ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ.

Ишбаев И.С. 1
1Уфимский государственный авиационный технический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Развитие страны зависит от становления конкурентоспособной промышленности. Известно (в частности с учетом мирового опыта), что сила и экономическая мощь страны, отношение к ней в первую очередь зависит от уровня ее научно-технического развития. Научно-техническое развитие, в свою очередь, предполагает наличие профессиональных инженерных кадров и рабочих. В решении этой задачи важнейшую роль играет подготовка специалистов для системы профессионально-технического образования. Однако подход к подготовке таких специалистов в вузах сторонниками «чисто педагогической» и «чисто технической» образования существенно отличается.

Специалист профессионально-технического образования должен обладать знаниями не только педагогической, но и инженерно-технической области. Согласно преподаватель, обучающий будущего специалиста, должен быть знатоком той отрасли науки, к которой относится дисциплина. Или, если он профессиональный педагог, глубоко владеть наукой, к которой относится предмет излагаемого материала. У нас же часто считается, что «преподаватель вообще» может преподавать совершенно разные дисциплины, не является верным подходом к образованию. В то же время специалист, не владеет педагогической наукой, также вряд ли сможет дать качественное образование. Например, в Уфимском государственном авиационном техническом университете (УГАТУ), многие преподаватели будучи являясь специалистами одной области еще преподают несколько смежных предметов, не владея этим предметом в полной мере.

Преувеличения того или иного фактора оказывает негативное влияние на подготовку специалиста. Вряд ли кто будет противоречить, что профессор материаловедения должен сначала быть материаловедом, а затем уже преподавателем. если преподаватель не знает предмета, включая его научные тонкости, которые выходят за рамки преподаваемого предмета, то будь он самым профессиональным в области педагогики, он не сможет объяснить студенту, например, различие штампов совмещенного действия от штампов последовательного действия, чем отличается вырубные штампы от пробивного и т.д.

Поэтому при преподавании специальных предметов важно должно быть требование знания самой науки, которая преподается в данной дисциплине.

Организация аудиторной работы со студентами

На основе учебной деятельности у студентов появляется определенное отношение к различным учебным предметам. Чтобы студенты успешно овладели знаниями, умениями и навыками, преподавателю необходимо организовать учебный процесс в соответствии с современными принципами мотивации и потребностей личности. Основными факторами, которые мотивируют студентов к активной учебно-творческой деятельности, являются: важность предмета для профессиональной подготовки и осознание теоретической и практической значимости тематики занятий; осознание студентом ближайших и конечных целей обучения; высокая педагогическое мастерство преподавания дисциплины (эмоциональная форма преподавания учебного материала, демонстрация преподавателем перспективных направлений развития научных идей в определенной области, решения задач, создают проблемные ситуации в структуре учебной деятельности); личностные взаимоотношения (антипатия или симпатия) с преподавателем данного предмета и тому подобное.

Для эффективного взаимопонимания между студентами и преподавателем педагог должен знать психологическую структуру студенческой аудитории. Ведь каждая студенческая группа делится на неформальные подгруппы по определенным интересам и имеет своих неформальных лидеров. Преподавателю целесообразно их знать и уметь с ними взаимодействовать. Кроме того, студент как личность имеет свою психологическую структуру, основными компонентами которой являются направленность, возможности, характер, темперамент.

В основном выделяют следующие типы студентов: «негативистов» (все воспринимают негативно) «Позитивисты» (стараются всегда поддержать преподавателя) «Молчуны», «всезнайки», «многословные». При этом преподавателю необходимо учитывать темперамент студента, его уровень общей образованности и воспитанности, способности к творческому поиску и другие факторы. Согласно этим аспектам преподаватель строит свои взаимоотношения со студентами и налаживает аудиторную работу. С целью совершенствования педагогического мастерства преподавателю желательно изучать формы и методы проведения занятий другими лекторами, разнообразить способы деловых контактов с аудиторией.

Преподаватель как организатор образовательной среды должен обеспечить необходимые условия учебного процесса, чтобы студенты имели возможность учиться ритмично и самостоятельно, постоянно пополняя свои знания. Желательно постоянно изучать потребности студентов, их стремление и мотивы деятельности. Изучать общественное мнение в процессе проведения аудиторных занятий можно следующими способами: наблюдение (замечать положительные реплики, отзывы, негативные эмоции, отвлечение от занятий, наличие вопросов студентов); анкетирования (рекомендуется проводить в начале, внутри и после окончания курса). При этом целесообразно определить взгляды студентов по таким вопросам: соответствие учебного материала тематике курса; значимость дисциплины в профессиональной подготовке; характер изложения материала (логика, темп, эмоциональность, определение главных вопросов); общая характеристика личности преподавателя (эрудиция, доброжелательность, культура речи и т.д.).

Как студент хотелось бы дать некоторые рекомендации преподавателю при чтении лекций: старайтесь не читать, а говорить; логично стройте мысли и предложения; определяйте последовательность и непротиворечивость суждений; подбирайте аргументированные факты и доказательства; будьте в хорошем настроении и дружелюбны; уделяйте внимание эрудиции; контролируйте аудиторию умейте распознавать критические моменты лекции анализируйте свое выступление. Стремиться разнообразить свой лексический запас, избегать штампов, шире использовать синонимы.

Список литературы

1. Особенности методических и психолого-педагогических аспектов в преподавании математики на гуманитарных специальностях в технических вузах / А.Д. Иванова // Теоретико-методологические проблемы естественнонаучных методов в гуманитарных науках: Материалы международной научно-практической конференции. – Уфа: Изд-во «АЕТЕРНА», 2014. 472-481 с.

2. Иванова А.Д. Особенности методических и психолого-педагогических аспектов в преподавании «Педагогики и психологии высшей школы» для магистров технических специальностей // Современные проблемы науки и образования. 2015. №6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=23.. (дата обращения: 04.09.2016).

3. Компетентностный подход к формированию профессиональной культуры будущих экономистов / Кунгурцева Г.Ф., Иванова А.Д., Шамсутдинова Д.Ф. // Управление экономикой: методы, модели, технологии: Материалы XV международной конференции, В 2 т. Т. 2, / Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. – Уфа: УГАТУ, 2015. – 212-215 с.

Просмотров работы: 918