Линейная сварка трением (ЛСТ) является критической технологией, представляющей из себя, получение неразъемного соединения в результате нагрева поверхностей трением, вследствие возвратно-поступательного движения деталей относительно друг друга и приложением ковочного давления по окончанию процесса. ЛСТ относительно молодой процесс, требующий проведения исследований для выпуска готовой серийной продукции. Для успешного освоения процесса сварки и работы на специализированном оборудовании необходимо подготавливать специалистов, обладающих требуемыми компетенциями.
Обучение этой категории людей должно проводиться с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 15.03.01 «Машиностроение». Согласно ФГОС ВО выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями.
Общекультурные компетенции вырабатываются посредством изучения общих дисциплин, преподаваемых во всех специальностях, независимо техническое оно или нет. К основным таким дисциплинам относятся история России, философия, экономика, право, английский язык и физкультура. В течение освоения материала происходит формирование мировоззренческой и гражданской позиции бакалавра, становится возможным применение знаний в вопросах экономики и права, студент получает всестороннее развитие не только умственных, но и физических способностей. Для того чтобы успешно получить вышеприведенные компетенции, студент должен посещать лекции, семинарские и практические занятия. При помощи учебной нагрузки бакалавр получает навыки работы в команде, выступления перед публикой, проявление инициативы в работе, учит осуществлять подготовку к поставленному вопросу и формирование грамотного ответа на него, с возможностью отстаивания своей точки зрения. Общекультурные компетенции очень важны при дальнейшей работе на предприятии, так как будущий специалист получает необходимые знания, умения и навыки для успешной социальной адаптации на рабочем месте.
Общепрофессиональные и профессиональные компетенции формируются с изучением непосредственно самой отрасли «Машиностроение» и конкретно специальности выпускника, в данном случае сварочное производство. Ниже приведены перечни данных компетенций.
Общепрофессиональные компетенции[1]:
умение использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОПК-1);
осознание сущности и значения информации в развитии современного общества (ОПК-2);
владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОПК-3);
умение применять современные методы для разработки малоотходных, энергосберегающих и экологически чистых машиностроительных технологий, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности людей и их защиту от возможных последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий; умением применять способы рационального использования сырьевых, энергетических и других видов ресурсов в машиностроении (ОПК-4);
способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-5).
Так как область линейной сварки трением находится на стадии исследования, то целесообразно получить профессиональную компетенцию на научно-исследовательскую деятельность для развития и дальнейшего внедрения технологии сварки.
Научно-исследовательская деятельность[1]:
способностью к систематическому изучению научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по соответствующему профилю подготовки (ПК-1);
умением обеспечивать моделирование технических объектов и технологических процессов с использованием стандартных пакетов и средств автоматизированного проектирования, проводить эксперименты по заданным методикам с обработкой и анализом результатов (ПК-2);
способностью принимать участие в работах по составлению научных отчетов по выполненному заданию и во внедрении результатов исследований и разработок в области машиностроения (ПК-3);
способностью участвовать в работе над инновационными проектами, используя базовые методы исследовательской деятельности (ПК-4).
Для получения приведенных компетенций студент на базе знаний общих предметов должен глубоко изучить ответвления отрасли «Машиностроения» для понимания технологии производства изделия и непосредственно само сварочное производство. Также необходимы практические занятия и лабораторные работы, в ходе которых, студент находит применения полученных знаний в прикладном характере, максимально приближенных к производству. Важным этапом подготовки является самостоятельная работа над заданиями в виде расчетно-графической или курсовой работы, где бакалавр учится самостоятельно находить решения типовых и нестандартных задач, учится мыслить творчески.
После получения необходимых знаний, студенту нужно дать на исследование реальные задачи по линейной сварке трением, Такой этап называется научно-исследовательская работа студента (НИРС). Цели на НИРС должно выдавать предприятие, занимающееся производством продукции при помощи ЛСТ. В течение НИРС студент проводит эксперименты и моделирует реальные процессы ЛСТ, например определение составляющих энергетического баланса и напряженно-деформируемое состояние. В соответствии с целью исследования, бакалавр по окончанию НИРС получает результаты, которые описывает в статье и представляет в виде доклада на научной конференции.
Для полного понимания процесса ЛСТ, студентам необходимо организовывать экскурсии на предприятие с подробной демонстрацией и объяснением работы оборудования; технологией подготовки под сварку, сварки и операций после сварки; изготавливаемой продукции.
После окончания обучения по программе бакалавра направления «Машиностроение», человек будет способен непосредственно приступить к своим должностным обязанностям, в приведенном случае области линейной сварки трением.
Литература:
ФГОС ВПО по направлению 150700 Машиностроение (квалификация (степень) бакалавр). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/15/20111115151302.pdf (Дата обращения: 15.12.2016)
Селиванов С.Г., Гузаиров М.Б., Кутин А.А. Инноватика: учебник для вузов.– 3-е изд., доп. –М.: Машиностроение, 2013. – 640с.
Медведев А.Ю., Никифоров Р.В., Супов А.В. Определение составляющих энергетического баланса при линейной сварке трением // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2012. – № 1-2. – С. 78-82.