В последнее время замечается снижение интереса в этой сфере или идет выбор количественный подход к решению, чем качественный. Например, юристов и экономистов очень много "пруд пруди". В связи с чем это происходит? И к чему это все приводит?
Ключевая задача нашего школьного образования состоит во всестороннем развитии ребенка, физической подготовки и далее развитии на следующих ступенях образования.
Нестабильность экономики России влияет на предложение на рынке труда, что так же пагубно отражается на выборе профессии выпускниками общеобразовательных учреждений.
В нашей школьной образовательной системе необходимо внедрить психологические работы для работы с каждым школьником индивидуально. Поскольку некоторые ученики покидают школьное место уже с 9-го класса, то возможно следовало бы внедрить такого рода работу уже ребятам с раннего возраста. Выбор профессии это довольно сложный и мотивационный процесс и во многом случае ребенок сам не в силе выбрать свою профессиональную деятельность. В связи с этой проблемой необходима индивидуальная или групповая работа с психологом. Можно внедрить такие знания как: работа с целями, работа над собой, внутреннее Я и прочее.
Но каким образом выбирают дальнейшее образование после школы?
̶ Университет рядом с домом
̶̶̶̶̶̶ Легче всего поступить
̶ Доступно по деньгам (для ограниченных в финансовом плане семей)
̶ Легко учиться
̶ Престижный университет
̶ Идти по родительским стопам
̶ Поблизости только 2 университета медицинский и аграрный, в другой регион родители не отпускают
̶ Дабы не пойти в армию
И этот список можно продолжать бесконечно. И я считаю, очень мало школьников выбирают действительно понравившееся себе направление. После этого не удивительно, что, закончив следующую ступень своего развития, молодые специалисты не идут работать в ту сферу, по которой учились.
Небольшая статистика по России:
В 2009 году исследователи Высшей школы экономики насчитали лишь 49,6% выпускников, не поменявших профиль. С того времени эта статистика практически не менялась. Например, в 2014 году в Росстате посчитали, что «верными своей профессии» остаются лишь 53,3% выпускников. В отчете ВШЭ также говорится, что из работающих не по специальности 10% занимаются работой аналогичного статуса (должны были стать инженерами, а стали журналистами), 16,4% — занимаются более статусной работой (например, были инженерами, а стали руководителями), 24,1% опустились по иерархии (были инженерами, а в итоге работают водителями).
В 2015 году из российских учебных заведений выпустилось около 2,1 миллиона человек. Из них диплом специалиста, бакалавра или магистра получили 1,3 миллиона. Среднее профессиональное образование получили 446 тысяч человек, а различные программы профессиональной подготовки прошли еще 368 тысяч человек.
Работают по специальности чаще всего врачи. Среди выпускников высших медицинских учебных заведений 2012-2014 годов к 2015 году почти 97% продолжили работу по своему профилю. На втором месте — специалисты по IT (81%), на третьем — по энергетике (77%). Гуманитарии и представители физико-математических специальностей занимают примерно равные позиции (68% и 63%). Чаще всего профиль меняют специалисты по сельскому и рыбному хозяйству (только 56% работают в соответствии с дипломом).
Грустную картину можно наблюдать так же и в нашей республике в аграрном секторе. Причиной этому возможно является как отсутствие рабочих мест в районах, так и нежелание нового поколения заниматься аграрной деятельностью. В связи с чем и распадаются жизнь в поселках и деревнях.
В рейтинге специалистов, получивших среднее профессиональное образование (то есть закончивших техникумы, колледжи и т.д.) также лидируют врачи (90% работают по диплому), на втором месте — педагоги (72%), а на третьем — специалисты по энергетике (64%). На последнем месте — специалисты по «технологии продовольственных продуктов и потребительских товаров» (47%).
Есть интересный рейтинг профессий по Республике Башкортостан. Данные по 1 октября 2016года.
Рис. Рейтинг профессии служащих по Республике Башкортостан
Из этих данных можно сделать вывод, что в Республике Башкортостан имеется нехватка “технарей”, но зато преобладает в количестве специалистов и менеджеров. Грустно, что после окончания ВУЗа ребята без энтузиазма к своей профессии выбирают должность менеджера и не стремятся к новым знаниям и к поискам своего личного дела жизни.
Отсюда следует, что решением может быть, что в каждой школе необходимо ввести факультативные занятия с детьми. Уже в раннем возрасте можно определить, какая деятельность человеку предпочтительнее. Исходя уже из этих результатов, можно углубленно заниматься выбранными предметами.
Если не внедрять это в школе, то уже есть частные центры, где занимаются детьми с малого возраста, где учитывают индивидуальные особенности ребенка, узнают сильные качества, а так же дают упражнения для дальнейшего "прокачивания" этих сторон. Но все это стоит денег и не каждая семья может позволить себе этого полезного удовольствия. Когда ребенок занимается тем, что ему нравится, его не нужно заставлять это делать, а только настраивать на правильную волну и у него будет больше мотивации.
От образования наших детей зависит наше будущее, политическое, экономическое и духовное развитие страны.
Литература
Т.Н. РЕТУНСКАЯ Выбор профессии как психологический феномен
Мансуров В.А., Юрченко О.В. Социология профессий: история, методология и практика исследований // Социс. 2009. № 8.
Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988
www.examen.ru
http://ibusiness.ru
https://e-koncept.ru
http://www.bashzan.ru