РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребёнок, придя в этот мир, впитывает в себя всё человеческое, и двигаясь путём проб и ошибок, он, в конце концов, может овладеть элементарными формами жизни в человеческом обществе. Однако путь этот очень долог, не всегда эффективен и не обеспечивает глубины в освоении речевого поведения. Поэтому роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна.

Детские взаимоотношения регулируются нравственными правилами и нормами. Знание правил речевого поведения и речевого этикета облегчает ребёнку процесс вхождения в мир себе подобных, в мир людей. Правила служат определёнными опорами и ориентирами в человеческих взаимоотношениях. Содержание речевых правил и норм изменчиво, оно зависит от эпохи, классов, от страны, места жительства людей, их возраста. Но, тем не менее, правила существуют всегда, т.к. без них невозможны взаимодействие и взаимопонимание.

Отечественные исследователи доказали, что дети дошкольного возраста способны осознанно усваивать правила речевого этикета, но при этом всегда действует фактор специфики возраста, который ограничивает объём правил и норм, и глубину их осознания.

В.С. Мухина считает, что нравственное развитие личности ребёнка определяется следующими образующими: знанием норм, привычками речевого поведения, эмоциональным отношением к нравственным нормам и внутренней позицией самого ребёнка [4,178]. Ученый отмечает, что первостепенное значение для развития ребёнка как социального существа имеет знание нормативов речевого поведения. На протяжении дошкольного возраста ребёнок через общение с окружающими его людьми усваивает социальные нормы поведения.

Усвоение норм речевого этикета предполагает, во-первых, что ребёнок постепенно начинает понимать и осмысливать их значение, во-вторых, что у ребёнка в практике общения с другими людьми вырабатываются привычки поведения. В привычке представлена эмоционально переживаемая побудительная сила: когда ребёнок действует, нарушая привычное поведение, это вызывает у него ощущение дискомфорта. Усвоение норм, в-третьих, предполагает, что ребёнок проникается определённым эмоциональным отношением к этим нормам [4,234].

Осознанное и эмоционально-личностное отношение к правилам речевого этикета и к их выполнению развивается у ребёнка через общение со взрослыми. Взрослый помогает осмыслить рациональность и необходимость определённого речевого поведения, взрослый санкционирует своим отношением к поступку ребёнка определённый тип речевого поведения.

Характер и общения с ребёнком непосредственно сказывается на формировании у него тех или иных личностных качеств и видов речевого поведения. Существенное значение для развития ребёнка приобретают оценки, которые ему и его поведению дают близкие взрослые люди.

Л.С. Выготский и А.В. Запорожец неоднократно подчёркивали, что в старшем дошкольном возрасте ребёнок переходит от ситуативного поведения к деятельности, подчинённой социальным нормам и требованиям, и очень эмоционально относятся к последним.

В старшем дошкольном возрасте получают развитие мотивы общения, в силу которых ребёнок стремится установить и расширить контакты с окружающими людьми. Общеизвестно, что к естественной любознательности в старшем дошкольном детстве добавляются новые мотивы общения – деловые и личные. Под деловыми понимаются мотивы, побуждающие ребёнка к общению с людьми ради решения какой-либо задачи, а под личными – мотивы, связанные с волнующими ребёнка внутренними проблемами. К этим мотивам общения присоединяются мотивы учения, касающиеся приобретения знаний, умений и навыков [4,15].

Первоначально выполнение общепринятых правил речевого этикета выступает для ребёнка лишь как средство поддержания положительных взаимоотношений со взрослыми, которые этого требуют. Но поскольку одобрение, ласка, похвала, которые ребёнок получает за хорошее поведение, приносят ему приятные переживания, постепенно само выполнение правил начинает восприниматься как нечто положительное и обязательное. В старшем дошкольном возрасте речевое поведение детей начинает распространяться на широкий круг людей, не имеющих с ребёнком непосредственной связи. Это вызвано осознанием детьми правил речевого этикета, пониманием их общеобязательности, их действительного значения.

По определению С.А.Козловой, нравственное правило и нравственная норма – это установившийся порядок отношений, действий. Но правило имеет более узкий, частный смысл. Правило может быть единичным, относящимся к определённой ситуации, к определённому предмету: правило пользования предметом, правило поведения за столом и т.д [2,17].

К концу дошкольного возраста ребёнок понимает значение выполнения речевых норм, это проявляется как в оценке собственного поведения, так и в оценке литературных персонажей.

Среди нравственных мотивов поведения всё большее место начинают занимать общественные мотивы – желание сделать что-то для других людей. Это доказано в психологических исследованиях в области развития личности.

По мнению Н.Н. Подьякова старший дошкольник во многих случаях в состоянии разумно объяснить свои речевые поступки, пользуясь для этого определёнными нравственными речевыми категориями. В этом возрасте дети начинают руководствоваться в своём поведении, в оценках даваемых себе и другим людям, определёнными нравственными нормами. У них формируются более или менее устойчивые моральные представления, а также способность к саморегуляции, это значит, что у него сформировались начала нравственного самосознания.

Р.С. Буре считает, что осознание ребёнком себя как личности, осуществление самооценки совершаемых действий и поступков побуждает к нравственно-ценным поступкам.

В своих работах Л.И. Божович доказала, что в старшем дошкольном возрасте у детей формируется гибкое отношение к выполнению речевых правил, стремление понять их [1,234]. Более того, старшие дошкольники уже начинают понимать неоднозначность применения одного и того же правила речевого этикета в разных ситуациях, видеть противоречивость правил.

Л.В.Артёмова установила, что усвоение ребёнком правил речевого этикета проходит в три этапа: Внешнее усвоение правил; осознанное выполнение правил; требовательность к самому себе, в основе которой лежит осознанная нравственная мотивированность.

Л.И. Божович показала, что ребёнок в своём поведении начинает ориентироваться на “внешнее” начало: он должен вести себя хорошо, чтобы избежать наказания. Постепенно внешняя система правил и норм интериоризируется. Ребёнок старается себя вести хорошо из потребности в одобрении со стороны взрослых значимых для него, когда ребёнок, использует эти правила в качестве средства регуляции своего поведения, приобретает, по словам А.В.Запорожца, общую систему эталонов ценностей, сопоставляя с которыми поступки и анализируя свои, он оценивает их эмоционально [1,24].

Выделение этих двух факторов можно рассматривать как путь, направленный на развитие у дошкольников осознанности сначала своих поступков, а потом оценки самого себя «Каков я?».

Е.А. Киянченко считает, что большое значение в регуляции речевого поведения ребёнка играют правила. Действуя в соответствии с ними, ребёнок учится соотносить свои поступки с объективными требованиями, заключёнными в них, а само правило служит ребёнку ориентиром в выборе определённых действий и оценок поведения сверстников[3,43].

Часто на практике обнаруживается, что имеет место расхождение знаний детей и их реальное поведение, что свидетельствует о формальном их усвоении. В связи с этим, по мнению Е.А. Киянченко, осознанное усвоение правил речевого этикета должно включать в себя три взаимосвязанных компонента: знание правил, понимание их справедливости; осознание нравственной ценности и личной значимости для себя и окружающих; соответствие поступков известным правилам и саморегуляция поведения [3,24].

В процессе воспитания умения соблюдать правила речевого этикета нужно не только говорить детям о необходимости следовать тому или иному правилу, но и доступно разъяснять, почему это надо делать. В противном случае ребёнок рассматривает правило как личное требование педагога.

Каждое правило речевого этикета конкретизируют, как бы расчленяют, объём требований постепенно расширяют. Педагогу необходимо следить за тем, чтобы ребёнок выполнял правила речевого этикета и дома, и в детском саду; систематически напоминать, советовать, как надо себя вести в том или ином случае, и выражать уверенность, что воспитанник не забудет поступить должным образом.

Необходимым условием успешного усвоения нравственных норм речевого поведения в старшем дошкольном возрасте является организация практики. Имеются в виду упражнения, совместная деятельность, где приобретаемые речевые правила могли бы при соответствующих условиях превращаться в нормы поведения [2,47].

С.А. Козлова указывает, что для формирования у детей обобщенных представлений о правилах речевого этикета нужно использовать этические беседы; вести разговоры о прочитанных рассказах, сказках, просмотренных мультфильмах и кинофильмах, сюжеты которых содержат нравственные коллизии.

Важно, чтобы ребёнок смог объяснить своё отношение к событию, поставить себя в позицию его участника. Этому помогает рассматривание с детьми картинок, на которых изображены их сверстники в различных жизненных речевых ситуациях. Детям необходимо задавать вопросы, как, по их мнению, следует поступить с персонажами, читают литературные произведения аналогичного содержания [2,56].

Таким образом, осознанное усвоение правил речевого этикета включает в себя три взаимосвязанных компонента: знание правил; понимание их справедливости, значимости для себя и окружающих; соответствие поступков известным правилам и саморегуляция поведения.

Наиболее оптимальные условия для развития речевого этикета у старших дошкольников создаются при разъяснении педагогом смысла правил и необходимости выполнения; включении детей в деятельность, регуляция которой на основе этих правил имеет для ребёнка реальный жизненный смысл; формировании у детей умения предвидеть последствия несоблюдения правил для окружающих и самого себя. Особую роль при этом играет ознакомление детей с художественной литературой, которое может стать важным и эффективным средством формирования осознанного отношения к правилам у старших дошкольников.

Список литературы:

  1. Божович Л. И. Личность и еﺍеﺍ формированиеﺍ в деﺍтском возрастеﺍ. СПб., 2008.

  2. Козлова С.А. Теﺍория и меﺍтодика ознакомлеﺍния дошкольников с социальной деﺍйствитеﺍльностью. М., 1998.

  3. Котова Е.В. В миреﺍ друзеﺍй: программа эмоционально-личностного развития деﺍтеﺍй. М., 2013.

  4. Карпинская Н. С. Художеﺍствеﺍнноеﺍ слово в воспитании деﺍтеﺍй. М., 2002.

  5. Мухина В.С. Возрастная психология. Феﺍномеﺍнология развития. М., 2012.

Просмотров работы: 478