ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Утигенова А.Э. 1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения. В настоящее время система образования призвана создавать условия для становления личности нового типа – гражданина и патриота российского общества, человека, соответствующего тенденциям мировой информационной цивилизации и жизнеспособного в условиях меняющейся действительности. Безусловно, патриотическое воспитание подрастающего поколения – залог стабильного развития страны в будущем.

В последнее время в обществе все более широко осознается пагубность для будущего России нравственной деградации. Сложившаяся в стране сложная ситуация вызвала озабоченность работников учреждений образования и культуры, ученых, государственных, общественных и религиозных деятелей, т.к. патриотическое воспитание является важным средством формирования гражданина и патриота, укрепления единства и целостности РФ.

Вопросы патриотического воспитания исследовались в трудах известных педагогов и деятелей прошлого. Эта проблема поднималась в трудах П. Ф. Каптерева, М. В. Ломоносова, Н. И. Новикова, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского и др. Всесторонне исследуется проблема патриотического воспитания Е.А. Ануфриевым, Л.И. Божович, В.А. Черным и др. Современными исследователями данного направления являются Е.В. Григорьева, Е.Н. Кондрашова, З.И. Тюмасева, А.В. Усова и т.д.

Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» в качестве основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования определяет воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма. В Послании президента В. В. Путина Федеральному собранию РФ сказано, что общеобразовательное учреждение должно воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности, таланты молодых россиян, готовить их к жизни. Целью духовно‑нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы является социально‑педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Сегодня патриотическое воспитание является одним из основных направлений деятельности по духовно‑нравственному воспитанию обучающихся. Предпринимаемые попытки воспитывать патриотизм, толерантность и другие качества личности посредством словесных форм педагогического взаимодействия на уроках этики, толерантности, не приносят желаемых результатов. Развитие этих качеств, особенно их ценностно‑смысловой и поведенческо‑деятельностной составляющих, не представляется возможным без активного включения младших школьников в различные виды внеурочной деятельности.

Рассмотрим понятие «патриотизм».

Понятие «патриотизм» в переводе с греческого patris означает родина, отечество. Это явление историческое, в каждую данную эпоху имеет различное социальное и классовое содержание [1]. Можно выделить ряд общепринятых трактовок определения понятия «патриотизм», которые встречаются в отечественной литературе. Чаще всего выделяется чувственная, эмоциональная сторона этого понятия. В русском языке патриотизм определяется как преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу [7]. В психологии и педагогике патриотизм ‑ это чувство любви к своему Отечеству, готовность под­чинять свои личные и групповые интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать её [8]. Патриотизм, по мнению философов, ‑ одно из наиболее глубоких чувств человека, закрепленных веками, тысячелетиями обособленных отечеств. Оно присуще всем народам. Это важное качество человека, предполагающее любовь к Родине, готовность служить ее интересам, своему народу, выполнять гражданский долг и конституционные обязанности по защите своей страны [2].

Вместе с тем патриотизм ‑ это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Любовь к Родине у каждого проявляет­ся в свое время и по-своему. Сначала это происходит неосознанно, ребенок тянется к отцу, к матери: подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, родной улице, селу, городу; и только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознает свою принадлежность к Отчизне.

Обобщая имеющиеся подходы к трактовке понятия «патриотизм», Е. Н. Кондрашова [6] выделила его основные составляющие: а) любовь к Родине, к родным местам, родному языку; б) уважение и знание истории своей Родины, традиций, культуры и обычаев своего народа; в) нетерпимость к расовой и национальной неприязни; г ) стремление к отстаиванию чести и достоинства Родины, готовность защищать её, готовность служить интересам Родины; д) активное и сознательное участие в трудовой деятельности при сочетании личных и общественных интересов. Эволюция педагогических идей воспитания патриота проходила в условиях острых противоречий, нашедших свое отражение в общественной, политической и экономической жизни нашей страны.

М. П. Бузский отмечает, что сегодня патриотическое воспитание – это систематическая деятельность педагогов по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, а его основная цель ‑ формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов [3].

Рассмотрим понятие «гражданское воспитание».

В настоящее время встречается понятие «гражданское воспитание». С ним связано воспитание уважительного чувства к своей родине, своей стране. Гражданское воспитание ‑ это формирование высоконравственного отношения к жизни и чувства долга гражданина, т.е. воспитание самосознания и ответственности за свою страну. С. А. Винникова ставит задачи гражданского воспитания: воспитать готовность защищать свое отечество, отстаивать принципы морали, поддерживать чувство национальной гордости за свой народ и его достижения, ответственность за сохранность и преумножение как национальных, так и общечеловеческих ценностей [4].

А. Г. Вороненко гражданское воспитание рассматривается как формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку осуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным. К основным элементам гражданственности относятся нравственная и правовая культура, позволяющие человеку выполнять свои обязанности по отношению к своему государству и уважительно относиться к другим гражданам. Основная цель гражданского воспитания ‑ воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, потребности в деятельности на благо общества и т.п. Гражданское воспитание тесно связано с нравственным, патриотическим и правовым воспитанием [5].

Важнейшее направление гражданского воспитания ‑ формирование опыта гражданского действия, позволяющего человеку практически реализовывать свои возможности в обществе. Гражданский опыт приобретается детьми в семье, учебных заведениях, в неформальных коллективах, детских общественных организациях и т.п.

Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования социально-ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям. Данное отношение проявляется в желании и стремлении знать историю своей страны, её национальное и культурное богатство, активно участвовать в общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо Родины.

Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников имеет свои особенности, которые определяются своеобразием их личностного развития. Психологи А. А. Люблинская, В. А. Крутецкий, Ш. А. Амонашвили отмечают такие особенности психического развития личности ребенка данного возраста, как импульсивность, общую недостаточность волевой саморегуляции, повышенную эмоциональность, склонность к подражанию, большую активность, доверчивость, известную внушаемость и податливость, огромный авторитет учителя.

Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников представляет собой целенаправленный процесс формирования социально-ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям, которое проявляется в желании и стремлении знать историю своей страны, её национальное и культурное богатство, активно участвовать в общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо Родины. Младший школьный возраст ‑ наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, к жизни своей страны. Важно не упустить этот момент и вовлечь каждого в насыщенную интересную жизнь, деятельность коллектива, направленную на проявление заботы о ближайшем, а затем и дальнем окружении детей. Но при этом необходимо дать каждому ребенку реальную возможность занять активную позицию в организации групповой деятельности: определении ее цели, планировании, поиске способов и средств се выполнения, анализе и оценке результатов. Умелая организация общих дел, где дети по-настоящему могут проявить себя ‑ хорошая школа воспитания социальной активности, гражданственности.

Гражданско-патриотическое воспитание в процессе образования реализуется через организацию познавательной, ценностно-ориентационной, общественной, эстетической деятельность. В процессе обучения используется богатый арсенал методов и форм работы: словесно-логические, образно-художественные, трудовые, игровые формы работы. Они способствуют эффективному гражданско-патриотическому воспитанию детей.

Литература

  1. Алиева, С.А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста / С. А. Алиева // Начальная школа. - 2007. - № 9. - С. 17-20.

  2. Бондаревская, Е.В. Отечественная культурно-педагогическая традиция: опыт разработки концепций воспитания / Е. В. Бондаревская. - Ростов н/Д: РИПКРО, 2003. – 234 с.

  3. Бузский, М. П. Феномен патриотизма в жизненном пространстве российского общества / М. П. Бузский, А. Н. Вырщиков М. Б. Кусмарцев. - Волгоград: Прин Терра, 2008. - 88 с.

  4. Винникова, С.А. Воспитание гражданственности у младших школьников / С. А. Винникова // Воспитание школьников. – 2008. – № 5. – С. 14–15.

  5. Вороненко, А. Г. Модель школьной системы патриотического воспитания учащихся / А. Г. Вороненко. – Тюмень : ТГПУ, 2005. – 135 с.

  6. Кондрашова, Е.Н. Эволюция педагогических идей воспитания патриотизма в жизни нашей страны / Е.Н. Кондрашова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2015. – № 3. – С. 134-144.

  7. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М. : АЗЪ, 1995. – 944 с.

  8. Психолого-педагогический словарь. – Ростов н/Д, 1998. – 544 с.

Просмотров работы: 1246