ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОМПОНЕНТОВ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОМПОНЕНТОВ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности воспитанников детских домов отмечаются всеми исследователями в эмоционально-волевой сфере: в нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизации, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности, неадекватной самооценке, неуверенности в себе, неспособности выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству. Нарушения подобного рода проявляются чаще всего в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, психическом утомлении, эмоциональном стрессе, повышенной чувствительности к различного рода препятствиям, неготовности преодолевать трудности, снижении потребностей в достижениях и успехе, повышенной агрессивности, недоверчивости, вспыльчивости, несдержанности, чрезмерной импульсивной активности, эмоциональной холодности, уходе в себя, нарушении эмоциональных контактов с окружающими, нарастании пассивности, депрессии и т.д. Неполнота эмоциональной жизни в сиротских учреждениях вызывает у ребенка в старшем возрасте различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у других – гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к себе внимание при неумении создавать прочные эмоциональные привязанности. Необходимость коррекции, развития эиоционально-волевой сферы младших школьников, обучающихся и воспитывающихся в школе-интернате, невозможно без качественного психологического сопровождение. [1]

Акцент психологического воздействия в такого рода учреждениях должен быть направлен на развитие личности ребенка, на коррекцию его «Я-концепции». Необходимо изменить отношение ребенка к окружающему миру, сформировать адекватные притязания и представления. Психологическую работу следует проводить в рамках личностно-ориентированного подхода [2].

Самооценка представляет собой важнейший регулятор общения и деятельности. У детей, воспитывающихся в детских домах и интернатах, обнаруживаются качественные отличия в развитии всех аспектов Я (представление о себе, отношение к себе, образ Я, самооценка).

Низкая самооценка проявляется у детей-сирот в их нерешительности, неуверенности в незнакомой ситуации, избегании нового, низкой инициативности, в стремлении выбирать такие жизненные задачи и ситуации, которые гарантировали бы им успех. Нередко способом компенсации низкой самооценки становится внешняя агрессия. Неуверенность в своих возможностях формирует у детей пассивность, лень, стремление избегать любую продуктивную активность, успех которой не гарантирован.

По данным Л. В. Бороздиной, Е.А. Залученовой С. Ю. Мещеряковой, детям с заниженной самооценкой, как правило, свойственно острое переживание чувства неполноценности, неспособность к эффективной реализации своих возможностей

Важно помочь в личностном развитии возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми – детьми и взрослыми, на раскрытие у учащихся потенциальных возможностей. И лучшее время для такого вмешательства – младший школьный возраст, когда есть еще шанс на качественные изменения будущего взрослого человека.

Во-первых, младший школьный возраст является важным и ответственным отрезком онтогенеза с точки зрения развития самосознания и рефлексии. Во-вторых, к младшему школьному возрасту дети, лишенные родительского попечительства, приобретают весьма значительный опыт жизни в учреждении, так что к 7 годам дефицитарный опыт общения с близким взрослым кристаллизуется в своеобразии их самосознания. В-третьих, самооценка, являясь ядерным образованием самосознания и личности человека, оказывает огромное влияние на все сферы его жизнедеятельности и, особенно, на взаимоотношения. Кроме того, результаты различных исследований убедительно демонстрируют, что самооценка играет огромную роль в учебной деятельности, и позволяет во многом предсказывать ее результаты.

Ребенку важно осознавать не только то, какой он есть на самом деле, но и то, насколько могут быть значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств осуществляется на основе тех ценностей, которые закладываются в большей степени в семье, так как на формирование ценностей у воспитанников интернатных учреждений оказывают влияние не только условия проживания в семье до момента изъятия из нее, но и условия его жизни и взаимодействия со сверстниками и воспитателями в детском доме.

В младшем школьном возрасте продолжается развития и становлении личности, складывается самооценка. Но процесс развития личности предполагает ее постоянную трансформацию. Большое влияние на развитие самооценки оказывает одобрение и признание со стороны других людей. Именно работники учреждения становятся первыми свидетелями психофизического и эмоционального неблагополучия ребенка, попавшего к ним в раннем возрасте. И большая часть ответственности ложиться на плечи воспитателей, которых дети за частую ставят на место своих родителей, перед которыми стараются заслужить похвалы и стать «любимчиком», соревнуясь между собой. Каждое замечание, строгость в голосе воспринимается социальными сиротами намного острее и больнее, чем детьми, растущими в семье. К сожалению в настоящее время, возникает проблема в качественном индивидуальном подходе к ребенку, чтобы не разрушить его «Я-концепцию» и так искаженную родителями.

Каждый ребенок имеет право быть счастливым, должен уметь адаптироваться к окружающим, должен научиться стать частью социума. Но для этого ребенок должен иметь позитивное представление о себе и положительную самооценку.

Как показывают исследования А.М. Прихожан, утверждение собственного Я воспитанников детского дома происходит в атмосфере ловкого и гибкого приспособления к ситуации, умения обойти требования воспитателей и избежать возможных с их стороны санкций, что может вызывать уважение в среде сверстников. В связи с этим складывается впечатление, что воспитанники детских домов лучше умеют владеть собой и ситуацией, используя это качество в своих интересах. Возможно, воспитанники, которых считают ответственными, могут выше оценивать свои внешние данные за счет более частого обращения на них внимания и положительных характеристик со стороны педагогов- воспитателей. Это предположение требует дополнительного исследования. У подростков-сирот наличествует гипертрофированная потребность в общении и внимании со стороны взрослых, а не со стороны представителей их возрастной группы.

Итак, проблема развития компонентов самосознания младших школьников, обучающихся и воспитывающихся в школе-интернате является актуальной, так как важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки. Всё это позволит ребёнку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы к задачам и требованиям социальной среды.

Список литературы:

  1. Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. М., 1998.

  2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1996

  3. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и уровня притязаний // Вопросы психологии. 1993.№ 1.

  4. Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю., Царегородцева Л.М. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах // Вопросы психологии. 1990. № 6.

Просмотров работы: 329