РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время Концепции модернизации Российского образования [1] одним из главных направлений определяет интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной активности. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника.

В ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576 «О внесение изменений в ФГОС НОО») в качестве одной из составляющих образовательной области «Познавательное развитие» предполагается развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания.

Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

Среди возможных средств развития познавательной активности детей особого внимания заслуживает детское экспериментирование.

Потребность старших дошкольников в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка,

И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир утверждают, что воспитанникам детского сада присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, они стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. [2].

А.Н. Поддьяков пишет о том, что к старшему возрасту многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству, «пройти под радугой» и т.п. В самостоятельной экспериментальной деятельности создаются модели элементарных естественнонаучных явлений, обобщаются, сопоставляются и классифицируются полученные результаты, делаются выводы о значении явлений в жизни человека [5].

Л.Н. Прохорова, Тугушева Г.П., Чистякова А.Е, выделяя основные характеристики познавательной деятельности дошкольников, указывают, что воспитанники познают объект в ходе практической деятельности с ним, все осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая, тем самым, условия, в которых раскрывается содержание данного объекта [4; 6].

Следовательно, чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности.

В работах Н. Н. Поддьякова были выделены два вида детского экспериментирования: бескорыстное экспериментирование и утилитарное экспериментирование. Бескорыстное экспериментирование направлено на выяснение связей и отношений безотносительно к решению какой-либо практической задачи. В его основе лежит потребность дошкольников в получении новых знаний, сведений об объекте. Познание здесь осуществляется ради самого процесса познания. Утилитарное экспериментирование ориентирует воспитанников на решение дошкольником конкретной практической задачи. Поэтому процесс познания объекта осуществляется ребенком с целью получения новых знаний, необходимых для достижения практического результата.

По мнению Н.Н. Поддъякова, в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. Как известно, процесс познания – это творческий процесс, который затягивает ребенка и является для него увлекательным, а особенно если это касается экспериментирования [5].

В развитии познавательной деятельности важным моментом является поддержание, а далее и развитие интереса, а для этого необходимы определённые условия, одним из которых является участие взрослых: родителей, воспитателей.

Пример из практики нашей работы. В нашей подготовительной группе детского сада «Теремок» дети вместе с родителями создали уголок экспериментирования. Данный уголок предназначен для самостоятельной свободной деятельности, содержанием которого являются: сосуды из различных материалов, разного объема и формы; природный материал, собранный совместно с детьми и родителями (камешки, глина, земля, песок, ракушки, перья, шишки, каштаны, спилы деревьев и т.д.); бросовый материал (ткани, деревянные, пластмассовые и железные предметы и др.); разные виды бумаги; пластилин; приборы-помощники (увеличительные стекла, весы, магниты и др.); лабораторное оборудование (пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т.д.); схемы проведения опытов, алгоритмы действий и модели обследования; прочие материалы (различные крупы, мука, соль, сахар, сито, свечи и т.д.).

Итак, основным достоинством применения метода экспериментирования в подготовительной группе в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента: дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания; идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы; формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Так же мы всегда помним о соблюдении правил безопасности. Например, все незнакомые сложные процедуры мы с ребятами осваиваем в определенной последовательности: действие показывает взрослый; действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причем тот, который заведомо совершит его неверно, что даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке; иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность совершения которой велика; действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки; действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка; действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе.

В нашей группе проведение экспериментов стало привычным. При выборе объекта мы всегда учитываем его максимальное соответствие целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента, отдавая предпочтение тому, у кого данный признак выражен ярче.

Согласно проведенному исследованию, экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным-первооткрывателем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы. Утверждена Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р.

  2. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. М., 2003

  3. Лозовая В.И., Камышанченко Е.Н. Формирование познавательной активности школьников. Белгород, 2000.

  4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации / Под ред. Л.Н. Прохоровой. М., 2003.

  5. Поддьяков А.Н. Обучение дошкольников экспериментированию // Вопросы психологии, 1991.

  6. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. СПб., 2007.

Просмотров работы: 992