РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современной образовательной школы. Актуальность этой проблемы можно объяснить тем, что методика и практика обучения все больше стали обращаться к личности обучающегося. Сформировать у школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию — одна из стратегических задач современной российской школы.

С введением нового Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения, появились новые требования. У детей стали формировать универсальные учебные действия (УУД) составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

В психолого-педагогической литературе существует большое количество исследований, посвященных проблеме познавательного интереса личности. Особую значимость представляют для нас работы С.Л. Рубинштейна, Г.И. Щукиной, Н.Г. Морозовой, А.Н. Леонтьева и др. Но и в настоящее время познавательный интерес младших школьников изучают современные учителя и студенты. Извекова Ирина Александровна, учитель высшей категории начальных классов из Новосибирской области; Султанова Марина Борисовна студент 4 курса, психолого-педагогический факультет, г. Чита – познавательный интерес представляет собой явление, которое имеет большое количество значений, проблема интереса и его роли в учебной деятельности школьника остается востребованной и актуальной в настоящее время как для педагогов, решающих вопросы создания методических условий его становления, так и для психологов, изучающих особенности личностного проявления данного феномена [4].

Доказано, что познавательные интересы возникают у ребенка довольно рано, и ребенок часто приходит в школу с кругозором, которые содержатся в учебных пособиях. Но знания, полученные ребенком до школы, как правило, обрывочны и не систематизированы, их преобразование в логичную и полную картину мира происходит именно с участием педагога. Однако существует весьма серьезная опасность того, что с поступлением в школу ребенок продолжит удовлетворять свои познавательные интересы в отрыве от школьного обучения, что сделает для него процесс обучения безразличным и не дающий ожидаемого результата. Таким образом, можно сказать, что проблема управления развитием познавательного интереса ребенка является достаточно значимой в современной психологии образования.

По мнению Л.С. Выготского, познавательный интерес — это «естественный двигатель детского поведения», он является «верным выражением инстинктивного стремления; указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями». Вот почему оптимальным решением педагога будет построение «всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах…» [5, с. 82].

Формирование познавательных интересов у школьников начинается с самого начала обучения в школе. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда у детей формируется интерес к содержанию учебной деятельности и появляется потребность приобретать как можно больше знаний. На основе этого у младшего школьника могут сформироваться социально желательные мотивы к учебным занятиям связанные с ответственным отношением к учебе в целом. Развитие познавательного интереса в младшем школьном возрасте способствует росту сознательного отношения обучающегося к учению, развитию познавательных процессов, стимулирует умение ими управлять.

Познавательный интерес в отличие от неясных и неосознанных влечений, желаний, всегда имеет свой предмет, в нем ясно и четко выражена направленность на определенную предметную область, к глубокому познанию которой стремится школьник. Познавательный интерес — это один из сильно действующих мотивов в человеческой деятельности, то есть реальная причина действий, которая ощущается растущим человеком как особо важная для него. Интерес к приобретению знаний формируется у школьников только при условии определенной организации учителем учебного процесса. Учителю необходимо обращать внимание на общие закономерности психического развития ребенка в процессе обучения и закономерности развития познавательных интересов младших школьников. Для развития познавательных интересов важно соблюдать принцип: чем младше учащиеся, тем большую роль у учителя должны играть методы активного воспитания и учения, и тем нагляднее должно быть обучение [1, с. 9].

Нами было проведено эмпирическое исследование с целью подбора методов и приемов формирования познавательного интереса у младших школьников. Выбор методик был определен возрастными особенностями исследуемой группы детей. Кроме методик активно применялся метод наблюдения. Наблюдение осуществлялось за поведением детей в процессе выполнения этих методик. Работа проводилась на базе МОУ «Кокшинская СОШ, с. Кокши» во 2-ом классе в количестве 15 человек.

В ходе исследования проводилась следующие методы: методика Г.И. Щукиной: беседа с учителем, тестирование, теоретический анализ литературы, анкетирование, с целью выявления уровня сформированности развития познавательного интереса у учащихся 2 класса.

На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что в целом сформированность учебной деятельности у учащихся 2 класса развита на среднем и высоком уровне, что характеризует положительную динамику познавательного интереса. Нельзя оставлять без внимания тех детей, у которых сформированность учебной деятельности развита на низком уровне. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. С целью выявления причин учебных трудностей была составлена и реализована диагностическая программа, которая позволила выявить особенности развития познавательных процессов учащихся.

Таким образом, единственным плодотворным путем развития познавательного интереса в детстве становится максимально полное раскрытие потенциальных возможностей, природных задатков, и учитель должен создать такую полноценно развивающуюся деятельность для учащихся, чтобы потенциал не остался не востребованным.

Список литературы:

  1. Бараз, Э.А. Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе личностно-ориентированного взаимодействия участников обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Челябинск, 1998. - 19 с.

  2. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. - М.: Знание, 2009. - 246 с.

  3. Рубинштейн, А.В. Основы общей психологии / А.В. Рубинштейн. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 448 с.

  4. Султанова, М. Б. Познавательный интерес младшего школьника как психолого-педагогический феномен // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(18). – Режим доступа: http://sibac.info/archive/guman/3(18).pdf (дата обращения: 20.12.2016).

  5. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в психологии / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 2006. - 382 с.

4

Просмотров работы: 1127