ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время состояние образования характеризуется интенсивным поиском эффективных форм образовательной деятельности, созданием условий обучения и развития детей, способствующих максимальному раскрытию их способностей. В настоящее время инициируется создание такой модели образования, которая бы обеспечивала развитие каждой личности в максимальном диапазоне ее интеллектуальных и психологических ресурсов. Индивидуализация образования может считаться идеальной при максимальном учете индивидуальных особенностей ребенка, формировании комплекса самосовершенствования от самопознания до самореализации. Ещё в 1992 г. на государственном уровне нормативно провозглашён курс на индивидуализацию обучения (ст.50, п.1 Закона РФ «Об образовании»).

Вопросами исследования использования индивидуальных форм организации обучения школьников занимались Т.М. Ковалева, Н.В. Рыбалкина, В.И. Слободчиков, Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, И. А. Галацкова и др.

Проблема индивидуального обучения имеет свою историю. Её необходимость наглядно обозначилась уже во времена, когда появилась классно-урочная система обучения.

Каждый человек индивидуально воспринимает, перерабатывает и интерпретирует полученную информацию, в зависимости, этот процесс основан на психофизиологических особенностях, накопленном опыте, свойствах характера, качествах воли, мотивации, сложившихся эмоциональных отношениях. Поэтому нужны вариативные формы организации образования детей. Но возможности фронтальных занятий для выстраивания особой линии обучения каждого конкретного ученика с учётом его индивидуальных особенностей ограничены, поскольку общий фон обучения объективно требует одинакового темпа, способа, средств, времени изучения одного и того же материала.

Понятие индивидуального образовательного маршрута в последнее время прочно вошло в обиход не только ученых, но и педагогов-практиков. Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка в организации интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного развития, строится как взаимосвязанный, гармоничный и целостный процесс. Реализация индивидуальных образовательных маршрутов способствует развитию природного потенциала каждого ученика.

В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач, к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях. Достижение этой цели прямо связано с индивидуализацией образовательного процесса, что вполне осуществимо при обучении школьников по индивидуальным образовательным маршрутам.

С позиции деятельностного подхода значимость индивидуализации обучения исследуют А.Б. Воронцов, Г.Н. Прозументова, А.В. Хуторской, А.Н. Тубельский и другие. Индивидуальные образовательные траектории учащихся связываются с осуществлением учащимися личностно значимой деятельности в работах Т.М. Ковалевой, Н.В. Рыбалкиной.

Индивидуальные образовательные траектории учащихся формируются в образовательном пространстве. Роль структуры образовательного пространства в общетеоретическом и методологическом аспектах подробно рассматривается в работах В.Г. Афанасьева, А.А. Бодалева, С.К. Бондыревой, В. Курт-Умерова, В. Марача, Н. М. Никулиной, Я. К. Трушиньша, М. Хейдметса, И.Г. Шендрика и др. Современный педагогический профессионализм В.И. Слободчиков связывает с созданием условий для становления индивидуальных образовательных траекторий каждого учащегося. Однако, исследованию становления индивидуальных образовательных траекторий учащихся в образовательном пространстве современной школы пока не достаточного уделено внимания.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется С.В. Воробьевой, Н.А. Лабунской, А.П. Тряпицыной, Ю.Ф. Тимофеевой как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями психолого-педагогической поддержки его самоопределения и самореализации. Суть индивидуального образовательного маршрута определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» в образовании существует понятие «индивидуальная образовательная траектория» (Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др.), обладающая более широким значением и предполагающая несколько направлений реализации: содержательное (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностное (специальные психолого-педагогические технологии); процессуальное (организационный аспект).

В результате разнообразия подходов к формулировке понятия возникает и множественность подходов к классификации индивидуальных образовательных маршрутов. Е.А. Александрова, синонимируя понятия индивидуальной образовательной траектории и маршрута, определяет воспитательные (личностно- и социально-ориентированные) и учебные (знаниево-, творчески- и практико-ориентированные) маршруты [4].

С.В. Воробьева, анализируя индивидуальный образовательный маршрут, выделяет дифференцирующие факторы (внешние, внутренние и субъектный опыт), позволяющие судить о типах и видах образовательных маршрутов. Типы образовательных маршрутов строятся исходя из образовательной ступени (начального, основного и среднего общего образования), виды образовательных маршрутов составляются из области дифференциации ФГОС (уровень психического развития, способности и т. д.) [4].

А.П. Тряпицына, ходе классификации видов образовательных программ – образовательных маршрутов, считает основным возрастной критерий. В зависимости от возрастной ступени, автор выделяет: базовое, компенсирующее, расширенное, интенсивное, индивидуальное, углубленное, гимназическое или лицейское обучение [2].

В исследовании И.А. Галацковой представлены четыре вида вариативных образовательных маршрутов воспитанников: с низкой учебной мотивацией и трудностями в обучении; с опережающими темпами развития; с ослабленным здоровьем; для одаренных детей [5]. Она подчеркивает, что дифференциация воспитанников на группы, соответствующие виду маршрута, не отражает строго психологических критериев классификации и нужна для помощи педагогу в выборе оптимальных форм и методов взаимодействия в ходе учебной деятельности. Действительно, педагогу необходим подход к классификации, но с обоснованием выбора и учетом реальных условий [5].

А. С. Гаязов классифицирует маршруты в соответствии с линией роста, знаний, профессионального самоопределения, выделяет индивидуальный образовательный маршрут адаптивного типа (для подготовки к современной социоэкономической и культурной ситуации); развивающей направленности (возможностей, способностей, творческого потенциала); созидательной направленности (целенаправленное использование особенностей и возможностей преобразования, построение себя) [1].

Определяя различные дифференцирующие критерии формирования индивидуальных образовательных маршрутов, авторы чаще всего не обосновывают причину выбора данных оснований. При этом процесс личностного развития нередко выступает в качестве вторичного фактора, а воспитание каких-либо личностных характеристик практически не рассматривается исследователями: воспитанник – мотивированный субъект деятельности, желающий получать знания, выполнять шаги по реализации индивидуального образовательного маршрута, достигать поставленных целей.

Индивидуальный образовательный маршрут - это результат продуктивной деятельности ребенка, с учётом личностно-ориентированной составляющей, осуществляемый при поддержке педагога, создающего для этого определённые условия [3].

Индивидуальный образовательный маршрут – это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного ученика, направленная на развитие его индивидуальных способностей.

Индивидуальный образовательный маршрут – это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения в конкретном образовательном округе (образовательные учреждения муниципалитета) специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития.

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).

Список литературы:

  1. Александрова, Е.А. Содержание и формы деятельности классного воспитателя [Текст] / Е. А. Александрова. – М.: Сентябрь, 2009. – 160 с.

  2. Ивошина, Т.А. Проектирование индивидуальных образовательных программ [Текст] / Т. А. Ивошина. – М.: Эврика, 2004. – 208 с.

  3. Каменский, А.М. Индивидуальное развитие личности ребенка в условиях общеобразовательной школы [Текст] / А. М. Каменский, Э. Ю. Смирнова // Школьные технологии. – № 3, 2000.

  4. Куприянова, Г.В. Образовательная программа как индивидуальный образовательный маршрут [Текст] // Индивидуализация в современном образовании: Теория и практика. – Ярославль, 2001.

  5. Лукьянова, М.И. Вариативный образовательный маршрут [Текст] / М. И. Лукьянова, И. В. Перкокуева // Учитель. – № 1, 2007. – С. 9-11.

Просмотров работы: 796