РАССМОТРЕНИЕ ПРОБЛЕМ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ В ВУЗАХ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАССМОТРЕНИЕ ПРОБЛЕМ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ В ВУЗАХ

Горбатков М.В. 1
1Уфимский государственный авиационный технический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из первостепенных педагогических задач высшей школы является работа со студентами младших курсов, направленная на их успешную и, как можно более быструю, адаптацию к новой системе обучения и системе отношений, а также к новой социальной роли. Адаптация студента к вузовской среде – это многостадийный и сложный процесс, зачастую сопровождающийся полной перестройкой мировосприятия молодого человека. Это объясняется необходимостью отказа от устоявшегося уклада жизни и распорядка дня, преодоления совершенно новых профессиональных и адаптационных проблем.

Имеется множество формулировок термина адаптация. В общем виде ее можно описать как приспособление, необходимое для адекватного существования в изменяющихся условиях, а также, как процесс включения индивида в новую социальную среду, освоение им специфики новых условий. Понятие адаптации в современной психологии и социологии рассматривается как процесс и результат установления гармоничных взаимоотношений между личностью и социальной средой.

Профессор СПбГУ В.А. Якунин понимает под адаптацией процесс взаимодействия человека и окружающей среды, в результате которого у него возникают модели и стратегии поведения, адекватные меняющимся в этой среде условиям. Автор считает возможным применение данного общего определения к условиям образовательной среды, когда студент подстраивается к ней через перестройку стратегий поведения. В свою очередь, Е.В. Осипчукова выделяет в адаптации личности первокурсника в новой для него социокультурной среде следующие стадии:

1. Начальная - осознание, как надо себя вести в новой социальной среде, но пока без готовности признать и принять систему ценностей вуза, стремление держаться прежней системы ценностей.

2. Стадия терпимости - проявление взаимной терпимости к системам ценностей и образцам поведения друг друга.

3. Аккомодация - признание и принятие основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социокультурной средой.

4. Ассимиляция - полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды.

По завершении этих стадий студент входит в состояние адаптированности и может считаться полноценной частью данной конкретной социокультурной группы вуза. Теперь он способен эффективно справляться с предъявляемыми в ней задачами и требованиями, быстро развиваться со значительной концентрацией на предоставляемой обучающей информации, а не на формах его подачи или каких либо иных второстепенных факторах обучения.

К основным трудностям на пути к этому состоянию можно отнести следующие моменты:

• Сложность распределения времени и умственных сил.

• Высокие требования преподавателей.

• Значительный объем информации для усвоения.

• Отсутствие постоянного контроля со стороны родителей и учителей.

• Недостаточный уровень силы воли для систематической учебы.

Существует ряд стратегий для преодоления вышеперечисленных проблем. Их можно подразделить на активные, нейтральные и пассивные. Активные требуют явного вовлечения субъекта в процесс - это реальное изменение себя или активное изменение среды. Нейтральные - уход от контакта с окружающей средой и углубление в свой внутренний мир, уход из среды и поиск новой. Пассивные, защитные формы адаптации - это пассивное подчинение условиям окружающей среды, пассивное ожидание изменений внутри себя, пассивное ожидание внешних изменений. Выбор той или иной стратегии сугубо индивидуален и напрямую зависит от типа личности студента, его жизненного опыта и уже оконченных учебных заведений.

Важная задача преподавателей вуза, кураторов групп и студентов старших курсов помочь выбрать правильную модель поведения, найти нужное русло и наименее болезненно пройти этот этап становления обучающегося. Для этого могут быть использованы методы привлечения к культурно-массовым мероприятиям и концертам, спортивным соревнованиям, активистской и общественной деятельности, где будущий специалист сможет отвлечься от временных трудностей в учебе и раскрыться на новом поприще, получить дополнительную мотивацию и источник позитивных эмоций. Данная задача является первостепенной по отношению к студентам младших курсов и от качества ее решения зависит уровень знаний и мастерства выпускников, будущих работников предприятий и заводов, что напрямую формирует потенциал для экономического роста и развития нашей страны.

Список литературы:

  1. Иванова А.Д., Шамсутдинова Д.Ф. Проблемы психолого-педагогической адаптации первокурсников // Оптимизация процесса социальной адаптации студентов к новым условиям жизнедеятельности: теоретические и методические аспекты. Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. М.: ООО «РС Дизайн», 2013. С. 87-90.

  2. Кушнерова О.Ф., Кушнерова Ю.Ю., Специфика социально-психологической адаптации студентов первого курса к обучению в вузе // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 10 (10). – С. 2314-2317;

  3. Гарькина И. А., Гарькин И. Н. Профориентационная работа на примере реализации проекта «Стройкадры» в г.Пенза [Текст] / И. А. Гарькина, И. Н. Гарькин // Молодой ученый. — 2014. — № 2. — С. 744–746.

  4. Педагогическая психология. Учебное пособие. /Михайлова В.А./ Изд. "Полиус", Санкт-Петербург. 1998г.

  5. Пергаменщик Л. А. Психологические механизмы адаптации учащихся к новым условиям жизни и деятельности. — М., 2008.

Просмотров работы: 359