ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА ПРИ ПРИОБРИТЕНИИ ПЕРВОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО ОПЫТА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА ПРИ ПРИОБРИТЕНИИ ПЕРВОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО ОПЫТА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В ходе прохождения педагогической практики каждый аспирант сталкивается с необходимостью проведения нескольких практических или лабораторных занятий. При отсутствии должного опыта публичных выступлений, в проведении занятий с большими группами студентов, каждое занятие является стрессовой ситуацией, ведь необходимо умение «ставить» себя предстать перед студентами как учителя, наставника, человека к которому будет приковано внимание. Такая роль для любого молодого преподавателя всегда в новинку. В этой ситуации молодому педагогу необходимо произвести оценку собственного преподавательского профессионализма и провести некоторую подготовку, что поможет уменьшить волнение, не допускать некоторые типичные ошибки и сосредоточиться на образовательном процессе. Содержание данной статьи основано на собственном опыте проведения практических занятий по предмету «Информатика и вычислительная техника».

К критериям профессионализма преподавателя можно отнести высокий уровень психолого-педагогических и научно-предметных знаний и умений в сочетании с соответствующим культурно-нравственным обликом, обеспечивающим на практике социально востребованную подготовку будущих специалистов [1]. Таким образом можно выделить два главных аспекта: компетентность в области технических наук и наличие некоторой психолого-педагогической подготовки.

Если отбросить в сторону вопросы коммуникаций со студентами и остальные психолого-преподавательские проблемы, то главным спорным аспектом выступает компетентность молодого преподавателя в предметной области, знание предмета, который предстоит вести. Ведь не редка ситуация, когда аспиранту предстоит проводить занятие по предмету, в котором у него есть «пробелы», ведь он сам еще недавно был студентом. Помимо этого, молодой преподаватель с большой долей вероятности не обладает должной глубиной знаний в предметной области, в то время как пытливый ум студента в любой момент может сгенерировать вопрос, который поставит преподавателя в тупик. Неправильное трактованные данного аспекта самим преподавателям может вызывать самую различную неправильную реакцию – злость на студента, т.к. вопрос прозвучал не совсем по теме, или может смущение, от того что ответ на вопрос педагогу неизвестен. Здесь нужно принять и осознать, что всё на свете знать невозможно, и в любом случае попытаться вместе порассуждать и найти ответ вместе со студентом, а в случае если вопрос действительно умный и интересный – обязательно поощрить ход мысли и заинтересованность.

Вопрос компетентности педагога при проведении практик и лабораторных по техническим специальностям действительно трудный – нужно быть технически подкованным, обладать знаниями в смежных областях, иметь хорошую математическую базу, а также некоторый практический опыт за плечами. Всё это поможет чувствовать себя гораздо увереннее при объяснении задания или ответе не вопрос студента. Однако, для большинства аспирантов на технических специальностях это не является большой проблемой. К любому предмету так или иначе всегда можно подготовить материал. Гораздо большее количество проблем на мой взгляд вызывает второй аспект – психолого-педагогическая подготовка.

Можно легко представить себе ситуацию – молодой аспирант через неделю первый раз будет проводить практическое занятие. Но как можно подготовиться, ведь нет четкого понимания, что ожидает на занятии – как воспримут студенты, какой уровень их подготовки, как у них с дисциплиной? Всё это будет выясняться по ходу проведения занятий. Однако, основываясь на собственном опыте хочется выделить перечень аспектов, к которым помогут подготовиться и настроиться к получению первого уникального опыта преподавания:

  1. Составить и четко следовать методическому плану. Это звучит как нечто весьма очевидное, ведь для этого и составляется методический план. Однако, при отсутствии опыта велик риск сбиться с намеченного графика, К примеру: на детальное объяснение какого-либо задания ушло больше времени, чем планировалось или студенты завалили вопросами и т.д. Следование определенному плану всегда поможет контролировать ход проведения занятия.

  1. Доброжелательность и искренность. Это неотъемлемые черты любого преподавателя, помогающие умело руководить студентами. Ничто так не побуждает быть их откровенными с преподавателем, с доверием относиться к его советам и указаниям, как его общительность [2]. Нужно настроиться на позитивное общение, не быть угрюмым, озлобленным, выражающим недовольство. Но есть и обратная сторона этого пункта – нельзя подпускать к себе студентов слишком близко. Разговоры о хорошо проведенных выходных и личных планах не будут способствовать выполнению практического задания на «отлично». Интересные истории из личного профессионального опыта, на мой взгляд, всё же можно допустить – это всегда интересно студентам.

  1. Организовать свою работу. Как и в любом другом деле, при проведении практических занятий педагог должен быть строго организован. Должен быть порядок в тетради (там, где список студентов, какие-либо особые отметки и т.д.), в электронной почте – т.к. студенты будут присылают отчеты, в папке с методическими указаниями на «флэшке», да и в конце концов на рабочем столе. Всё это поможет сформировать образ аккуратного, ответственного, организованного педагога среди студентов, а также не выбиться из рабочей калии. Мало уважения вызывает преподаватель, забывший листок со списком студентов и в очередной раз выпрашивающий его у старосты.

  1. Балльно-рейтинговая система. Молодой педагог, заканчивая курс практических занятий должен выставить оценку (балл) каждому студенту и передать их преподавателю, который принимает экзамен или зачет. В настоящее время в ВУЗах повсеместную практику в педагогическом процессе получила балльно-рейтинговая система(БРС). БРС поощряет студентов к работе в течение семестра. Благодаря БРС студент больше защищен от необъективности отдельных преподавателей. Скажем, если раньше попадался преподаватель – человек настроения, то он мог завысить или занизить оценку тем или иным студентам, а то и всей группе. Теперь он так сделать не может. [3] БРС помогает не только студенту, но и преподавателю, т.к. система оценивания теперь открытая, прозрачная. Пренебрежение БРС может привести к субъективному оцениваю, что непременно вызовет недовольство и недоверие среди студентов.

  1. Саморефлексия. Очевидно, не всё будет идти так как нужно с первого же занятия. Элементы волнения, отсутствия опыта будут давать о себе знать. Важным шагом на пути становления профессионалом является саморефлексия или самоанализ, т.е. умение провести работу над ошибками. К примеру - ушло много времени не объяснение задачи, т.к. недостаточно детально подготовился, понадеялся на память и забыл трудную формулировку определения, либо резко отреагировал на глупый вопрос от студента и т.д. – всё это ошибки, которые следует исправить в следующий раз, а не делать так, чтобы неловкое пятисекундное молчание стало «фишкой» педагога.

Список советов и пожеланий безусловно можно продолжить. Разумеется, развитие профессиональных качеств преподавателя невозможно без определенной мотивации, саморазвития и самообразования. Здесь были выведены именно те аспекты, которые я вывел для себя, исходя из собственного опыта.

Литература:

  1. Слагаемые профессиональной компетентности преподавателя вуза / под ред. В. Г. Тимирясова. – Казань: Изд-во «Таглимат» ИЭУП, 2001. – 112 с.

  2. Барьеры на пути становления молодого преподавателя. С.Д. Резник – «Высшее образование в России» ­­­­­­­­– 114 с.

  3. О балльно-рейтинговой системе. Размышления преподавателя. Р. Вахитов «Кафедра. Газета Башкирского государственного университета» -С.-С. 4-5

Просмотров работы: 570