадлежности человека.

Стереотипизация – это одна из наиболее важных характеристик межгруппового и межличностного восприятия, сопровождающаяся проявлениями в социальных установках, эффектах ореола, новизны и первичности.

Научные публикации в данной области подразделяются на: теоретико-методологические, к ним относятся такие авторы как, Л.В. Бороздина, Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова, Л.Н. Городецкая, В.Д. Ермаков А.В. Захарова; периодические издания, таких авторов как Л.И. Божович, И.С. Кон, В.В. Столин, Д.И. Фельдштейн и другие. Проблеме значения стереотипизации в межличностном восприятии посвящено достаточное количество работ, среди них такие авторы как: С.Н. Ениколопова, Ю.Б. Можгинский, А.А. Реан, С.Л. Соловьева, Л.М. Семенюк и другие.

Несмотря на достаточное внимание к проблеме роли стереотипизации в межличностном восприятии в психологической науке остаются еще не до конца исследованные проблемы относительно устойчивого значения стереотипизации в перцептивной коммуникации.

К изучению стереотипов приступили с момента выхода в свет книги У. Липпмана «Общественное мнение» в 1922 г., давшей сильный импульс к эмпирическим исследованиям в области межличностного восприятия. Книга написана живым литературным языком и содержит много примеров того, как протекает процесс усвоения знаний о мире, выработанных обществом, какое влияние полученные знания оказывают на отражение социальных явлений в сознании людей, какие ошибки они при этом совершают [2, с. 201].

Выделяются стереотипы восприятия общественных явлений и людей. Последние распадаются на две категории: стереотипы, характеризующие личностные и индивидуальные особенности людей как членов определенных социальных и политических групп и стереотипы, характеризующие личностные особенности людей по их физическим качествам, оформлению внешности и т.д.

Существуют различные разновидности стереотипов. К настоящему времени изучены этнические, ролевые, половые, возрастные, статусные и некоторые другие стереотипы [4, с. 57].

Выделяются различные классификации стереотипов. Так, В.Н. Панферов подразделяет стереотипы на три вида: антропологические, социальные, эмоционально-экспрессивные. А.А. Реан выделяет шесть групп стереотипов: антропологические, этнонациональные, социально-статусные, социально-ролевые, экспрессивно-эстетические, вербально-поведенческие. О.Г. Комарова называет три вида: этнические, полоролевые, профессиональные [6, с. 182].

Стереотипы исследуются с точки зрения:

1) их содержания, «в котором отражаются идеологические и психологические образчики духовного мира различных групп»;

2) адекватности;

3) выявления факторов, влияющих на их формирование (идеологических, эмпирических, политических и т.д.);

4) выяснения роли стереотипов в процессе познания вообще и людей, в частности.

Также можно выделить несколько причин неадекватности стереотипов:

- часть стереотипов с самого начала неадекватно отражают суть явлений;

- ряд стереотипов, будучи вначале адекватными, со временем «устаревают», в силу того, что и отдельные люди, и группы людей развиваются и изменяются.

Следует помнить также, что и так называемые «адекватные» стереотипы являются «неполноценными обобщениями», поскольку они содержат ограниченный набор существенных признаков. Необходимо также учитывать возможность некорректного применения стереотипов. Указанные и некоторые другие особенности стереотипов предъявляют определенные требования к организации познавательной деятельности человека, использующего стереотипы [5, с. 328].

Если рассматривать значение стереотипизации в межличностном восприятии, то справедливо сказать о межличностной коммуникации. Межличностная коммуникация – это процесс обмена информацией и ее интерпретация двумя или несколькими взаимодействующими индивидами.

Как правило, межличностная коммуникация представляет собой устную речевую форму общения. К наиболее важным особенностям межличностной коммуникации относят ее неотвратимость, неизбежность, необратимость, непосредственный характер обратной связи, многоканальность, наличие межличностных отношений.

Межличностные отношения являются основой межличностной коммуникации. Они определяют характер поведения каждого ее участника и его роль в том или ином процессе общения. В свою очередь, на межличностные отношения существенным образом влияют условия, в которых коммуникация происходит.

Следует отметить, что особое значение для понимания межличностной коммуникации имеет теория речевой деятельности, которая была разработана на основе общепсихологической теории деятельности (Л. С. Выготский, Л.Н. Леонтъев).

Стереотипы в общении, возникающие в частности при, при познании людьми друг друга, имеют и специфическое происхождение, и специфический смысл. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления делать какие-то выводы в условиях ограниченной информации. Очень часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например, принадлежности его к какой-то профессии.

Стереотипы редко бывают плодом нашего личного опыта. Чаще всего мы приобретаем их от той группы, к которой принадлежим, особенно от людей с уже сложившимися стереотипами (родителей, учителей), а так же из средств массовой информации, обычно дающих нам упрощенное представление о тех группах людей, о которых мы не располагаем больше никакими сведениями.

Выделяется ряд психологических факторов, способствующих изменению стереотипов. К ним относятся:

  • общение и совместная деятельность с субъектом познания;

  • объединение людей во имя общезначимой цели;

  • увеличение знаний об объекте общения; некоторые факторы групповой динамики, являющиеся результатом межнационального группового взаимодействия;

  • определенные черты личности;

  • сильные эмоциональные впечатления.

Вместе с тем, установлено, что дефицит общения, такие черты личности как авторитаризм и замкнутость, состояние фрустрации, способствуют косности стереотипов. Устойчивость стереотипов в большой степени зависит от их аффективных компонентов. В целом, следует отметить, что в процессе стихийной перестройки стереотипов под влиянием способствующих этому процессу факторов, изменение стереотипов протекает медленно и болезненно. Следует отметить, что в настоящее время подобные стереотипы называют «мифами» обыденного сознания.

Таким образом, стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. С одной стороны, к определенному упрощению процесса познания другого человека. Во втором случае стереотипизация ведет к возникновению предубеждений. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт был негативным, всякое новое восприятие представителя той же группы окрашивается отрицательным отношением.

Список литературы

  1. Агеев, В.С. Психологические особенности исследования социальных стереотипов [Текст] // Вопросы психологии / Отв. ред. Е.В. Щедрина. - М.: Изд. «Школа- Пресс», 2010. № 4. - С. 96-101.

  2. Бабушкин, Г.Д. Социальная психология: учебник [Текст] / Г.Д. Бабушкин. – Омск: Издательство СибГУФК, 2011. – 236 с.

  3. Журавлев, А.Л. Психологическое воздействие в межличностной и массовой коммуникации [Текст] / А.Л. Журавлев, Н.Д. Павлова. – М.: Институт психологии РАН, 2014. – 400 с.

  4. Лютова, С.Н. Основы психологии и коммуникативной компетентности: курс лекций [Текст] / С.Н. Лютова. – М.: МГИМО-Университет, 2014. – 340 с.

  5. Рождественская, Н.А. Роль стереотипов в познании человека человеком [Текст] // Вопросы психологии / Отв. ред. Е.В. Щедрина. - М.: Изд. «Школа- Пресс», 2009. № 3. - С. 69-76.

  6. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2013. – 713 с.

Просмотров работы: 1859