ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МАГИСТРАНТОВ В ВУЗЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МАГИСТРАНТОВ В ВУЗЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Методика, как учение о методах обучения и воспитания, представляет собой часть общей теории образования и обучения, разрабатывающей весь комплекс вопросов содержания, методов и форм обучения. Под методами обучения понимают:

- способы обучающей работы преподавателя и организации учебной деятельности учащихся;

- способ взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов;

- способ организации познавательной деятельности студентов.

То есть, методика преподавания – это учение о способах, формах, методах и средствах обучения. Предметом методики преподавания является процесс обучения. Методика разрабатывает как организационные механизмы, применительно к деятельности педагогов, так и способы и организационные формы учебно-воспитательного процесса, что позволяет сделать вывод о многоуровневом характере методики преподавания.

На первом уровне располагается наука, которая подчиняет себе педагогический процесс на основе диалектического взаимодействия педагогики, как теории образования, и дидактики, как теории обучения. На втором уровне – учение, как научная дисциплина, о методах обучения и процесса воспитания в целом. На третьем уровне – учение о специальных способах и приемах для изучения конкретной дисциплины, либо группы дисциплин. Поэтому, есть как общая методика преподавания, так и специфические частные методики преподавания.

В настоящее время постоянное изменение приоритетов связано с возникшим современным постиндустриальным обществом, которое заинтересовано в том, чтобы граждане этого общества были способны самостоятельно действовать, активно принимать решения, могли адаптироваться к стремительно меняющимся условиям жизни, что привело к новой образовательной парадигме и смене образовательных стандартов.

Переход высшего образования в России на двухуровневую систему обусловил возможность обучения студентов в высших учебных заведениях в бакалавриате и магистратуре, и, если бакалавриат дает возможность подготовить будущего управленца в соответствии с рамками общих базовых требований, то магистратура значительно повышает их профессионализм и дает возможность сформировать личность, способную не только обучать профильным дисциплинам, но и осуществлять профессиональную деятельность в условиях, учитывающих современные реалии формирования информационного постиндустриального общества.

Основным требованием к выпускнику высшего учебного заведения является обеспеченность его профессиональными компетенциями, что определяется накоплением знаний, а также приобретенными практическими навыками и умениями. Формирование у выпускника вуза творческого потенциала требует изменений структуры и содержания настоящих образовательных программ, использования новых методов и технологий, а также новых критериев оценки как обучающихся, так и абитуриентов. При этом магистратура сможет функционировать должным образом лишь в условиях благоприятных для развития научных исследований. Обеспечение высокого качества магистерской подготовки вынуждает перестройку всего образовательного процесса по направлению «обучения через исследование».

Социальные потребности общества по отношению к образованию изменились. В современном маргинальном обществе необходимо формирование личности, способной к творческому, сознательному, а самое главное самостоятельному определению своей деятельности, к самодисциплине и саморегулированию, которые обеспечивают достижение этой цели. Но в данном случае проблема состоит в том, что система государственного и муниципального управления во многом не способствует ни развитию креативности мышления служащих, ни внедрению в их деятельность инноваций.

Для решения подобных проблем требуется особый подход к обучению студентов - компетентностный подход, который предполагает изменение самого характера учебного процесса, превращает его в сотрудничество, обеспечивающее демократизацию позиции преподавателя с одновременным активным включением студентов в творческую, совместную и продуктивную деятельность.

Традиционная методика предполагает общение преподавателя и студента, постоянный контроль со стороны преподавателя за учебной деятельностью студента, контроль усвоения учебного материала. Другими словами, результативность этого диалога зависит от правильного решения преподавателем задач:

- постановки учебной цели и вытекающей из этого мотивации для студента;

- осуществления передачи материала (лекции) и его правильной подачи для студентов (практические занятия). При этом преподаватель решает функцию методической проработки учебного материала;

- контроля полученных студентами знаний.

Компетентностный подход — это совокупность общих принципов по определению целей образования, отбору содержания образования, организации образовательного процесса и оценке образовательных результатов.

Существуют основные методы обучения, которые можно классифицировать по степени участия субъектов образовательного процесса в создании учебного материала:

- академический метод, предполагающий, что знания и навыки передаются от преподавателя к студентам в готовом виде;

- активный метод, основанный на «добывании» знаний посредством самостоятельной работы студента;

- интерактивный метод, при котором получение новых знаний происходит посредством совместной работы участников познавательного процесса, преподавателя и студента.

В нынешних условиях преподавание должно сочетать в себе выработанные практикой директивную и современную, как раз таки носящую инновационный характер, интерактивную модели обучения.

Интерактивные методы обучения – это пути и средства преподавания, которые нацелены на активное участие и непосредственное вовлечение в учебно-образовательный процесс студента-магистранта. Такая модель обучения направлена на достижение понимания передаваемой информации, и предполагает творческое переосмысление полученных ранее сведений, при этом сам процесс передачи информации построен на принципе взаимодействия. Взаимодействие это происходит в режиме некого диалога, который ведется, как правило, между преподавателем и студентом, либо компьютером или технологическим оборудованием.

Следовательно, интерактивный метод - это диалоговое обучение, в рамках которого осуществляется взаимодействие с кем-либо, или с чем-либо. В ходе такого обучения студенты учатся мыслить критически, решать сложные проблемы, основываясь на анализе обстоятельств и соответствующей информации, рассматривать и обсуждать альтернативные мнения и принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Можно привести несколько примеров интерактивных методов обучения, таких как: метод проблемного изложения; презентации; дискуссии; кейс-стади; коллективную работу в группах; метод критического мышления; метод мозгового штурма; викторины; мини-исследования; метод блиц-опроса; метод анкетирования и многие другие.

Конечной целью использования педагогических технологий в учебном процессе в высших учебных заведениях является создание условий для становления и развития студента не только как специалиста в определенной профессиональной деятельности, но и как личность, обладающую умением критически осмысливать проблемы, принимать решения из ряда альтернатив и на основе творческого поиска, способностью к надлежащей культурной и деловой коммуникации. В заключении хотелось бы отметить, что на мой взгляд, любая педагогическая технология не может заменить живого, эмоционального общения, а её разработка и практическое применение требуют высочайшей творческой активности от педагога и студента, что напрямую зависит от индивидуальных человеческих качеств обоих субъектов.

Литература:

1. Методика преподавания в вузе: учебное пособие / Шпалтаков В.П. // Омский государственный университет путей сообщения, 2015. – 23 с.

2. Интерактивные методы обучения в вузе как педагогическая инновация / Гулакова М. В., Харченко Г. И. // Концепт, №11. 2013. С.1-5.

3. Современные технологии обучения в вузе. Методическое пособие / Малышева М.А. // Санкт-Петербург: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ, 2011. – 134 с.

4. Инновационные формы и методы обучения магистрантов по направлению подготовки «государственное и муниципальное управление» – новые пути развития вузовского образования / Цветков А.А., Чулюкова С.А., Свищева В.С. // Фундаментальные исследования, № 9-2. 2014. С.433-439.

Просмотров работы: 1183