ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность проблемы изучения жизненных ценностей молодых людей в российском обществе обусловлена тем, что сегодняшняя молодежь является носителем будущего. На каждом этапе культурно-исторического развития специфика общественных отношений диктует определенные цели перспектив сознания молодого поколения. В молодежной среде наиболее ярко сочетается инновационный потенциал и консервативность, что не может не отразиться на процессе самоопределения.

Время окончания школы — это определенный этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью. 15-18 лет — это период перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предлагает, с одной стороны, завершение быстрого физического созревания, а с другой — достижение социальной зрелости. По мнению И.В. Дубровиной, является «сенситивным для формирования ценностных ориентаций как устойчивого образования личности, способствующего становлению мировоззрения и отношения к окружающей человека действительности» [2]. Следует отметить, что старшеклассники школ отражают достаточно полную картину общественной системы, и находятся в постоянном взаимодействии как друг с другом, так и с элементами извне. Поэтому проблема формирования определенных жизненных ориентаций в процессе школьного обучения является одной из ключевых проблем становления жизненного пути молодежи.

Жизненные ценности - это то, что является приоритетом для той или иной личности. Они формируют поведение человека, его отношение к окружающему миру, влияют на решения, принятые в той или иной ситуации. Каждый человек уже в подростковом возрасте пытается определить, что для него является ценным в жизни, ставит цели и начинает продумывать пути достижения этих целей.

Для всех людей ценности могут быть абсолютно разными, для кого-то это жилье, одежда, деньги, для кого-то семья, дети, работа.

Формирование личности предполагает становление определенной системы индивидуальных ценностей человека. «Наличие ценностей, – писал С.Л. Рубинштейн, – есть выражение не безразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни» [3]. «Уровень зрелой личности, по мнению психологов, – это уровень ценностно-смысловой детерминации, уровень существования в мире смыслов и ценностей. Как указывают Б.В. Зейгарник и Б.С. Братусь, для личности «основная плоскость движения – нравственно-ценностная» [1]. По мнению авторов, существование в мире смыслов есть существование на собственно личностном уровне (на это указывал еще Л.С. Выготский); область смыслов и ценностей есть та область, в которой и происходит взаимодействие личности и общества; ценности и смыслы есть, собственно говоря, язык этого взаимодействия». Поэтому ведущая роль в формировании личности принадлежит ценностям.

Ценностные ориентации - это система относительно устойчивых, социально обусловленных представлений о предпочитаемых, избираемых личностью или какой-либо человеческой общностью в качестве важных, необходимых, полезных для себя материальных и духовных благах и идеалах и наиболее приемлемых, достойных способов получения. Ценности тесно связаны с потребностями. Предметы, явления и их свойства, идеи выступают в виде ценностей тогда, когда они необходимы людям в качестве средства, цели для удовлетворения их потребностей.

Ценностные ориентации для молодежи - это результат процесса социализации, в ходе которого нормы жизни общества интерьеризируются в ценности личности, если она эти нормы не отвергает. Ценности являются устойчивой мотивационной основой поведения личности в обществе.

Рассматривая жизненные ценности подростков, стоит более подробно рассмотреть такие факторы как семья, здоровье, финансовое благополучие (работа), престиж, власть и толерантность.

Здоровье является одним из важнейших аспектов характеризующих жизненные ценности подростков. Вообще здоровье человека - это бесценный дар, но люди зачастую не ценят этот дар и растрачивают свое здоровье, начиная еще с подросткового возраста, ведя неправильный образ жизни (отсутствие режима, курение и алкоголь и т.д.).

Сегодня подростки, говоря о семье, абсолютно не ориентированы на многодетность и даже среднедетность. Желание иметь большее количество детей проигрывает в конкуренции с другими внесемейными ценностями. На вопросы, касающиеся жизненных ценностей, молодежь зачастую отвечает, что главной ценностью является семья. Но если спросить у старшеклассника, какая из жизненных ценностей для него будет приоритетной после окончания школы, то, скорее всего, он ответит, что сначала он хочет получить высшее образование, затем устроится на престижную и хорошо оплачиваемую работу и только потом возможно создать свою собственную семью.

Что касается материального благополучия, то современные подростки имеют большое желание разбогатеть и создать свой бизнес. Ориентация на более престижные, чем дети ценности существует среди наиболее обеспеченных слоев, соответственно у этих же слоев прослеживается наименьшая рождаемость. То есть достижение более высокого социального статуса, стремление к материальному благосостоянию вовсе не дает никаких гарантий обзаведения 3-4 детьми.

Толерантность имеет непосредственное отношение к формированию жизненных ценностей у подростков. За последние годы проблема толерантности в обществе и в том числе среди подростков получила широкое распространение. Это можно сопоставить с учащением случаев нетерпимости по отношению к людям с другими взглядами, как политическими, этническими, религиозными и прочими. Довольно часто возникают случаи открытых конфликтов, которые могут вылиться в достаточно жестокие столкновения между оппонентами. По мнению исследователей это связано с уменьшением терпимости к людям, озлобленности из-за неудовлетворенности уровнем жизни. Наибольшее внимание в этой проблеме стоит уделить подростковому возрасту, ведь именно в этом возрасте происходит становление личности, определение своей будущей жизненной позиции.

Толерантность можно определить как терпимое отношение к другим людям, она предполагает, что каждый может придерживаться своих убеждений, признает, что все люди разные по виду, статусу, речи, ценностям, но при этом люди должны принимать других людей такими, какие они есть. Сегодня проблему толерантности связывают, прежде всего, с воспитанием. Большое значение при анализе проблематики толерантности уделяется в рамках внутрисемейных отношений - детско-родительских отношений.

В современном обществе неотъемлемой частью формирования жизненных ценностей является образование. Образования это не только получение каких-либо знаний и навыков, но и повышение своего статуса, а также в перспективе увеличение материального благосостояния и удовлетворенность своей работой.

Помимо образования важнейшими факторами, влияющими на формирование жизненных ориентаций подростков и их установок, являются общепринятые нормы и ценности, социальные, экономические и политический ситуации в стране, также большая роль принадлежит семье, школе, СМИ и т.д.

Современная молодежь находится в довольно сложной ситуации, так как жизненные ценности, сложившиеся в обществе, значительно изменились, следовательно, мотивы, цели и установки молодого поколения тоже претерпели изменения, происходит упадок престижа образования - работающая молодежь придерживается точки зрения, что их заработок абсолютно не коррелирует с наличием или отсутствием образования.

Таким образом, на сегодняшний день школа выполняет не только образовательную функцию, но и воспитательную, поэтому интересными становятся вопросы: как старшеклассники относятся к правилам и нормам поведения, приняты в школе, взаимоотношения с учителями и одноклассниками, возникновение конфликтных ситуаций.

Список литературы:

  1. Зейгарник, Б.В., Братусь, Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности / Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь. – М., 1990.
  2. Клепиков, В.Н. Формирование ценностных ориентаций школьников в контексте ФГОС второго поколения / В.Н. Клепиков // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 4. С. 3-6
  3. Лопатина, Я.В. Гуманизация образовательного процесса в высшем учебном заведении / Я.В. Лопатина // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2009. № 10. С. 120-122.

Просмотров работы: 2480