Особенно часто это встречается на производстве. Не важно, будь то маленькая компания или крупное акционерное общество, экономический отдел или технологический. Везде и всегда женщины сталкиваются с определенной реакцией мужчин на их действия, так как все веры исповедания, официально установленные в Российской Федерации, подразумевают патриархат, т.е. уместна фраза «мужчина всегда прав».
Посмотрим, какая будет реакция у групп людей на предложение провести курс обучения у них девушкой-аспирантом. На сколько тщательно усвоят материал?
Задача исследования: изучить процесс усвоения материала мужчинами и женщинами в возрасте от 20 до 55 лет в ходе педагогической практики, а также преодолеть проблему отказа в восприятии материала.
Этапы исследования:
1.Определить группы людей,
2.Предложить им обучение по курсу «Оперативно-диспетчерское управление» в ПТК PSIControl,
3.Провести курс длительностью 4 часа с небольшим перерывом,
4.Ответить на вопросы по теме,
5.Дать лабораторное задание,
6.Предупредить о возможных трудностях и задачах в будущем.
Цель исследования: доказать, что на сегодняшний день еще актуальна проблема социально-психологической проблемы гендерных различий.
Всего было определено 6 групп по 8 человек, среди которых 6 мужчин-диспетчеров и 2 женщины-эскизировщицы. Все они сотрудники одного диспетчерского пункта РЭС.
Дата проведения занятий была определена заранее руководством, программа и план отвечали требованиям официального поставщика ПТК PSIControl.
Являясь сотрудником Компании, многих диспетчеров так или иначе знала и мне не составило психологической трудности начать проведение урока, поэтому я предложила конспектировать материал, особенно такие моменты, как: введение логина и пароля, особенности регистра, языка, нахождение горячих клавиш и т.д.. Казалось бы, простые моменты, но именно с такими глупыми вопросами чаще всего звонят.
Мужчины сразу отказались записывать. Чаще всего они предлагали мне самой попутно записывать мной же рассказываемое, а потом оставлять эти бумаги им. В других группах мужчины поручали конспектирование эскизировщицам, которые внимательно слушали и тщательно записывали, подчеркивая очень важное, а также выделяли цветом термины.
Как уже писала ранее, большинство диспетчеров в среднем возрасте с достаточным опытом работы в данной сфере. Особенно сложным психологически был тот момент, когда излишне активный мужчина, ложно кажущийся лидером группы, брал инициативу на себя и считал важным указать на мой возраст, образование «айтишника», а не технолога, а также изъявлял инициативу в смене плана проведения урока с самого начала. В ходе именно таких споров и возникала уверенность в том, что человека очень беспокоят социально-психологические гендерные различия. Иными словами, это означало следующее: «Как такая молодая девушка может учить меня тому, с чем я проработал всю жизнь?»
Третье, с чем я столкнулась уже после проведения уроков в ходе каждодневной работы, это то, что «ученики-мужчины» забыли все те нюансы, на которые я делала акцент и многократно переспрашивали все то же самое. Причем, некоторые агрессивно реагировали на уточнение деталей. Опять же, «Я – мужчина, а ты - молодая и глупая». От женщины не было ни одного звонка.
Преодолев все вышеизложенные психологические нюансы в преподавании материала разным возрастным категориям людей, находящимся в одной группе, можно сделать следующие выводы:
1.В более старшем возрасте мужчины и женщины обладают разными внимательностью и усвояемостью материала.
2.Мужчины с большим опытом работы, чем у окружающих людей, часто обладают качеством ложного лидера.
3.Преподаватель должен быть психологически готов к разного рода отрицательным моментам.
Литература
Адлер А. Понять природу человека. СПб., 1997. С. 106 – 130.
Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей: медико-психологические аспекты. Л., 1988. С. 44 – 63.
Кон И. С. Введение в сексологию. М., 1999. С. 43 – 56.
Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1996. С. 225 – 267.
Хорни К. Женская психология. СПб., 1993. Т. 1. С. 26 – 31, 76 – 87.
Юнг К. Г. Психология бессознательного. М., 1996. С. 253 – 281.