ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СИНДРОМОМ "ОТЛИЧНИКА" - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СИНДРОМОМ "ОТЛИЧНИКА"

Зигангирова Ю.В. 1
1Уфимский государственный авиационный технический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Считается, что в процессе обучения и воспитания наибольшие сложности возникают при работе со студентами-троечниками, однако, работа с отличниками также требует особого внимания преподавателя, так как здесь возможно столкнуться с так называемым синдромом «отличника».

Конечно, далеко не все отличники страдают одноимённым синдромом. Говорить о его наличии, скорее всего, следует тогда, когда главной целью студента становится заветная пятёрка, а получение любой другой оценки вызывает страх и жуткие переживания.

Безусловно, формирование этого синдрома происходит ещё в младшей школе, причём основная вина лежит на родителях. Ведь хваля своего ребёнка, когда он приносит домой пятёрки, или ругая за четвёрки, родители естественным образом способствуют развитию синдрома «отличника». Маленький школьник начинает чувствовать, что он, вероятно, не так хорош, а потому его могут перестать любить, и он начинает просто-напросто бояться получить оценку сколь-нибудь хуже пятёрки, ясно понимая, что за неё его мало того, что не похвалят, не полюбят, но ещё, быть может, накажут. И этот страх остаётся с учеником и дальше, когда он становится студентом.

С первого взгляда может показаться, что студент с синдромом «отличника» - идеальный студент: он тщательно выполняет все задания, вовремя их сдаёт… И какие здесь могут быть проблемы?

Однако быть преподавателем такого студента не так-то просто. Очень болезненно воспринимая любые ошибки, и просто не желая видеть в зачётке не отличные оценки, студент может просто «терроризировать» преподавателя: просить пересдать какую-нибудь работу, напрашиваться на новые задания и т.п. При устном опросе такие студенты начинают кричать, доказывать, что их ответы верны или что они имели в виду что-то иное, они апеллируют к необходимости получения стипендии, плачут, в конце концов. Работа с такими студентами достаточно сложна и имеет свои особенности.

Следует очень внимательно относиться к студентам и давать им понять, что невозможно быть идеальным во всём, невозможно знать всё, а, значит, всегда будет существовать та сфера жизни и та область знаний, в которых они не самые большие эксперты. Самая большая ошибка при работе с такими студентами связана с желанием преподавателя намеренно меньше исправлять таких студентов и больше хвалить. Такая тактика, наоборот, усугубляет ситуацию. Лучше показывать «отличнику», что другие студенты тоже совершают ошибки, но преподаватель всё равно относится к ним положительно. Кроме того, не следует напрямую критиковать «отличника», так как студент может просто отказаться от заданий и обучения.

Таким образом, главное в обучение студентов с синдромом «отличника» заключается в том, чтобы объяснить им, что высокие университетские оценки, ровно как и школьные, совершенно не связаны с высокими достижениями в реальной жизни.

Литература:

  1. Комплекс (синдром) отличника // Доктор Нарицын [Электронный ресурс] URL: http://www.naritsyn.ru/over-achiever complex.htm (дата обращения: 22.12.2016)

  2. Перфекционизм или синдром отличника // Школа жизни.ру [Электронный ресурс] URL: https://shkolazhizni.ru/psychology/ articles/30428/ (дата обращения: 22.12.2016)

Просмотров работы: 372