ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Юхкевич К.С. 1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» Магнитогорск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из важных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции. Среди разнообразных направлений педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность. Метод проектов – это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя новые знания и приобретая новый учебный и жизненный опыт. Именно поэтому проектная деятельность актуальна в современном образовании.

В соответствии с требованиями стандартов для повышения качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей нужно направлять деятельность учителя на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческого подхода в обучении.

Ведущее место занимают такие формы самостоятельной работы учащихся, которые основаны не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых.

Главная идея проектно-исследовательской деятельности – направленность учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении проблемы. Этот результат называется проектом.

Проект – это, по сути дела, просто специальное задание, план, замысел, путь решения проблем, в результате которого должно получиться что-то новое: продукт, отношение, книга, фильм, модель, сценарий, презентация и др.

В начальной школе можно выделить следующие виды учебных исследований:

– по доминирующей в проекте деятельности: исследовательские, информационные, практико-ориентированные, ролево-игровые, творческие;

– по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;

– по месту проведения: урочные, внеурочные;

– по теме: моно проекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения);

– по продолжительности: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные [3].

Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов [3]: выбор темы; постановка цели и задач; гипотеза исследования; организация исследования; подготовка к защите и защита работы; рефлексия [3].

Особенности проектной деятельности первоклассников мы представим на примере литературного чтения [2]. По данной проблеме проанализированы различные виды проектов, которые мы объединили в три больших проекта. Все проектные работы являются творческими. Они учат детей начальным навыкам исследовательской работы, формируют познавательную активность ребенка, самостоятельность и индивидуальность, а также творческие способности.

Первый проект называется «Веселая азбука», он состоит из нескольких этапов:

1 этап – «Знакомство». Этот этап является организационным. В самом начале изучения азбуки проводится классный час, на котором учитель начинает знакомство детей с азбукой и предлагает учащимся поучаствовать в интересном проекте. Дети вместе с учителем продумывают план своей работы, сроки её подготовки и исполнения.

2 этап – «Страна АБВГДейка». В начале изучения литературы дети начинают увлекательное путешествие по стране Азбуки. При изучении букв дети вырезают, рисуют, показывают буквы на алфавите, которая висит на стене, придумывают слова с этими буквами. Они находят слова с заданной буквой в начале, в середине или в конце слова. В ходе изучения букв первоклассники создают свои словарики, рисуют и разукрашивают ярко и красиво каждую изучаемую букву в алфавите, подбирая слова на каждую букву, составляя про нее стишки или загадки, а затем представляют свою азбуку одноклассникам.

3 этап – «Любимая буква». В конце изучения Азбуки дети выбирают себе букву и представляют её классу. Буква создается вручную, рисуется на большом отдельном листе, вышивается, вяжется, слепливается из пластилина, вырезается и др. Дети в этом плане не ограничены, они могут сделать все, что пожелают, конечно, для такой работы необходима помощь родителей. Такого рода деятельность способствует не только формированию творческих качеств ребенка, но и способствует сплочению семьи.

Следующий проект «Страна загадок», эта проектная деятельность может быть, как индивидуальной, так и групповой и может быть реализована в рамках внеурочной деятельности.

Работа над проектом начинается с объявления детям групп загадок: загадки о животных; о явлениях природы; на тему: космос; сочинённые загадки; кроссворды; азбука в загадках.

Дети могут создать большой плакат или книгу загадок, где ярко и красочно представят свои загадки. Ответы на эти загадки дети должны представить в виде рисунков, либо возле каждой загадки, либо в конце всей работы.

Для сочинения своих загадок в помощь каждому ребенку дается памятка «Как придумать загадку?»:

  • выбрать какой-нибудь предмет для своей загадки;

  • представить его в своем воображении;

  • найти такие признаки этого предмета, по которым его можно было бы узнать, даже не называя самого предмета;

  • подумать, с каким предметом его можно сравнить;

  • найти у них какие-то общие признаки или действия;

  • спрятать за эти признаки предмет и загадать о нем загадку [1].

В конце дети представляют свои работы, загадывают разные загадки своим одноклассникам, и выбираются самые яркие и интересные работы.

И еще один проект, который называется «В гостях у сказки», содержание его заключается в том, что в конце учебного года ученики создают журнал своих любимых сказок, которые изучались в течение года или читались самостоятельно. В журнале они пишут название сказки, краткое её описание и описание героев. Рисуют, вклеивают героев или основные события этой сказки. Классифицировать сказки можно как угодно: по авторам, героям, жанрам и др. Главная задача сделать журнал интересным, красочным, чтобы другим детям тоже захотелось прочитать эти сказки, если они их еще не знали.

Конечно же, после каждого проекта проходит подведение итогов и награждения лучших проектов. Нужно стараться выделить каждого ребенка, не забыв ни про кого. Важно, чтобы каждый ребенок понял, что у него все получилось, что его заметили и похвалили.

Таким образом, что проектная деятельность важна для детей начальной школы, она способствует развитию творчества, умения общаться в коллективе, ценить и уважать мнения других людей. Детям интересно выполнять такие задания, они легко погружаются в любую работу и выполняют её качественно и с большим интересом.

Список литературы:

  1. Кутявина, С.В. Поурочные разработки по литературному чтению для 1 класса к учебнику Л.Ф.Климановой и др. / С.В. Кутявина. – М.: Просвещение, 2012. – 144 с.

  2. Литературное чтение. 1 класс: учеб. для общеобразов. Учреждений. Ч. 1 / Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М В. Голованова и др. – М.: Просвещение, 2011. – 80 с.

  3. Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.; под ред А.Б.Воронцова.– 3-е изд.– М.: Просвещение, 2011. – 176 с.

Просмотров работы: 641