ПРОБЛЕМА ВЫБОРА СПЕЦИАЛЬНОСТИ АБИТУРИЕНТАМИ И ДАЛЬНЕЙШЕЕ ТРУДОУСТРОЙСТВО - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА СПЕЦИАЛЬНОСТИ АБИТУРИЕНТАМИ И ДАЛЬНЕЙШЕЕ ТРУДОУСТРОЙСТВО

Иванова О.В. 1
1Уфимский государственный авиационный технический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В течение всей жизни перед человеком встают вопросы самой разной степени важности. Одна из первых серьезных и определяющих дальнейший путь развития человека проблем встает перед учеником выпускного класса. А именно: вопрос выбора направления дальнейшей профессиональной деятельности.

В современных реалиях большинство абитуриентов совершают ошибку при выборе вуза и специальности, и она грозит потерянными годами, потраченными на получение новой специальности или на занятие нелюбимым делом.

Поэтому неудивительно, что, закончив следующую ступень своего развития, молодые специалисты не идут работать в ту сферу, по которой учились.

Небольшая статистика по России [1], [2]:

  • В 2009 году исследователи Высшей школы экономики насчитали лишь 49,6% выпускников, не поменявших профиль. С того времени эта статистика практически не менялась. Например, в 2014 году в Росстате посчитали, что «верными своей профессии» остаются лишь 53,3% выпускников. В отчете ВШЭ также говорится, что из работающих не по специальности 10% занимаются работой аналогичного статуса (должны были стать инженерами, а стали журналистами), 16,4% — занимаются более статусной работой (например, были инженерами, а стали руководителями), 24,1% опустились по иерархии (были инженерами, а в итоге работают водителями).

  • В 2015 году из российских учебных заведений выпустилось около 2,1 миллиона человек. Из них диплом специалиста, бакалавра или магистра получили 1,3 миллиона. Среднее профессиональное образование получили 446 тысяч человек, а различные программы профессиональной подготовки прошли еще 368 тысяч человек.

  • Лишь 40% занятого населения России работает по выбранной специальности. Кроме того, 10% населения работает по специальности, близкой к полученной. При этом около 87% трудоспособного населения имеет подтвержденную документом специальность. Процентная доля работников, получивших подготовку по новой профессии, не связанной с полученной специальностью, составляет треть от общего числа.

  • 75% опрошенных на 2012 год недовольны уровнем зарплаты, 36% – условиями труда. Главным способом трудоустройства опрошенные назвали личные знакомства – более 50%.

  • Работают по специальности чаще всего врачи. Среди выпускников высших медицинских учебных заведений 2012-2014 годов к 2015 году почти 97% продолжили работу по своему профилю. На втором месте — специалисты по IT (81%), на третьем — по энергетике (77%). Гуманитарии и представители физико-математических специальностей занимают примерно равные позиции (68% и 63%). Чаще всего профиль меняют специалисты по сельскому и рыбному хозяйству (только 56% работают в соответствии с дипломом).

Информационный портал занятости населения Минтруда РБ [1] предоставляет следующую гистограмму по занятости в определенных профессиях (рис. 1).

Рис 1. Рейтинг профессий служащих по Республике Башкортостан

Из приведенных данных можно сделать вывод, что в республике есть избыток выпускников гуманитарных направленностей и нехватка «технарей». Изучение хотя бы данной гистограммы (рис. 1) в школе давало бы представление абитуриентам о предполагаемой их будущей занятости после вуза.

Отсюда следует, что решением обозначенной проблемы могло быть введение в каждой школе факультативных профориентационных занятий. Эти уроки откроют перед учениками широкий спектр современного рынка профессий, покажут возможности дальнейшего трудоустройства, дадут понимание востребованности разных видов профессиональной деятельности.

Список использованной литературы

  1. Электронный ресурс: http://www.bashzan.ru

  2. Электронный ресурс: http://www.gks.ru/

  3. Электронный ресурс: http://demoscope.ru

Просмотров работы: 272