ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ

Латыпов А.Р. 1
1Уфимский государственный авиационный технический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Адаптация — процесс знакомства сотрудника с деятельностью и организацией и изменение собственного поведения в соответствии с требованиями среды.

Трудовая адаптация – это социальный процесс освоения человеком новой трудовой ситуации, в которой личность и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптивно-адаптирующими системами. Трудовая адаптация – двусторонний процесс между личностью и новой для нее социальной средой.

Перед адаптацией ставятся следующие цели:

- уменьшение первоначальных издержек. Успешная адаптация дает новому работнику возможность скорее освоить установленные стандарты работы;

- снижение тревожности и неуверенности, испытываемых новым работником.

Психологическая помощь, оказываемая сотруднику в процессе адаптации, помогает

- успешно преодолевать неуверенность в себе;

- экономия времени непосредственного руководителя и коллег;

- развитие у нового работника удовлетворенности работой, позитивного отношения к работе и реализма в ожиданиях. [1]

Психологические проблемы адаптации возникает в связи с работой в новом, уже сложенном коллективе. Ощущение недооценки коллегами снижают самооценку.

Значительные трудности молодой специалист испытывает при проведении лекционных и практических занятий, где встречает его новая социальная среда. Заручиться поддержкой коллег, установить взаимоотношения с аудиторией, все это оказывает большую психологическую нагрузку на преподавателя. Преодоление трудностей на первом этапе становления педагога во многом предопределяет дальнейший рост человека. У одних — такие преграды могут вызвать интерес, а у других разочарование в выбранной профессии. В связи с этим, оценка проблем адаптации и определение их решений является на сегодняшний день актуальны задачей. Рассмотрим подробнее основные моменты успешной адаптации

Во-первых, большая нагрузка в период становления специалиста падает на опытного наставника, способного дать рекомендации и полезные советы, совмещать проведение определенных занятий. Наставник должен положительно оценивать результаты труда педагога. Заметив педагогические успехи новичка, нужно непременно отметить их вслух. Ведь похвала поднимает настроение, стимулирует, вселяет уверенность, повышает интерес к делу.

Во-вторых, необходимо посвящать время для получения молодым специалистом педагогического опыта во время обучения, что позволит проработать особые навыки поведения, манеру общения. Данный проработки помогут в будущем грамотно излагать учебный материал, довести его до аудитории.

В-третьих, начинающий преподаватель должен довольно хорошо разбираться в учебном материале, быть компетентным и всесторонне развитым. Он должен избегать явления панибратства, что характерно для занятий с молодым педагогом, суметь завоевать авторитет среди молодого поколения слушателей. Как известно авторитет преподавателя складывается из двух составляющих: авторитета роли и авторитета личности. Если несколько лет тому назад преобладал авторитет роли, то сейчас основное - это личность преподавателя, его яркая, неповторимая индивидуальность, которая оказывает воспитывающее (педагогическое) и психотерапевтическое воздействие на студентов. Несмотря на небольшую разницу в возрасте, он должен уметь давать определенные советы в области личной жизни исходя из своего жизненного опыта. Как показывает опыт, на лекциях 10% времени уходит на обсуждение вопросов, не касающихся учебного материала [2].

В-четвертых, необходимо параллельно вести научную работу в производственном предприятии. Подтверждение теоретического материала реальными примерами из производства позволяет вызвать интерес у студентов.

Вузовская система обучения отличается от школьной и организационно, и методически, и содержательно. Школа - это хорошо изученное, достаточно компактное здание. Вся учеба проходит в одном и том же привычном коллективе - классе. На каждый предмет – один учитель, один учебник, одно помещение. Расписание – стабильное на целый год. Время начала и конца занятий – стандартное. А в вузе – поточные лекции на 100-150 человек, «плавающее» расписание, учебный материал, излагаемый в непривычной манере, и, главное, отсутствие ежедневного контроля.

Стоить отметить, что особенно внимательно надо проводить занятия с первокурсниками. Зачастую студенты не готовы к новым академическим требованиям. Многие аспекты вузовской жизни, кажущиеся очевидными, надо разъяснять. И даже не один раз. Как правило, первокурсники стараются поменьше задавать вопросов, к старшекурсникам и преподавателям не обращаются. Они, как взрослые, хотят сами разобраться в происходящем и не желают принять помощь посторонних. Сделать это – значит признать собственную некомпетентность, нанести удар по самооценке. Задача преподавателя – облегчить процесс адаптации и информировать студентов о практических сторонах жизни и деятельности университета

Первокурснику особенно нужны взрослые друзья и товарищи – и идеально, если таким человеком для студента сможет стать куратор. Педагогу, с одной стороны, нужно по возможности корректировать отклонения в самооценке отдельных студентов, а с другой — более осознанно подходить к формированию актива группы. Для повышения статуса студента и нормализации его самооценки можно поручить ему ответственные, но посильные задания и общественные обязанности. Положительным результатам надо придать огласку - и человек почувствует уверенность в своих силах, а группа оценит его по достоинству. Отдельная тема – восстановившиеся студенты. Многие из них так и не могут полноценно влиться в коллектив. А еще куратору нужно помнить, что чувство юмора – необходимое условие работы со студентами. Нудные нотации молодыми людьми плохо воспринимаются [3].

Исходя из вышеперечисленного можно сказать, что педагогика -это синтез многих профессий. Ни один педагогический вуз не выпускает из своих стен полностью сформированные, высококвалифицированные педагогические кадры. Именно в образовательном учреждении происходит процесс становления педагога как профессионала. От того, как пройдет период адаптации, найдет ли он общий язык с коллективом зависит, состоится ли молодой специалист как учитель, останется ли он в сфере образования или найдет себя в другом деле.

Таким образом, профессиональное становление молодого педагога происходит постепенно, шаг за шагом. В результате, грамотное, качественное управление процессом психологической адаптации и становления начинающих педагогов, помогает как профессиональному росту самих молодых специалистов, так и способствует развитию общеобразовательного учреждения. Работа педагогического коллектива направлена на решение одной из важнейших задач высшей школы — способствовать становлению гражданской позиции и нравственному самоопределению личности студентов. От качества образования и воспитания, которые получают студенты, зависят темпы технологического, экономического, политического развития страны, состояние культуры и духовности общества.

Литература:

  1. Под ред. Базарова Т.Ю., Ерёмина Б.Л. Управление персоналом. Учебник. 1999. Глава 7. Методы формирования кадрового состава. 7.8. Адаптация персонала.

  2. Формирование эмоциональной устойчивости молодых специалистов в образовательной среде педагогического вуза [Электронный ресурс] / Долгова В.И., Буслаева М.Ю. // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. – Декабрь 2013.

  3. Иванова А.Д., Шамсутдинова Д.Ф. Проблемы психолого-педагогической адаптации первокурсников // Оптимизация процесса социальной адаптации студентов к новым условиям жизнедеятельности: теоретические и методические аспекты. Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. М.: ООО «РС Дизайн», 2013. С. 87-90.

Просмотров работы: 514